Анализ формирования и распределения чистой прибыли и пути ее повышения на примере ОАО «Хлебозавод №1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение методики формирования и анализа использования чистой прибыли, выявление причин ее изменений и определение путей ее оптимизации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию чистой прибыли;
- изучить методику формирования чистой прибыли на предприятии;
- определить методику факторного и маржинального анализа чистой прибыли;
- провести анализ формирования и использования чистой прибыли на предприятии;
- рассмотреть методы оптимизации чистой прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Теоретические основы анализа чистой прибыли…………………………
5
1.1 Сущность и понятие чистой прибыли……………………………………
5
1.2 Методика формирования чистой прибыли………………………………
7
1.3 Методика распределения чистой прибыли………………………………
13
2. Анализ формирования и использования чистой прибыли предприятия
ОАО «Хлебозавод №1»……………………………………………………..

17
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Хлебозавод №1»………………....
17
2.2 Анализ формирования чистой прибыли предприятия…………………..
21
2.3 Анализ использования чистой прибыли организации…………………..
27
3. Пути повышения чистой прибыли…………………………………………
29
Заключение……………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Анализ формирования и использования чистой прибыли организации и пути ее повышения.docx

— 228.83 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский - на - Амуре государственный

технический университет»

 

 

 

 

 

Факультет Экономики и  Менеджмента

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия»

Анализ формирования и  распределения чистой прибыли и  пути ее повышения на примере ОАО  «Хлебозавод №1»

 

 

 

 

Студент группы 8БУ-1 А.В. Семенова

Преподаватель О. А. Золотова

 

 

 

2012 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Теоретические основы  анализа чистой прибыли…………………………

5

1.1 Сущность и понятие  чистой прибыли……………………………………

5

1.2 Методика формирования  чистой прибыли………………………………

7

1.3 Методика распределения чистой прибыли………………………………

13

2. Анализ формирования и использования чистой прибыли предприятия

ОАО «Хлебозавод №1»……………………………………………………..

 

17

2.1 Характеристика предприятия  ОАО «Хлебозавод №1»………………....

17

2.2 Анализ формирования чистой прибыли предприятия…………………..

21

2.3 Анализ использования  чистой прибыли организации…………………..

27

3. Пути повышения чистой  прибыли…………………………………………

29

Заключение……………………………………………………………………..

33

Список использованной литературы…………………………………………

35

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Отчет о  прибылях и убытках ОАО «Хлебозавод  №1».

36


 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  прибыль является важнейшим показателем  эффективности работы предприятия.

Рост прибыли создает  финансовую основу для осуществления  расширенного воспроизводства организации  и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Засчет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями.

Не в меньшей мере в  планировании и формировании прибыли  заинтересованы государство, коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры  и другие держатели ценных бумаг.

Чтобы обеспечить высокую  экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая  политика, содействующая формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентирующая предприятие на максимальное получение прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, приобретение основных средств. Засчет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов. Также эта прибыль направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Поэтому процессу формирования чистой прибыли на предприятии и ее анализу должно уделяться большое внимание.

Актуальность данной темы состоит в том, что по результатам  анализа чистой прибыли разрабатываются  рекомендации по ее оптимизации.

Цель курсовой работы –  изучение методики формирования и анализа использования чистой прибыли, выявление причин ее изменений и определение путей ее оптимизации.

С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятию  чистой прибыли;

- изучить методику формирования  чистой прибыли на предприятии;

- определить методику  факторного и маржинального анализа  чистой прибыли;

- провести анализ формирования  и использования чистой прибыли на предприятии;

- рассмотреть методы оптимизации  чистой прибыли.

В первой главе рассматриваются  понятие и методика формирования и анализа чистой прибыли.

Во второй главе приведена характеристика предприятия ОАО «Хлебозавод №1» и проведен факторный и маржинальный анализ чистой прибыли, определены факторы изменения прибыли.

В третьей главе определены пути оптимизации чистой прибыли  ОАО «Хлебозавод №1» и произведен расчет резервов увеличения прибыли за счет различных факторов. 

1. Теоретические  основы анализа чистой прибыли

1.1 Сущность и  понятие чистой прибыли

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе  государство, не имеют права вмешиваться  в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия  хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль  предприятий направляется:

- на финансирование НИОКР,  а также работ по созданию, освоению и внедрению новой  техники; 

- на совершенствование  технологии  и организации производства, модернизацию оборудования;

- на улучшение качества  продукции;

- на техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных  оборотных средств. Кроме того, она  направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение  недостатка собственных оборотных  средств, на  приобретение основных средств, а также уплату процентов  по просроченным и отсроченным кредитам.

Наряду с финансированием  производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских  и социальных нужд. Так, из этой прибыли  выплачиваются единовременные поощрения  и пособия уходящим на пенсию, а  также надбавки к пенсиям; дивиденды  по акциям и вкладам членам трудового  коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности  за счет чистой прибыли, предприятие  должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной  конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного  и социального развития, а также  материального поощрения,  но и  используется в случаях нарушения  предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов  и санкций. Так, из чистой прибыли  уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды  от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен  на продукцию, работы или услуги из чистой прибыли взыскивается незаконно  полученная предприятием прибыль.

В случаях утаивания прибыли  от налогообложения или взносов  во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых  является чистая прибыль.

 

1.2 Методика формирования  чистой прибыли

 

Прибыль – это доход  предпринимателя от вложения капитала. Она представляет собой вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, определяемое как разность между  совокупным доходом и совокупными  затратами, осуществляемыми в процессе этой деятельности.

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. Но часть налоговых платежей, таких, как например отчисления начисления на фонд заработной платы, оказывают  опосредованное влияние на чистую прибыль  – через себестоимость продукции  и прибыль от реализации и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли.

Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий  как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем  эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для  самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства  и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства  предприятия перед бюджетом, банками  и другими организациями. Рассчитывают несколько показателей прибыли.

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия – это  балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли  от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных  операций.

Расчет балансовой прибыли  можно представить следующим  образом:

,  (1)

где ПБ – балансовая прибыль (убыток);

ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

ПП – прибыль от прочей реализации;

ПВН – доходы и расходы  по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли  предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции  по оптовым ценам предприятия (без  НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает  ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток.

Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен  в виде формулы

(2)

где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

 С – полная себестоимость продукции;

Выручка также характеризует финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Полная фактическая себестоимость  реализованной продукции (работ, услуг) включает стоимость сырья, расходы  на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные  с управлением и обслуживанием  производства: на содержание управленческого  персонала, аренду, электроэнергию, техническое  обслуживание и текущий ремонт.

Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих  производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

Чистая прибыль (ЧП) –  это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли (ПБ) и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли (Н):

(3)

Показатели прибыли характеризуют  абсолютную эффективность хозяйственной  деятельности предприятия.

Влияние факторных показателей  на прибыль можно представить  в виде аддитивной модели:

, (4)

где В – выручка от реализации продукции;

С – полная фактическая себестоимость реализованной продукции;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

СПД – сальдо прочей деятельности;

НП – размер налога на прибыль.

Информация о работе Анализ формирования и распределения чистой прибыли и пути ее повышения на примере ОАО «Хлебозавод №1»