Анализ финансового состояния производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание

Целью представленной курсовой работы является оценка эффективности хозяйственной деятельности малого частного предприятия «Фаросс».
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы вопросов финансового состояния предприятия;
2. Выявить цели и задачи и виды анализа хозяйственной деятельности;
3. Проанализировать основные направления оценки финансового состояния предприятия и эффективности хозяйственной деятельности;
4. Дать краткую экономическую характеристику предприятия «Фаросс»;
5. Провести оценку рентабельности предприятия и эффективности использования его экономического потенциала, также сделать анализ оборачиваемости оборотных средств и анализ ликвидности предприятия «Фаросс».

Содержание

Введение
1. Финансовое состояние предприятия и методы его анализа
1.1 Характеристика понятия финансового состояния
производственного предприятия
1.2 Цели и задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Показатели анализа хозяйственной деятельности
1.4 Основные направления оценки финансового состояния
производственного предприятия
1.5 Виды анализа хозяйственной деятельности
1.6 Оценка эффективности хозяйственной деятельности
предприятия
2. Анализ финансового состояния производственного предприятия
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Экспресс-анализ состояния результатов
2.3 Оценка рентабельности предприятия и эффективности
использования его экономического потенциала
2.4 Анализ оборачиваемости оборотных средств
2.5 Анализ ликвидности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 441.50 Кб (Скачать документ)

К характерным особенностям анализа относятся также выявление  и измерение взаимосвязи и  взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров.

В процессе анализа, аналитической  обработки экономической информации применяется ряд специальных  способов и приемов. В них в  большей мере раскрывается специфичность  методов анализа, отражается его  системный, комплексный характер. Системность анализа проявляется в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижения и достижений ряда смежных наук (математики, статистики, бухучета и др.)

 

1.3 Показатели анализа хозяйственной деятельности

 

Анализ тех или иных показателей экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования  абсолютных величин (объем производства по стоимости и в натуральном  выражении, объем товарооборота, сумма  производственных затрат и издержек обращения и др.)

В анализе абсолютные величины используются в большей  мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Относительные величины незаменимы при анализе явлений в динамике. К ним относят коэффициенты, проценты, индексы, которые выявляют аналитическую характеристику явлений: их частоту или интенсивность, изменение явлений во времени или пространстве и т.д.

Важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, процессов.

«В процессе экономического анализа хозяйственной деятельности постоянно приходится иметь дело с системой показателей. Их можно подразделить на:

а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

в) объемные и удельные – в зависимости от применения взятых показателей или же их соотношений». [10; с.39]

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей, денежного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных показателей на промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической  практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного конкретного измерителя зависит от физических свойств продукции. Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральных измерителях. Так, количественными показателями являются: объем реализованной продукции в руб., процент выполнения производственной программы (в натуральном или денежном выражении); оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в руб.

Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам) для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат. Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли – все это объемные показатели. «Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей. Выпуск продукции и количество рабочих – объемные показатели, а отношение первого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего – удельный показатель». [12; с.33]

 

1.4 Основные направления оценки финансового состояния производственного предприятия

 

Результаты аналитического исследования хозяйственной деятельности предприятия и оценки его финансового состояния используются в управлении производством. Они должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа.

Важнейшие принципы анализа  хозяйственной деятельности предприятия  и оценки ее эффективности:

  1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.
  2. Оценка должна носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта.
  3. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
  4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.
  5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
  6. Анализ хозяйственной деятельности и оценка ее эффективности должны быть действенными, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа и оценки для управления предприятием, для разработки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.
  7. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
  8. Оценка должна быть оперативной. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
  9. Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
  10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Данными принципами следует руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне.

 

1.5 Виды анализа хозяйственной деятельности

 

Классификация анализа  хозяйственной деятельности имеет  важное значение для правильного  понимания его содержания.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных  операций. Он необходим для обоснования  управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценке ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный  анализы тесно связаны между  собой. Без ретроспективного анализа  невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые  годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины  и качества предварительного анализа  на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и  реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному  признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный  и межхозяйственный. Внутрихозяйственный  анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. Важное значение имеет классификация анализа хозяйственной деятельности предприятия по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности.

В связи с этим выделяют:

технико-экономический  анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический  анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам  деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность  использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика  финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

социально-экономический  анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяются  для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятие, отрасли, региона;

экономико-экологический  анализ (органы охраны окружающей среды) исследуют взаимодействие экологических  и экономических процессов, связанных  с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней  среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой  продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики и т.д.

«По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравниваемым, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д». [14; с.50]

При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен  на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального  хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных  только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между  исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

Информация о работе Анализ финансового состояния производственного предприятия