Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение методики формирования и анализа использования чистой прибыли, выявление причин ее изменений и определение путей ее оптимизации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию чистой прибыли;
- изучить методику формирования чистой прибыли на предприятии;
- определить методику факторного и маржинального анализа чистой прибыли;
- провести анализ формирования и использования чистой прибыли на предприятии;
- рассмотреть методы оптимизации чистой прибыли.
Введение………………………………………………………………………..
3
1. Теоретические основы анализа чистой прибыли…………………………
5
1.1 Сущность и понятие чистой прибыли……………………………………
5
1.2 Методика формирования чистой прибыли………………………………
7
1.3 Методика распределения чистой прибыли………………………………
13
2. Анализ формирования и использования чистой прибыли предприятия
ОАО «Хлебозавод №1»……………………………………………………..
17
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Хлебозавод №1»………………....
17
2.2 Анализ формирования чистой прибыли предприятия…………………..
21
2.3 Анализ использования чистой прибыли организации…………………..
27
3. Пути повышения чистой прибыли…………………………………………
29
Заключение……………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы………………………
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
На основании проведенного маржинального анализа можно сделать вывод, что чистая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 185 тыс. руб. На это повлияли следующие факторы:
- увеличение объема выпущенной продукции привело к повышению чистой прибыли на 1494 тыс. руб.;
- снижение цены на 1 тыс. тонн реализованной продукции привело к снижению прибыли на 1286 тыс. руб.;
- снижение переменных затрат на 1 тыс. тонн продукции привело к росту прибыли от реализации на 8845,2 тыс. руб.;
- повышение постоянных
затрат на весь объем
- снижение прочих доходов привело к увеличению чистой прибыли на 947 тыс. руб.;
- снижение налогооблагаемой
прибыли привело к увеличению чистой прибыли
на 91 тыс. руб.
2.3 Анализ использования чистой прибыли организации
Как отмечалось в п. 1.3, в процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения чистой прибыли.
Согласно Уставу ОАО «Хлебозавод №1»:
1) в Обществе создается резервный фонд в размере 5 % от его уставного капитала.
Резервный фонд Общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений в размере 5 % от чистой прибыли Общества до достижения размера, установленного уставом Общества.
Резервный фонд Общества предназначен
для покрытия его убытков, а также
для погашения облигаций
2) Общество создает фонды накопления и потребления. Указанные фонды формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении Общества.
3) Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами. По решению собрания акционеров может быть предусмотрена выплата дивидендов иным имуществом. Источником выплаты дивидендов является прибыль Общества после налогообложения (чистая прибыль Общества).
В течение отчетного 2011 г. дивиденды по обыкновенным акциям не начислялись и не выплачивались.
В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения чистой прибыли.
Распределение чистой прибыли ОАО
«Хлебозавод №1» осуществляется
посредством образования
Фонд накопления ОАО «Хлебозавод №1» используется на конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств.
Фонд потребления
Таблица 4 – Распределение чистой прибыли ОАО «Хлебозавод №1»
Показатель |
Сумма, тыс. р. |
% |
Чистая прибыль отчетного периода |
246 |
100 |
Распределение чистой прибыли: |
||
В резервный фонд |
12,3 |
5 |
В фонд накопления |
20 |
8,13 |
В фонд потребления |
46 |
18,7 |
Нераспределенная прибыль |
167,7 |
68,17 |
Как видно из таблицы 4, около
68% чистой прибыли осталось нераспределенной.
Доля отчислений в фонд накопления
составляет 8,13% от чистой прибыли, это
позволяет сделать вывод о
том, что руководство ОАО «
3. Пути повышения чистой прибыли
Прибыль как главный результат
предпринимательской
К факторам, не зависящим
от деятельности организаций, относятся
изменения государственных
В связи с тем, что подавляющую
часть валовой прибыли
Прежде всего следует учитывать, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Падение объема производства
при нынешних экономических условиях,
не считая ряда противодействующих факторов,
как например роста цен, неизбежно
влечет сокращение объема прибыли. Отсюда
вывод о необходимости принятия
неотложных мер по обеспечению роста
объема производства продукции на основе
технического его обновления и повышения
эффективности производства. В свою
очередь совершенствование
Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения для того, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли.
Фактором, непосредственно
определяющим величину прибыли предприятия
от реализации продукции, являются применяемые
цены. Свободные цены в условиях
их либерализации устанавливаются
самими предприятиями в зависимости
от конкурентоспособности данной продукции,
спроса и предложения аналогичной
продукции другими
Кроме указанных факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Проведя анализ формирования прибыли за два года в ОАО «Хлебозавод №1» можно сделать выводы, что предприятие с каждым годом работает стабильно и эффективно осуществляет собственную деятельность. И, как следует из анализа чистой прибыли предприятия, в отчетном году наблюдается повышение показателя чистой прибыли. На это повлияло снижение объема реализованной продукции в отчетном году по сравнению с 2010 г., увеличение отпускных цен и снижение коммерческих и управленческих расходов предприятия. При этом также наблюдается и положительная тенденция снижения себестоимости реализованной продукции в отчетном периоде.
Маржинальный анализ чистой прибыли показал, что основным фактором снижения прибыли предприятия в отчетном году является увеличение постоянных расходов предприятия в 1,65 раза.
Поэтому, для оптимизации деятельности предприятия необходимо довести уровень постоянных затрат хотя бы до уровня базисного периода. Для определения эффекта от принятых мер необходимо провести маржинальный анализ на основе обновленных данных.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
тыс. р.
На основе проведенного анализа
можно сделать вывод о том,
что на предприятии ОАО «Хлебозавод
№1» за счет доведения величины постоянных
затрат до уровня 2010 года можно увеличить
получаемую прибыль на 10091,2 тыс. руб., т.е.
в 54 раза.
Заключение
Прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, используется им самостоятельно
и направляется на дальнейшее развитие
предпринимательской
Прибыль – это доход предпринимателя от вложения капитала. Она представляет собой вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, определяемое как разность между совокупным доходом и совокупными затратами, осуществляемыми в процессе этой деятельности.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия и ее полной себестоимостью.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью и величиной налогов.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
Ее сущность заключается в том, что обычно при увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Анализ прибыли предприятия ОАО «Хлебозавод №1» показал увеличение объемов реализации продукции, снижение коммерческих и управленческих расходов, наблюдался некоторый спад средней реализационной цены на продукцию и величины постоянных расходов, что привело к снижению чистой прибыли. Однако втрицательное влияние вышеуказанных факторов несколько сгладило снижение себестоимости, за счет чего предприятие смогло получить дополнительную прибыль.
Маржинальный анализ прибыли показал, что основным фактором снижения прибыли являются возросшие в 1,65 постоянные расходы. Проведя повторный анализ с обновленными данными, можно сделать вывод, что при доведении постоянных расходов отчетного периода до уровня базисного, можно получить прибыль в 54 раза.