Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)
 

    Совет республики 

       Совет Республики является Палатой территориального представительства. От каждой области  и г.Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г.Минска по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

       Членом  Совета Республики может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 30 лет  и проживший на территории соответствующей  области, города Минска не менее 5 лет. 

    Структура Совета Республики: 

       Совет Республики Парламента

       Председатель  Совета Республики

       Заместитель Председателя Совета Республики

       Президиум Совета Республики

       Постоянные (временные) комиссии Совета Республики 

       Состав  Президиума Совета Республики: 

       Председатель  Совета Республики

       Заместитель Председателя Совета Республики

       Председатели  постоянных комиссий 

       Задачи  Президиума Совета Республики: 

       
  1. Организация работы Совета Республики, подготовка его сессий.
  2. Предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Совета Республики.
  3. Подготовка проектов повестки дня для заседаний Совета Республики.
  4. Решение других вопросов, связанных с подготовкой и проведением сессий.

       Президиум Совета Республики является постоянно  действующим органом, подотчетным  Совету Республики. 

       Постоянные  комиссии Совета республики: 

       По  законодательству и государственному строительству

       По  экономике, бюджету и финансам

       По  международным делам и национальной безопасности

       По  региональной политике и местному самоуправлению

       По  социальным вопросам

       Совет Республики при необходимости может  создавать из числа членов Совета временные комиссии: следственные, ревизионные и иные. Временные  комиссии могут привлекать к своей  работе специалистов, не являющихся членами  Совета Республики. Задачи и порядок  деятельности временных комиссий определяются Советом Республики при их образовании. 

    Компетенция Совета Республики:

  1. Одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.
  2. Избирает шесть судей Конституционного суда.
  3. Избирает шесть членов Центризбиркома.
  4. Дает согласие на назначение Президентом:

       -- Председателя Конституционного  суда

       -- Председателей и судей Верховного  Суда и Высшего хозяйственного  Суда

       -- Председателя Центризбиркома

       -- Генерального прокурора

       --Председателя  и членов Правления Национального  банка

       5. Отменяет решения местных Советов  депутатов не соответствующие  законодательству.

       6. Принимает решение о роспуске  местного Совета депутатов в   случае систематического или  грубого нарушения им требований  законодательства и в иных  случаях, предусмотренных законом.

       7. Рассматривает выдвинутые Палатой  представителей обвинение против  Президента в совершении государственной  измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании.

       8.  Рассматривает указы Президента  о введении чрезвычайного или  военного положения, полной или  частичной мобилизации и в  трехдневный срок принимает соответствующее  решение. Принимает решения по  другим вопросам, предусмотренным  Конституцией.[1]

 

  1. Понятие избирательной  системы. Тип избирательной системы  в Республике Беларусь
 

    В научной литературе термин "избирательная  система" употребляется обычно в  двух значениях - широком и узком.

    В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов  публичной власти. Сфера этих отношений  весьма широка. В нее входят вопросы  и определения круга избирателей  и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных  органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами  избирательного права, понимаемого  как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

       Однако  нас больше интересует избирательная  система в так называемом узком  смысле. Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться). Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.[9] 

       Мажоритарная  система относительного большинства. 

       Это самая простая система, при которой  избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число  голосов, то есть больше голосов, чем  любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового  наибольшего числа голосов двумя  или более кандидатами. Такие  случаи достаточно редки, и законодательным  разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли  в качестве единственной для выборов  какой-либо палаты парламента (или обеих  палат) 43 государства, в том числе  США и ряд государств - членов британского Содружества наций. 

       Мажоритарная  система абсолютного большинства. 

       От  только что рассмотренной системы  она отличается тем, что требует  для избрания абсолютного большинства  голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число  может быть трояким: а) общее число  зарегистрированных избирателей (это  самое жесткое требование, которое  практически не встречается) ; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

       Мажоритарная  система квалифицированного большинства. 

       При этой системе избранным считается  кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство  голосов. Квалифицированное большинство  устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. 

       Система единственного непередаваемого  голоса. 

       Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени  в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система. Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). 

       Система пропорционального представительства  политических партий. 

       Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы  каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов  избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует  представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления  создает сложные проблемы при  формировании правительства и в  дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в  случае, когда ни одна партия или  устойчивая коалиция партий не имеет  в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.  

       Смешанные системы. 

       В ряде стран с целью соединить  выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти  недостатки существенно смягчить создаются  избирательные системы смешанного характера, в которых тем или  иным образом сочетаются элементы как  мажоритарной, так и пропорциональной систем.

       В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней  и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

       Избирателями  являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах  не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения  свободы. В голосовании не принимают  участия лица, в отношении которых  в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

       Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин  Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано  не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается. С момента введения поста Президента в Республике Беларусь выборы Президента проходили дважды: в 1994 году и в 2001 году.

       Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит  из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит  из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может  стать достигший 21 года гражданин  Республики Беларусь, постоянно проживающий  на территории государства.

       Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит  из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных  Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой  же срок назначаются Президентом  Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший  на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

       Депутаты  местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов  может стать обладающий пассивным  избирательным правом гражданин  Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах  депутатов местных Советов депутатов  наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации.

       В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты  граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном  аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

       Правовую  основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями), принятая на республиканском  референдуме 1996 года; Избирательный  кодекс Республики Беларусь; Закон  Республики Беларусь «О Центральной  комиссии Республики Беларусь по выборам  и проведению республиканских референдумов»  и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной  комиссии. [2]

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти