Анализ и планирование розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения. Для характеристики уровня жизни населения применяется целая система показателей. К ним относятся:
уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
обеспечение жилищем и благоустройство быта;
образование;
медицинское обслуживание;
условия труда;
организация отдыха;
продолжительность рабочего дня и другое.

Содержание

Введение
1 Сущность управления товарооборотом
1.1 Понятие, состав и структура товарооборота
1.2 Факторы, влияющие на товарооборот
2 Анализ товарооборота ООО «На Омской», магазина «Жасмин»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ общего объема товарооборота и товарооборота по структуре ООО «На Омской», магазина «Жасмин»
2.3 Факторный анализ товарооборота ООО «На Омской», магазина «Жасмин»
3 Совершенствование работы предприятия ООО «На Омской», магазина «Жасмин»
3.1 Разработка мероприятий по увеличению роста объема товарооборота предприятия ООО «На Омской», магазина «Жасмин»
3.2 Планирование товарооборота магазина «Жасмин»
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 141.81 Кб (Скачать документ)
 

     За  отчетный год товарооборот магазина вырос на 109 процентов, абсолютный прирост составил 4342 тыс. рублей. Товарооборот распределяется по кварталам неравномерно. Более напряженным для предприятия был IV квартал, а менее напряженным III квартал.

     В I квартале отчетного года  товарооборот увеличился с 23,5 до 29 процентов, а абсолютный прирост составил 2072 тыс. рублей. Во II квартале товарооборот по сравнению по сравнению с плановым годом уменьшился на 1,9 процента, при абсолютном отклонении 30 тыс. рублей. В III квартале товарооборот по сравнению с 2009 годом вырос на 18,4 процента, а абсолютный прирост составил 1150 тыс. рублей. В IV квартале относительный рост товарооборота 18 процентов, а абсолютный составляет 1150 тыс. рублей.

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23 до 29 процентов) и III квартала (с 24,1 до26 процентов). Удельный вес II, IV квартала уменьшился по сравнению с плановым годом.

     Для определения равномерности развития розничного товарооборота следует  также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:

     Среднее квадратическое отклонение:

     

      - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

      - процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;

      - число месяцев (кварталов)  изучаемого периода.

     Среднее квадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, следовательно максимальный и минимальный  объем товарооборота предприятия  в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает  равномерность реализации товаров  на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в процентах) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

     Коэффициент вариации:

     

     где, - среднее квадратическое отклонение;

      - темп отклонения товарооборота за квартал.

     По  коэффициенту вариации (равномерности) можно проанализировать равномерность  развития исследуемого показателя.

     Коэффициент ритмичности:

       

      - коэффициент вариации.

     Для выявления этих показателей выполняется  следующая таблица:

     Таблица 4- Информация необходимая для расчета коэффициента ритмичности за 2009-2010гг.

Квартал Фактический темп роста (%) Х-Х среднее (Х-Х среднее)^2
I квартал 134 +25 625
II квартал 99,4 -9,6 92,16
III квартал 118,4 +9,4 88,36
IV квартал 118 +9 81
X среднее 109   886,52
 

     X среднее = 60013,2/52216,34*100= 114,9

     

     

     

     Таким образом, данные свидетельствуют о  том что, колебание в развитии товарооборота составляет 13,657 процента. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что на исследуемом предприятии неравномерное размещение товарооборота, так как его коэффициент далек от 100 процентов. 

     Таблица 5- Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2008- 2010гг.

Квартал 2008 год

Сумма тыс.р.

2009 год

Сумма, тыс. руб.

20010год

Сумма, тыс.р.

Итого за 3 года

Сумма, тыс. руб.

Среднее за 3 года

Сумма, тыс. руб.

Индекс сезонности, %
I 4230 6128 8200 18558 6186 94,57
II 4500 5300 5270 15070 5023,33 76,79
III 6380 6250 7400 20030 6676,67 102,07
IV 8990 8350 7500 24840 8280 126,57
Итого за год 24100 26028 28370 78498 26166 400
Сред.квадратичное 6025 6507 7092,5 19624,5 6541,5  
 

     Данные  таблицы свидетельствуют о том, что наибольший спрос на продукцию  в IV квартале (126,57 процентов), а наименьший в II квартале (76,79 процентов).

     Факторный анализ

     1)Влияние изменения цен

     Для расчета влияния этого фактора  необходимо определить сопоставимый товарооборот, то есть товарооборот в ценах прошлого года

     Тс = Тф/Jц

     где, Тс – товарооборот сопоставимый;

     Jц – 1,061     (в соответствии с Госкомстат России),

     Тф  – товарооборот фактический

     Тс = 28370 / 1,061= 26738,93тыс. рублей

     ∆Т = Тф – Тс

     ∆Т = 28370 –26738,93= 1631,07 тыс. рублей

     Таким образом, за счет роста цен товарооборот увеличился на 1631,07 тыс. рублей.

     ∆Тфиз. = Тс – Тпрош.года

     где, ∆Тфиз.  – товарооборот за счет физического объема продаж;

     Тс  – товарооборот сопоставимый;

     Тпрош.года – товарооборот прошлого года.

     ∆Тфиз. =26738,93 -26028 = 710,93

     Таким образом, за счет увеличения физического объема продаж,  товарооборот увеличился на 710,93 тыс. рублей.

     Итого = 1631,07+ 710,93= 2342 тыс. рублей

     2)Удельный вес экстенсивного фактора

     1631,07 / 2342* 100%= 69,64%

     Удельный  вес интенсивного фактора

     710,93 / 2342 * 100% = 30,36%

     69,64%+30,36%=100 %

     За  счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи  – интенсивный.

     Проведя анализ общего объема товарооборота  магазина можно анализировать товарооборот по структуре. Данные анализа товарооборота по структуре магазина представлены в таблице 6.

     Таблица 6- Анализ структуры товарооборота магазина «Жасмин»

Товарные  группы Прошлый год Отчетный  год Отклонение Темп роста Темп прироста Коэф. эластич-

ности

Сумма тыс.р. Удельный  вес, % Сумма тыс.р. Удельный  вес, % Сумма тыс.р. Удельный  вес, %      
 
Духи 9370,08 36 10496,9 37 +1126,82 +1 112 12 1,3
Туалетная вода 8328,96 32 9929,5 35 +1600,54 +3 119,2 19,2 2,13
Парфюмированный карандаш 2342,52 9 3120,7 11 +778,18 +2 133,2 33,2 3,68
Парфюмированный крем 3383,64 13 2985,5 7 -1397,74 -5 58,6 58,6 0,95
Прочие  группы товаров 2602,8 10 2837 10 +234,2 +1 109 9 1
Итого 26028 100 28370 100 2342   109 9  
 

     Данные  таблицы свидетельствуют о неравномерном  распределении товарооборота по товарным группам.

     Так, наиболее высокими темпами выросли  продажи духов и прочих групп товаров (на 12 процентов и 9 процентов). Товарооборот товарной группы «туалетная вода» увеличился с 8328,96 тыс. рублей до 9929,5тыс.рублей в отчетном году, при абсолютном росте 1600,54 тыс. рублей и относительном 119,2 процента.

     Абсолютный  прирост группы «парфюмированный карандаш» составил 778,18 тыс. рублей, по сравнению с прошлым годом и фактически реализовано товаров на сумму 3120,7 тыс. рублей. Темп роста отчетного года составил 133,2 процента.

     Объем продаж товарной группы «парфюмированный крем», в отчетном году составил 2985,5 тыс. рублей, между тем как в прошлом году он составлял 3383,64 тыс. рублей. Темп роста за отчетный год составил 58,6 процента.

     Товарооборот  группы «Прочие группы товаров» увеличился с 2602,8 тыс. рублей до 2837тыс. рублей в отчетном году, при абсолютном росте 234,2 тыс. рублей, и относительном 109 процентов.

     Расчеты показали, что в предприятии, большинство  товарных групп эластичные («Духи», «Туалетная вода», «Парфюмированный карандаш»:1,3; 2,13 и 3,68 соответственно). Наиболее эластичными являются группы «Духи» и «Прочие группы товаров» 1,3 и 1 соответственно.

     Менее эластичная группа товаров «Парфюмированный крем», то есть при росте в 1 процент, продажа этой группы росла на 0,95процента.

    1. Факторный анализ товарооборота ООО «На Омской», магазина «Жасмин»

     Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной  и стохастической связи c объемом  реализации.

     Факторы, связанные c товарными фондами, влияют на объем розничного товарооборота  через изменение величины запасов  товаров на начало периода, поступления  товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:

     

     где Nр — объем розничной реализации;

     Nэaпl запасы товаров на начало периода;

     Nп — поступление товаров;

     Nвыб- прочее выбытие товаров;

     NзапII –запасы товаров на конец периода.

     Балансовая  модель позволяет определить любое  слагаемое на основе остaльных.

     Информация  для расчета факторов повлиявших на розничный товарооборот магазина «Жасмин» представлена в таблице 7.

     Таблица 7- Информация для расчета факторов повлиявших на розничный товарооборот

Показатель Прошлый год,

тыс. руб.

Отчетный год,

тыс. руб.

Отклонение,

+/- -тыс. руб.

Темп отклонения, %
Товарооборот  тыс.р. 26028 28370 +2342 108,9
Численность работников 11 12 +1 109
Производительность  труда 2366,18 2364,17 -2,01 100
Торговая  площадь 117 120 - -
Товарооборот  на 1м.квадратный торг.площади 222,46 236,42 +13,96 106
Стоимость основных фондов 174,7 193 +18,3 110,47
Фондоотдача 149 146,995 -2,005 98,65
 

     Влияние трудовых факторов

     1) Метод разниц:

     а) Влияние численности работников:

     (Числ. факт. – Числ. план.)*Производ.труда  план.

     (12-11)*2364,17=2364,17тыс. рублей (Экстенсивный фактор)

Информация о работе Анализ и планирование розничного товарооборота