Анализ формирования и распределения чистой прибыли и пути ее повышения на примере ОАО «Хлебозавод №1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение методики формирования и анализа использования чистой прибыли, выявление причин ее изменений и определение путей ее оптимизации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию чистой прибыли;
- изучить методику формирования чистой прибыли на предприятии;
- определить методику факторного и маржинального анализа чистой прибыли;
- провести анализ формирования и использования чистой прибыли на предприятии;
- рассмотреть методы оптимизации чистой прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Теоретические основы анализа чистой прибыли…………………………
5
1.1 Сущность и понятие чистой прибыли……………………………………
5
1.2 Методика формирования чистой прибыли………………………………
7
1.3 Методика распределения чистой прибыли………………………………
13
2. Анализ формирования и использования чистой прибыли предприятия
ОАО «Хлебозавод №1»……………………………………………………..

17
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Хлебозавод №1»………………....
17
2.2 Анализ формирования чистой прибыли предприятия…………………..
21
2.3 Анализ использования чистой прибыли организации…………………..
27
3. Пути повышения чистой прибыли…………………………………………
29
Заключение……………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Анализ формирования и использования чистой прибыли организации и пути ее повышения.docx

— 228.83 Кб (Скачать документ)

Как известно, размер выручки  от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции  в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции. Такую зависимость  можно записать в виде следующей  формулы:

(5)

где УДi – показатель структуры реализованной продукции;

VРПОБЩ – общий объем реализации продукции;

Цi – цена i-го вида продукции.

Факторную модель себестоимости  реализованной продукции можно  представить в виде такого выражения:

, (6)

где УДi – показатель структуры произведенной продукции;

 VРПОБЩ – общий объем производства продукции;

 Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции.

Таким образом, факторная  модель прибыли от реализации продукции  может быть представлена следующим  образом:

(7)

При определении влияния  коммерческих и управленческих расходов следует учесть, что это факторы  обратного влияния по отношению  к прибыли. В связи с этим в  расчетную формулу добавляется  знак «минус».

∆, (8)

где ∆ЧПКР,УР – изменение чистой прибыли за счет изменения величины

  коммерческих и управленческих расходов.

Расчет влияния сальдо прочих доходов и расходов на изменение  размера чистой прибыли описывается  формулой:

, (9)

где ∆ЧПСПД – изменение чистой прибыли за счет изменения сальдо прочих

доходов и расходов.

Влияние величины расходов по налогу на прибыль определяется следующим образом:

, (10)

где ∆ЧПнп – изменение чистой прибыли за счет изменения величины

 расходов по налогу на прибыль.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа  прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой  на отечественных предприятиях, она  позволяет полнее изучить взаимосвязи  между показателями и точнее измерить влияние факторов.

По методике факторного анализа  прибыли, применяемой в нашей  стране, обычно используют следующую  модель:

(11)

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга, данная модель не учитывает  взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции [3].

В зарубежных странах для  обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

, (12)

где р – цена единицы продукции;

 b – переменные затраты на единицу продукции;

 А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется  для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она  позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Методика маржинального  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции [9, с.319].

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом  по предприятию можно использовать следующую модель:

, (13)

где рi – цена единицы i-го вида продукции;

 bi - переменные затраты на единицу i-го вида продукции.

Из приведенных выше формул можно вывести формулу маржинального анализа чистой прибыли:

(14)

Схематически анализ формирования чистой прибыли приведен в рисунке 1.

Рисунок 1 – Структурно-логическая блок-схема анализа формирования чистой прибыли 

1.3 Методика распределения  чистой прибыли

 

Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию. Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль. т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, штрафы, санкции и др.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует  направление прибыли на капитальные  вложения производственного и непроизводственного  характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и  учреждений социальной сферы и др.

К  расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и  т.п.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две  части: Первая увеличивает имущество  предприятия и участвует в  процессе накопления. Вторая характеризует  долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать  средства в связи с проведением  рисковых операций и, как следствие  этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования  прибыли, если иное не предусмотрено  Уставом.

Схемы распределения чистой прибыли:

1. предприятия:

ЧП = РФ + ФН + ФП, (15)

где ЧП – чистая прибыль,

 РФ – резервный фонд,

 ФН – фонд накопления,

 ФП – фонд потребления.

2. товарищества:

ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР, (16)

где ПР – прибыль, распределенная между учредителями.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют  в резервный фонд также эмиссионный  доход, т.е. сумму разницы между  продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную  стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций  по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов  по облигациям и дивидендов по привилегированным  акциям в случае недостаточности  чистой прибыли для этих целей. Его  размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный  фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных  убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой  техники, прирост собственных оборотных  средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим  развитием коллектива.

Фонд накопления - средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой  продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в  действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Фонд потребления - средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных  вложений), материальному поощрению  коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в  санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий  и работ, не приводящих к образованию  нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и  выплаты из фонда социального  развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов  вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального  развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное  погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым  семьям и другие цели, предусмотренные  мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов. 

2. Анализ формирования  чистой прибыли предприятия 

   ОАО «Хлебозавод №1»

2.1 Характеристика  предприятия ОАО «Хлебозавод №1»

 

ОАО «Хлебозавод №1» основан в г. Комсомольске-на-Амуре в 1940 году. Хлебозавод №1 – одно из первых предприятий города. Его назвали мелькомбинат №13. Потом – комбинат хлебопродуктов, потом АО «Амурхлебопродукт». В результате структурных преобразований в 1994 году оформилось ОАО «Хлебозавод №1».

Полное наименование фирмы: Открытое акционерное общество «Хлебозавод  №1»

Место нахождения Общества определяется местом его государственной  регистрации: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Северное шоссе, д.1.

ОГРН: 1022700515727

Компания зарегистрирована 29 июня 1994 года регистратором Инспекция  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре. Генеральный директор организации  – Журавлев Владимир Михайлович. Компания ОАО «Хлебозавод №1» находится по адресу 681005, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, шоссе Северное, д. 1, основным видом деятельности является «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения». Основная отрасль компании - «Хлебопекарная промышленность».

Уставный капитал предприятия  составляет 98 000 рублей.

Бухгалтерский учет в организации  осуществляется бухгалтерией как самостоятельным  структурным подразделением под  руководством главного бухгалтера.

Срок полезного использования  по основным средствам определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные  группы, утвержденные Постановлением РФ от 01 января 2002г № 1.

Информация о работе Анализ формирования и распределения чистой прибыли и пути ее повышения на примере ОАО «Хлебозавод №1»