Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)

        6. Парламентские слушания. Эта форма  активно используется в президентских  и полупрезидентских республиках. Слушания организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. Какие-либо обзывающие решения на слушаниях не принимаются.

        7. Парламентские расследования.  Для этой цели создаются специальные  комиссии, которые имеют доступ  ко всем документам, включая секретные;  все должностные лица и граждане  должны являться по вызову  этих комитетов и давать показания,  отказ грозит обвинением в  неуважении к парламенту и  наказанием.

        8. Деятельность парламентских комиссаров. Они не имеют распорядительных  полномочий, но делают ежегодные  доклады парламенту о состоянии  законности, о недостатках в организации  управления в соответствующей  области, следят за соблюдением  этики поведения должностными  лицами.

        9. Созыв специальных заседаний  парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях.

        10. Импичмент по отношению к  высшим должностным лицам, когда  парламент (нижняя палата) предъявляет  обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности

        11. Контроль за делегированным законодательством - актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.[5,8]

         Порядок работы парламента. Парламент  осуществляет свою деятельность  в различных формах: на раздельных  и совместных заседаниях палат,  путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в округах  и т. д.

         Главной формой работы парламента  в подавляющем большинстве стран  является сессия, т. е. промежуток  времени, в течение которого  периодически созываются пленарные  заседания палат, работают постоянные  комиссии. Часть остального времени  называется парламентскими каникулами.

         Различают очередные и чрезвычайные  сессии. Очередные созываются главой  государства либо один раз  в год, либо два раза. Внеочередная  сессия может быть созвана  президентом по требованию части  депутатов, где обсуждаются только  те вопросы, ради которых она  созвана.

         Для работы парламента и принятия  решений необходим кворум. Это  понятие имеет два значения: кворум  для заседаний и кворум для  голосования. Для пленарного заседания  палат необходимо определенное  количество присутствующих депутатов;  только при этом условии заседание  считается действительным. Обычно  требуется присутствие более  половины депутатов. Однако такого  кворума, как правило, для принятия  решения недостаточно. В большинстве  случаев решение принимается  большинством голосов списочного  состава парламента (палаты). Поэтому  бывает, что кворум для заседания  есть, а для принятия решения  нет. Для принятия конституционных  законов требования более жесткие.

         Заседания парламента бывают  открытыми и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, а на закрытых - лишь члены парламента и специально приглашенные лица.

         Законодательный процесс. Процесс  законотворчества занимает более  половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение,  подписание и опубликование закона  главой государства с указанием  исполнять закон).

         Составить свой законопроект  и предложить его может любое  физическое или юридическое лицо, но парламент не обязан принимать  к рассмотрению такой текст.  Он обязан рассматривать только  проекты, внесенные органами и  должностными лицами, пользующимися  по конституции правом законодательной  инициативы. Именно такому праву  соответствует указанная выше  обязанность парламента

         Правом законодательной инициативы  обладают глава государства, палаты  парламента, их постоянные комиссии, правительство и некоторые др.

         Обсуждение законопроекта состоит  из нескольких стадий, каждое  обсуждение на пленарном заседании  палаты называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

         Обычно бывает три чтения, но  иногда при принятии срочных  законопроектов их число сокращается.  В первом чтении обсуждаются  принципиальные положения проекта.  Второе чтение происходит с  докладом автора проекта и  содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается  и голосуется каждая статья  проекта, обсуждаются и голосуются  поправки.

         Обсуждение на пленарном заседании  бывает двух видов: свободное  и фракционное. Свободное обсуждение  предполагает, что выступать может  каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту не связан фракционной дисциплиной. Обсуждение называется фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо.

         В третьем чтении обсуждается  и голосуется проект в целом.  На этой стадии возможны только  редакционные поправки. После этого  представители фракций могут  выступать только с кратким  заявлением по мотивам голосования,  объясняя свою позицию.

         Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования  на пленарном заседании и требует  определенного большинства. Члены  парламента голосуют различными  способами (эл. система, поднятие  руки и т. п.).

         После принятия закона парламентом  наступает стадия промульгации  закона главой государства. Промульгация  включает несколько элементов.  Это удостоверение закона и  того факта, что он принят  по должной процедуре, предписание  закона, распоряжение о его опубликовании  и исполнении. Глава государства  имеет право не подписать закон  (право вето), и тогда он не вступает в силу.

         Закон вступает в силу с  момента опубликования, в указанный  в нем срок или в предусмотренный  законодательством страны срок  вступления законов в силу, например, через 10 дней после опубликования.  Определенный срок всегда необходим  для того, чтобы население имело  возможность ознакомиться с законом,  затрагивающим его права и  интересы. Поэтому неверно, если  закон или нормативный акт вступает в силу с момента их подписания.

    Парламент Республики Беларусь.

       В соответствии с Конституцией Республики Беларусь представительным и законодательным  органом страны является Парламент  – Национальное собрание Республики Беларусь. Ему принадлежит важная роль в общественно-политической и  социально-экономической жизни страны.

       Главная задача Парламента – разработка законодательной  базы для развития белорусской государственности, обеспечения прав и свобод  граждан, экономических преобразований в  стране; утверждение республиканского бюджета. Парламентарии осуществляют правовое обеспечение приоритетов  социально-экономического развития страны, качественное совершенствование и  систематизацию национального законодательства в области государственного строительства  в социальной сфере, решают важные правовые вопросы внутригосударственного и  международного характера.

       Срок  полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Палаты Парламента собираются на две очередные сессии в год. Внеочередные сессии созываются указами Президента.[1] 

    Структура Парламента Республики Беларусь.

       Парламент Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (Нижняя палата) и Совета Республики (Верхняя  палата).

       Порядок формирования Палаты представителей.

       Депутаты  Палаты представителей (110 человек) избираются гражданами Республики Беларусь в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права  путем тайного голосования. Депутатом  Палаты представителей может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 21 года. 

       Структура Палаты представителей:

       Председатель  Палаты

       Заместитель Председателя Палаты

       Совет Палаты

       Постоянные  комиссии

       Временные комиссии

       Депутатские группы 

 

       Состав  Совета Палаты представителей:

       Председатель  Палаты

       Заместитель Председателя Палаты

       Председатели  постоянных комиссий

       Шесть депутатов, избираемых Палатой представителей. 

       Совет Палаты представителей является постоянно  действующим органом, подотчетным  Палате представителей. Его задачи:

  1. Организация законопроектной работы.
  2. Предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей.
  3. Организация работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей.
  4. Оказание содействия депутатам Палаты представителей в выполнении ими своих полномочий.
 

       Постоянные  комиссии Палаты представителей 

       По  законодательству и судебно-правовым вопросам

       По  национальной безопасности

       По  охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи

       По  промышленности, топливно-энергетическому  комплексу, транспорту, связи и предпринимательству

       По  жилищной политике, строительству, торговле и приватизации

       По  денежно-кредитной политике и банковской деятельности

       По  государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту

       По  проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию

       По  бюджету, финансам и налоговой политике

       По  аграрным вопросам

       По  образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу

       По  правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации

       По  труду, социальной защите, делам ветеранов  и инвалидов

       По  международным делам и связям СНГ 

       Основные  задачи постоянных комиссий Палаты представителей:

  1. Ведение законопроектной работы.
  2. Предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей
  3. Рассмотрение письменных обращений граждан и других субъектов, содержащих предложения по совершенствованию законодательства Беларуси по направлениям деятельности комиссий.

       Палата  представителей при необходимости  создает временные комиссии. Задачи и порядок деятельности временных  комиссий определяются Палатой представителей при их образовании. 

       Компетенция Палаты представителей:

  1. Рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.
  2. Назначает выборы Президента Республики Беларусь.
  3. Дает согласие президенту на назначение Премьер-министра.
  4. Заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу.
  5. Рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству.
  6. Выражает вотум недоверия Правительству.
  7. Принимает отставку Президента Республики Беларусь.
  8. Выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или  иного тяжкого преступления.
  9. Принимает решение о смещении Президента с должности.
  10. Отменяет распоряжения Председателя Палаты.

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти