Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:36, курсовая работа
Систематическое снижение себестоимости и определение прибыльности продукции – одно из основных условий повышения эффективности производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.
Введение.................................................................................................................................3
Глава I. Обобщающие показатели себестоимости продукции и
методика их анализа....................................................................................................5
1.1 Задачи анализа себестоимости продукции ..............................................5
1.2 Система показателей себестоимости продукции.....................................6
1.3 Анализ динамики (выполнения) плана по показателю
полной себестоимости продукции...................................................................8
1.4 Факторный анализ затрат на рубль объема продукции........................11
Глава II. Анализ влияния на себестоимость продукции
эффективности использования производственных ресурсов.
Анализ себестоимости продукции по статьям затрат............................................15
2.1 Анализ влияния на себестоимость продукции эффективности
использования производственных ресурсов.............................................................15
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат............................20
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы.....................................
Себестоимость как единицы, так и всей совокупности продукции в зависимости от этапов ее формирования в производственном процессе может быть операционной, цеховой, производственной, полной.
Операционная себестоимость — это условно-переменные материальные затраты и расходы на оплату труда. Цеховая себестоимость складывается из операционной себестоимости и общепроизводственных расходов. Производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость — это производственная себестоимость продукции и расходы на ее продажу.
В процессе экономического анализа используются и другие показатели себестоимости: по статьям, элементам и видам затрат, по отдельным видам продукции, по цехам и участкам хозяйственной деятельности и др., а также специфические, отражающие отраслевые особенности продукции.
На
рис.1(Приложение 1) представлена схема
основных направлений анализа обобщающих
показателей себестоимости продукции,
методика которых будет рассмотрена в
следующих параграфах.
1.3
Анализ динамики (выполнения) плана
по показателю полной себестоимости
продукции
Полная себестоимость всей выпущенной (реализованной) продукции — это обобщающий показатель универсального характера. С него и следует начинать анализ. Необходимо определить динамику (выполнение плана) по показателю, а также влияние факторов на полученные отклонения.
Следует иметь в виду, что себестоимость продукции в отчетном периоде не сопоставима с аналогичным показателем за предыдущий или плановый период по следующим параметрам:
- объем и структура продукции;
- цены на материальные ресурсы, тарифы на энергию и перевозки;
-
уровень затрат
Расчет
влияния этих факторов может быть
осуществлен способом цепных подстановок.
Условные обозначения и исходные величины
показателей приведены в табл. 1, а методика
анализа и расчеты по факторам - в табл.
2.
В табл. 1 и 2 приняты следующие обозначения показателей: qi - количество i-х видов продукции в натуральном выражении (i = 1, ..., n);
ci - индивидуальные затраты на производство единицы i-го вида продукции; рi - цена единицы i-го вида продукции; 0; 1 — подстрочные индексы, означающие принадлежность показателя соответственно к базовому и отчетному периодам.
В
приведенном примере общее
Факторами, способствовавшими удорожанию расходов, являются:
- увеличение объема продукции — 5993 тыс. руб.;
- рост непосредственно затрат — 9700 тыс. руб. (данный перерасход свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов на предприятии);
- удорожание цен и тарифов на материальные ресурсы — 500 тыс. руб.
В целом в результате влияния всех перечисленных выше факторов себестоимость возросла на 16 193 тыс. руб. (5993 + 9700 + 500). Для оценки же принимается сумма перерасхода, равная 9700 тыс. руб., свидетельствующая об ухудшении использования ресурсов на предприятии.
Удешевлению
себестоимости продукции на сумму
3193 тыс. руб. способствовали благоприятные
изменения структуры ассортимента продукции.
Это означает, что в общем объеме выпуска
увеличилась доля изделий (работ, услуг),
у которых индивидуальный базовый уровень
затрат оказался ниже, чем средний базовый
уровень затрат по всей продукции.
1.4
Факторный анализ затрат на рубль
объема продукции
Показатель затрат на рубль объема продукции (3) рассчитывается как отношение себестоимости (С) всей продукции (выпущенной или реализованной) к ее объему (ОП), выраженному в продажных ценах (без косвенных налогов):
Показатель затрат на рубль общего объема продукции имеет следующие достоинства:
- позволяет измерить совокупный уровень затрат как сравнимой, так и несравнимой (новой) продукции;
-
пригоден для анализа в
-
обеспечивает увязку
- является сквозным показателем и может быть рассчитан как по всему объему продукции, так и по отдельным ее видам.
Однако изменение затрат на рубль объема продукции зависит не только от изменения непосредственно затрат, но и от ряда других факторов. В связи с этим без соответствующего факторного анализа этот показатель не пригоден для оценки динамики (выполнения плана) по себестоимости продукции. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат оказывают следующие факторы:
-
изменение структуры
- затрат, связанное с эффективностью использования производственных ресурсов;
- цен и тарифов на материальные ресурсы;
- продажных цен.
Методика
определения влияния этих факторов
на изменение затрат на рубль объема
продукции способом цепных подстановок
представлена в табл. 3, а конкретный пример
расчета - в табл. 4.
В приведенном примере произошло снижение уровня затрат на 7,42 коп. на каждый рубль продукции (89,25 - 96,67). Влияние отдельных факторов составило:
изменение структуры ассортимента продукции 87,85 - 96,67 = -8,82 коп.;
изменение непосредственно затрат 114,64 - 87,85 = +26,79 коп.;
увеличение цен на материальные ресурсы 116,02 - 114,64 = +1,38 коп.;
увеличение продажных цен на продукцию 89,25 - 116,02 = -26,77 коп.;
проверка: -8,82 + 26,79 + 1,38 - 26,77 = -7,42 коп.
Расчеты показывают, что на снижение уровня затрат олагоириш но повлияли изменение структуры ассортимента продукции (-8,82 коп.) и повышение ее цен (-26,77 коп.).
Отрицательное воздействие на рассматриваемый показатель оказал рост уровня затрат (26,79 коп.), а также повышение цен и тарифов на материальные ресурсы (1,38 коп.). Увеличение удельных затрат на 26,79 коп. на каждый рубль продукции свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов, снижении рациональности организации труда и управления. Предприятие компенсировало полученный перерасход за счет повышения цен продукции, а также производства более выгодных изделий, т.е. с меньшим уровнем индивидуальных базовых затрат.
Чтобы
установить влияние рассматриваемых
факторов на изменение суммы прибыли,
необходимо отклонения в затратах на рубль
продукции по каждому фактору умножить
на отчетный объем продаж, выраженный
в ценах базового периода, а полученные
результаты взять с обратным знаком (табл.
5).
Номер строки соответствует нумерации при расчете влияния каждого фактора и их итогового результата. В данном примере суммы, тыс. руб., объема выпуска продукции и ее продаж приняты одинаковыми.
Из приведенных расчетов следует, что росту прибыли способствовало увеличение продажных цен и благоприятные структурные сдвиги в составе реализуемой продукции. На снижение прибыли повлияло удорожание цен материальных ресурсов и повышение уровня затрат производственных ресурсов.
Следует
отметить, что практическое использование
методики факторного анализа себестоимости
продукции осложняется из-за отсутствия
необходимой информации. На многих предприятиях
не ведется учет производства (реализации)
продукции в двойной оценке — в действующих
ценах отчетного и базового периодов.
Отсутствуют также отчетные и плановые
калькуляции себестоимости отдельных
видов продукции. В связи с этим факторный
анализ себестоимости обычно сводится
к поэлементному изучению состава затрат
на производство.
Глава
II. Анализ влияния на себестоимость продукции
эффективности использования производственных
ресурсов. Анализ себестоимости продукции
по статьям затрат
2.1
Анализ влияния на
Взаимосвязь себестоимости и эффективности использования производственных ресурсов устанавливается с помощью разложения обобщающего показателя затрат на рубль объема продукции по элементам затрат.
Согласно Методических указаний по учету затрат на производство продукции, работ, услуг группировка затрат по элементам осуществляется в целях планирования и контроля за соответствующими качественными показателями деятельности организации, определения объема использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в целом за отчетный период безотносительно их назначения и направления, расчета финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период.
Каждый
элемент характеризует
- материальные затраты (МЗ);
- затраты на оплату труда (ЗОТ);
-
отчисления на социальные
- амортизация (А);
- прочие затраты (ПЗ).
Аналитическое значение
-
она используется для анализа
структуры затрат на
-
служит для увязки различных
разделов бизнес-планов и
-
является основой для
-
используется для исчисления
частных показателей
Взаимосвязь затрат на рубль объема продукции с показателями эффективности использования производственных ресурсов выражается с помощью представления обобщающего показателя затрат на рубль объема продукции в виде следующей аддитивной модели:
Здесь первый фактор — слагаемое — представляет собой материалоемкость продукции (m), второй — зарплатоемкость продукции (с единым социальным налогом) (р), третий — амортизациеемкость продукции (а) и четвертый — прочие удельные затраты на рубль продукции (пз).
Согласно основному свойству аддитивных моделей влияние каждого фактора на изменение анализируемого показателя равняется изменению самого этого фактора относительно базового значения:
Чтобы установить размер влияния этих факторов на сумму экономии (перерасхода) всей себестоимости, а следовательно, и прибыли, нужно изменение удельных затрат за счет каждого фактора умножить на отчетный объем продукции, выраженный в базовых ценах ( ):
по всей себестоимости Э(П) = ∆Зх в том числе за счет изменения: материалоемкости продукции, зарплатоемкости, амортизациеемкости, прочих удельных затрат.
Исходная информация для проведения такого анализа содержится в форме № 5-з статистической отчетности, форме № 5 бухгалтерской отчетности, форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
В данном случае принято считать равными объемы выпуска и реализации продукции. Кроме того, условимся, что на данном предприятии показатели себестоимости продукции и затрат на производство совпадают.
Информация о работе Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на прибыль