Анализ финансового состояния и организация бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание

Введение
В настоящее время все ярче проявляется необходимость в полноценном управлении финансовыми средствами предприятия для того, чтобы как можно полнее использовать его возможности в достижении целей, поставленных руководством предприятия.
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Работа состоит из  1 файл

Анализ финансового состояния и организация бухгалтерского учета на предприятии.doc

— 916.50 Кб (Скачать документ)

Существуют  немеханизированные (ручные), механизированные и автоматизированные рабочие места. Немеханизированное рабочее место  бухгалтера (учетного работника) оснащено картотекой, таблицами и др. Механизированное место в отличие от немеханизированного снабжено клавишными машинами (электромеханическими или электронными), позволяющими значительно сократить трудоемкость расчетов.

На автоматизированном рабочем месте бухгалтера (АРМ  бухгалтера) с помощью вычислительной техники операции по обработке информации выполняются автоматически. На долю человека остается небольшая часть ручных операций и принятие решений.

Разработка  АРМ бухгалтера включает в себя обоснование  и создание соответствующих видов обеспечения: функционального, технического, технологического, информационного, программного, организационно-правового. 

1.3 Аудит  организации и  состояния бухгалтерского  учета

При аудиторской  проверке необходимо установить:

1. имеются  ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии; есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ; имеется ли утвержденный руководителем предприятия график предоставления в бухгалтерию от других подразделений и лиц первичных документов, необходимая для ведения БУ с указанием сроков и лиц, ответственных за их выполнение;

2. имеется  ли приказ (распоряжение) об учетной  политике предприятия; существует  ли соответствие методических  вопросов учетной политики предприятия  действующему законодательству.

Основными элементами учетной политики организации являются следующие [35, С.16]:

выбранные варианты методики учета, включая:

  • порядок учета средств труда и критериев их отнесения к основным средствам труда в обороте (малоценным и быстроизнашивающимся предметам – МБП);
  • варианты погашения стоимости основных средств;
  • варианты переноса стоимости МБП, находящихся в эксплуатации;
  • порядок учета и варианты погашения нематериальных активов;
  • варианты оценки материалов;
  • порядок учета товаров;
  • варианты учета производственных затрат;
  • порядок отражения готовой продукции;
  • выбор калькуляционного периода и периода определения финансового результата;
  • порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • порядок создания резервов и виды создаваемых резервов;
  • порядок распределения и использования чистой прибыли;
  • порядок учета дохода будущих периодов;
  • порядок оценки займов, кредитов и т. д.;

выбранные варианты техники  учета, включая:

  • формы ведения БУ и рабочего плана счетов;
  • способы учета имущественных обязательств и хозяйственных операций;
  • способы списания затрат на ремонт основных средств;
  • способы учета заготовления материалов и аналогичных ресурсов;
  • способы учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • способы учета возвратных отходов по пришедшим в негодность малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • порядок корректировки излишне созданных резервов;
  • методы учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • порядок учета выпуска продукции;
  • порядок распределения косвенных расходов;
  • порядок ведения сводного учета затрат;
  • порядок учета и способы списания общехозяйственных расходов;
  • методы калькулирования себестоимости единицы продукции;
  • порядок распределения издержек обращения;
  • способы списания коммерческих расходов;
  • порядок учета курсовых разниц и т. д.;

порядок проведения инвентаризации имущества, включая:

  • методы оценки имущества и обязательств;
  • порядок учета излишков и недостача товарно-материальных ценностей;

организация БУ, включая: порядок контроля за хозяйственными операциями; формы первичных учетных документов внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технологию обработки учетной информации и т. д.

3. Назначены ли  приказом материально-ответственные  лица и заключены ли с ними  договоры о полной индивидуальной  материальной ответственности;

4. Соблюдается ли  в течение отчетного года принятая  учетная политика отражения отдельных  хозяйственных операций и оценки  имущества в соответствии с  Положением о БУ и отчетности  в Российской Федерации;

5. Полноту отражения  в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этом периоде;

6. Проведена ли  инвентаризация имущества и обязательств, правильность оформления ее результатов;

7. Правильность отнесения  доходов и расходов к отчетным периодам;

8. Правильность разграничения  в учете текущих затрат на  производство (издержек обращения)  и долгосрочных инвестиций;

9. Правильность оформления  первичных учетных документов, фиксирующих  факт совершения операции;

10.Правильность ведения  аналитического и синтетического учета по балансовым счетам в соответствии с выбранной организационной формой и методами БУ (смотри схему);

11.Разработана ли  система внутри производственного  учета и контроля и действует  ли она на предприятии;

12.Уровень механизации и автоматизации БУ;

13.Применяются ли  типовые формы первичной учетной  документации;

14.Соответствуют ли  записи в первичных учетных  документах записям в аналитическом  и синтетическом учете предприятия;

15.Нет ли запущенности  в ведении БУ;

16.Соответствуют ли записи в аналитическом и синтетическом учете записям в Главной книге и балансе предприятия на отчетную дату;

17.Правильность заполнения  форм бухгалтерской и статистической  отчетности, а также отчетности  в пенсионный фонд, фонд занятости,  фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования и своевременность их представления в налоговую инспекцию и другие государственные органы, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;

18.Правильность составления  сводной бухгалтерской отчетности.

При заполнении статотчетности должны быть проставлены  коды:

По ОКОНХ (Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства), организационно-правовых форм – по КОПФ (Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов), форм собственности – по КФС (Классификатору форм собственности), единиц измерения – по СОЕИ (Системе обозначения единиц измерения), видов строительной продукции – по ОКСП (Общероссийскому классификатору строительной продукции), ведомственной подчиненности – по СООГУ (Системе обозначения органов государственного и хозяйственного управления), предприятий и организаций – по ОКПО (Общероссийскому классификатору предприятий и организаций), территорий – по СОАТО (Системе обозначения объектов административно-территориального деления, а также населенных пунктов), управленческой документации – по ОКУД (Общероссийскому классификатору управленческой документации).

В соответствии с ПБУ 4/99 предприятие в обязательном порядке представляет годовую бухгалтерскую отчетность [88, С.6]:

  • учредителям (участникам) юридического лица в соответствии с учредительными документами;
  • государственной налоговой инспекции;
  • органам государственной статистики.

Представление бухгалтерской отчетности в другие адреса и иной периодичности производится в случаях, предусмотренных налоговым  и иным законодательством Российской Федерации или учредительными документами.

Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 90 дней следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают учредители (участники) предприятия. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская  отчетность предприятия является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут  знакомиться с отчетностью и  получать ее копии.

При этом следует  помнить, что [88, С.8] ответственность за организацию БУ несет руководитель предприятия. Руководитель обязан создать условия для правильного ведения БУ, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Однако это  не означает, что главный бухгалтер  не несет ответственности за организацию  БУ.

Если руководителем  предприятия утверждена должностная инструкция, в которой определены обязанности главного бухгалтера и главный бухгалтер письменно согласился выполнять эти обязанности, то ответственность за организацию БУ он несет наравне с руководителем предприятия.

Кроме того, главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах БУ всех осуществляемых хозяйственных операций [21, С.10].

Главный бухгалтер  подписывает совместно с руководителем  предприятия документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также выполнения расчетных, кредитных и иных аналогичных обязательств [21, С.9].

Главному  бухгалтеру запрещается принимать  к исполнению документы по операциям, противоречащим законодательству и  нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций в этих случаях несет руководитель предприятия.

Из вышеизложенного  следует, что если главный бухгалтер  принял к учету документы, противоречащие действующему законодательству (кроме  случаев, когда от руководителя предприятия получено письменное распоряжение о принятии указанных документов к учету), он полностью несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Следует отметить, что подготовка и объявление учетной  политики являются для организации  серьезным шагом, последствия которого будут непосредственно сказываться на финансовом состоянии. Выбор того или иного способа оценки имущества, определения ряда расчетных величин приводит к разным налогооблагаемым базам и соответственно суммам налогов, подлежащим взносу в бюджет. Кроме того, неверно выбранная учетная политика, оказавшаяся для данной организации неэффективной, может привести к финансовым потерям в течение всего периода ее применения.

Практика  аудиторских проверок говорит о  том, что одной из наиболее часто встречающихся ошибок является отсутствие на предприятии единой учетной политики или ее непоследовательное применение. К типичным бухгалтерским и налоговым ошибкам также относятся:

  • неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности (ошибки в ведении БУ, составлении бухгалтерской отчетности), отсутствие их корректировки в целях налогообложения;
  • ошибки в исчислении и уплате налогов (неправильное определение налогооблагаемой базы, неверный расчет суммы налогового платежа, ошибочное применение льгот);
  • незаконные действия, к которым относятся хозяйственные операции, совершенные организацией в противоречии с действующим законодательством или документами, регулирующими деятельность данной организации (учредительные документы, решения акционеров, распоряжения вышестоящих органов и т. п.);
  • пропуск отдельных фактов хозяйственной деятельности;
  • нарушение порядка осуществления наличных расчетов и ведения кассовых операций.

Информация о работе Анализ финансового состояния и организация бухгалтерского учета на предприятии