Анализ финансовых результатов деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности на основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия и предложение мероприятий, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, финансовых результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть на примере деятельности производственного предприятия ОАО «Нефтемаркет», проанализировать формирование, динамику прибыли, провести факторный анализ прибыль.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ финансовых результатов деятельности организации.
1.1. Цели, значение и задачи анализа финансовых результатов.
1.2. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятель-ности.
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтемаркет».
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации.
2.2. Анализ состава и динамики показателей прибыли.
2.3. Анализ рентабельности ОАО «Нефтемаркет».
2.4. Оценка деловой активности ОАО «Нефтемаркет».
2.5. Направления улучшения финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтемаркет».
Заключение
Список литературы
Приложения 3

Работа состоит из  1 файл

АнализФинРез.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление 

 

Введение

Глава 1. Анализ финансовых результатов деятельности организации.

    1. Цели, значение и задачи анализа финансовых результатов.
    2. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности.

Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтемаркет».

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации.

2.2. Анализ состава  и динамики показателей прибыли.

2.3. Анализ рентабельности  ОАО «Нефтемаркет».

2.4. Оценка деловой  активности ОАО «Нефтемаркет».

2.5. Направления   улучшения финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтемаркет».

Заключение

Список литературы

Приложения

3

4

4

 

5

 

10

 

10

11

16

21

 

27

32

34

36


 

Введение

 

В условиях рыночных отношений повышаются ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.

Прибыль, с одной стороны, зависит от качества работы коллектива, с другой – является основным источником производственного и социального развития предприятия. Следовательно, его работники заинтересованы в эффективном использовании ресурсов и росте прибыли. Вместе с тем прибыль служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как фирмы, так и государство.

В связи с  этим, выбранная тема курсовой работы представляется нам актуальной.

Целью курсовой работы является  выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности на основе   анализа финансовых результатов деятельности предприятия и предложение мероприятий, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, финансовых результатов.

Для  достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Рассмотреть на примере деятельности   производственного предприятия ОАО «Нефтемаркет», проанализировать формирование, динамику прибыли, провести факторный анализ прибыль.
  • На основе проведенного анализа  выявить существующие резервы увеличения прибыли и рентабельности, разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

 

Глава 1. Анализ финансовых результатов деятельности организации

1.1. Цели, значение и задачи анализа финансовых результатов

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения  прибыли и рентабельности – одна из основных задач  в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Получение прибыли является  основной целью деятельности любого предприятия. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

Рентабельность –  один из основных стоимостных показателей  эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли  с каждой  денежной единицы затрат. Таким образом, более полно, чем прибыль характеризуют финансовые окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Основные задачи  анализа  финансовых результатов:

  • Систематический контроль за формированием финансовых результатов.
  • Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовый результат.
  • Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности.
  • Разработка мероприятий по освоению возможностей увеличения прибыли и рентабельности.

Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского чета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма №3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Основной целью финансового  анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

 

1.2. Прибыль  как показатель эффекта хозяйственной  деятельности

 

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Однако нужно отметить, что в странах с развитой экономикой существует  значительное количество так называемых «бесприбыльных организаций». Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках, научных книгах и статьях категория  «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими.

Современная  экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.

Можно выделить следующие  определения прибыли: во-первых, это  плата за услуги предпринимательской деятельности; во-вторых, это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой; в-третьих, это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут кардинально различаться – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В настоящее время разработана теория риска, с помощью которой можно рассчитать степень риска, особенно финансового. В-четвертых,  это  так  называемая  «монопольная    прибыль».    Она    возникает    при    монопольном  положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство   и   реализацию.   Общая    масса получаемой  прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от   того,   насколько   уровень   издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка  от  реализации   продукции  без   косвенных    налогов   минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции, плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы).

Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет собой  балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными средствами, нематериальными активами и другим имуществом.

Во всех странах с  рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято  выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую  прибыль  за   вычетом   доходов   по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в  теории и на практике, остается чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды  и различные социальные налоги и  образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль.  Она   предназначена  для капитализации, т.е.  для реинвестирования в производство.  По  своему   экономическому   содержанию   она  является одной  из форм  резерва  собственных  ресурсов   предприятия, обеспечивающих   его   производственное   развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли:

  1. Монопольное  положение  предприятия  по  выпуску  той  или  иной продукции или уникальности продукта.  Поддержание этого источника на относительно высоком уровне  предполагает проведение постоянной  новации   продукта.   Здесь следует учитывать такие противодействующие силы  как   антимонопольную  политику  государства  и растущую конкуренцию со стороны   других  предприятий.
  2. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практики всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное  обслуживание и т.д.); в-третьих, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Получение прибыли в  условиях рынка всегда связано с  риском – над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство  и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются:

  • затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (сложившееся в отрасли), - капитальные вложения в основные   фонды  и  прирост  оборотных  средств;
  • затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;
  • отчисления в различные ассоциации, объединения;
  • выплата акционерам дивидендов по акциям;
  • отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
  • затраты на жилищное и другое социальное строительство.

В предпринимательских  издержках (цене товара) также учитывается  налог на добавленную стоимость, акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет. В предпринимательские издержки также входят таможенные пошлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постановлениями правительства. И, наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под которыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Эти издержки иногда называют неявными.

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном  продукте стоимость,  осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг) которая остается после вычета налогов, уплачиваемых   из   выручки, и затрат  на   производство.

Основное направление  распределения   чистой   прибыли   оговаривается   в учредительном договоре, Уставе и соответствует требованиям законодательства.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности организации