Анализ и управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,
оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

Содержание

Введение....................................................................................................3 стр.
1. Анализ и управление затратами..........................................................5 стр.
1.1 Анализ затрат на один рубль товарной продукции.........................5 стр.
1.2 Анализ затрат на производство по экономическим элементам.... 9 стр.
1.3 Анализ прямых материальных затрат...............................................11 стр.
1.4 Анализ прямых трудовых затрат.......................................................13 стр.
Анализ показателей деятельности предприятия....................................14 стр.
Выводы и список организационно-технических мероприятий.............61 стр.
Список использованной литературы.......................................................66 стр

Работа состоит из  1 файл

образец курсовой по КА.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Анализ материалов осуществляется в основном в разрезе фактических  калькуляций, т.е. исследуется расход материалов на определенный вид продукции. Источником данных в этом случае является калькуляция себестоимости продукции.

Анализ затрат на материалы  осуществляется по нескольким наиболее важным видам изделий и материалов.

Анализ затрат на материалы  выполняет задачи:

  • контроль за соблюдением установленных норм расхода материала (прогрессивность норм расхода материалов),
  • выявление причин отклонения фактического расхода материалов от планового расхода,

        • определение путей экономии материальных ресурсов. 
Изменение материалов относительно плановой величины зависит от ряда факторов:

  • изменения количества расходуемых материалов (норм расхода),
  • изменения цен на материалы,
  • замены одного вида материала на другой.

Степень влияния каждого  фактора в отдельности на изменение величины расходуемых материалов определяется методом цепной подстановки.Для того чтобы определить изменение (прирост или снижение) суммы материальных затрат на производство данного вида изделия , необходимо изменение удельного расхода материала за счет того или иного фактора умножить на плановую цену и фактический объем производства i-ro вида продукции :

(факторы нормы расхода).

Для того чтобы определить, как изменилась общая сумма материальных затрат за счет факторов, влияющих на цену , необходимо изменение средней цены i-гo вида или группы материалов ( ) за счет i-гo фактора умножить на фактическое количество используемых материалов соответствующего вида :

В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и стоимость. Чтобы определить, как изменились материальные затраты на единицу продукции , необходимо разность между нормой расхода заменяющего (УР ) и заменяемого (УР ) материала умножить на цену заменяемого материала (Z ):

либо разность между  ценой заменяющего (Z ) и заменяемого (Z ) материала умножить на норму расхода заменяющего материала:

Аналитические расчеты  делаются по каждому виду продукции на основе плановых и отчетных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.

1.4 АНАЛИЗ ПРЯМЫХ  ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ

Прямые  трудовые затраты наряду с материальными являются важнейшей статьей себестоимости продукции. Они оказывают большое влияние на формирование ее уровня.

В процессе анализа определяются: динамика зарплаты на рубль товарной продукции; доля прямых трудовых затрат в себестоимости продукции; факторы, определяющие ее величину, и поиск резерва экономии средств по данной статье затрат.

Анализ прямых трудовых затрат осуществляется в двух направлениях. Изучается весь фонд зарплаты и анализируется зарплата в себестоимости определенных изделий. Для анализа используются данные формы № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников» — по анализу фонда зарплаты.

Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяется абсолютное отклонение по фонду зарплаты. Общее изменение по прямой зарплате на весь выпуск товарной продукции является объектом анализа. Количественное влияние факторов: увеличение объема выпуска продукции, изменение структуры производства, изменение трудоемкости продукции, изменение уровня оплаты труда. Определяется способом цепных подстановок.

Затем выявляются причины изменения величины прямой заработной платы. Основные причины изменения общей величины прямой зарплаты — изменение уровня квалификации и несоответствие разряда работ разряду рабочих; изменение организации труда, уровня применяемой техники, технологии.

Анализ зарплаты в  себестоимости отдельных изделий  зависит от изменения объема выпуска , от удельной трудоемкости , среднечасовой зарплаты :

По результатам проведенных расчетов делают выводы и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИЗ ОБЪЕМА  ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

 

1.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА  И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за определенный период производится по методике, приведенной в таблице 1.

Таблица 1

Анализ выполнения плана по выпуску  и реализации продукции предприятием за определенный период

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

Реализация продукции, тыс. руб.

план

факт

+, -

D в %

план

факт

+, -

D в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

34300

35840

+ 1540

4,4

34468

35700

+ 1232

3,6

B

43500

41100

- 2400

- 5,5

44790

43260

- 1530

- 3,4

C

39468

39930

+ 462

1,2

39765

40392

+ 627

1,6

D

17220

18900

+ 1680

9,8

15715

16450

+ 735

4,7

Итого

134488

135770

+ 1282

1

134738

135802

1064

0,8


Вывод: из таб. 1 видно, что  план по выпуску и реализации по каждому изделию выполнен, кроме  изделия В, объем производства и  реализация которого по факту составила 41100 и 43260 тыс. руб., что меньше по сравнению с планом на 2400 и 1530 тыс. руб. 

 

 

 

 

 

 

1.2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА  И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ

 

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции может  производиться (таб. 2):

- по способу наименьшего  процента = 41100 / 43500 *100 = 94,48 %

- по способу среднего  процента = 132088 / 134488 * 100 = 98,22 %

- по удельному весу  изделий, по которым выполнен  план = 25,5+30,3+29,4+12,8 = 98 %

Таблица 2

Выполнение плана по ассортименту продукции

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

Удельный вес выпуска, %

Изменение уд. веса, +;-

Процент выполнения плана 

Объем продукции, зачтенный в выполнении плана по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

A

34300

35840

25,5

26,4

+ 0,9

104,5

34300

B

43500

41100

32,3

30,3

- 2

94,5

41100

C

39468

39930

29,4

29,4

0

101,2

39468

D

17220

18900

12,8

13,9

+ 1,1

109,8

17220

Итого

134488

135770

100

100

-

410

132088


Вывод: из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,2 %  (132088 / 134488 * 100) .

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Расчет влияния структуры  производства на уровень экономических  показателей можно произвести способом цепной постановки (таблица 3), который  позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

9 ст. таб.3 = ВПусл0 = å(Vпл.общ. * Удiпл * Цiпл) = ((21815 * 0,281 * 5600) + (21815 * 0,332 * 6000) + (21815 * 0,274 * 6600) + (21815 * 0,113 * 7000)) = 34328,084 + 43455,480 + 39450,246 + 17255,665 = 134489,475 тыс. руб.

10 ст. таб.3 = ВПусл1 = å(Vф.общ. * Удiпл * Цiпл) = ((22000 * 0,281 * 5600) + (22000 * 0,332 * 6000) + (22000 * 0,274 * 6600) + (22000 * 0,113 * 7000)) = 34619,200 + 43824,000 + 39784,800 + 17402,000 = 135630,000 тыс. руб.

11 ст. таб. 3 = ВПусл2 = å(Vф.общ. * Удiф * Цiпл) = ((22000 * 0,291 * 5600) + (22000 * 0,311 * 6000) + (22000 * 0,275 * 6600) + (22000 * 0,123 * 7000)) = 35851,200 + 41052,000 + 39930,000 + 18942,000 = 135775,200 тыс. руб.

 

12 ст. таб.3 = DВПстр = ВПусл2 – ВПусл1= 145,200

 

Такой же результат можно  получить и способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст=Nф/Nпл) и условно-натуральных показателей (Кн=Qф/Qпл) умножим на запланированный выпуск ВП в стоимостном выражении:

 

DВПстр = (Кст – Кн) * ВПпл = ( ) * 134489475 = 0,001079635 * 134489475 = 145200

Определить изменение  объема товарной продукции:

1) Объем ВП при фактическом  выпуске, плановой структуре и  плановой цене N1 = Qф*(∑Diпл*Piпл) = 22000 * ((0,281 * 5600) + (0,332 * 6000) + (0,274 * 6600) + (0,113 * 7000)) = 135630000

2) Объем ВП при фактическом  выпуске, фактической структуре  и плановой цене N2 = Qф*(∑Diф*Piпл) = 22000 * (0,291  5600) + (0,311 * 6000) + (0,275 * 6600) + (0,123 * 7000)) = 135775200

3) Изменение объема ВП за счет  структурных сдвигов N2-N1 = 145200

4) Общее изменение  объема ВП: = ((22000 * 5600) + (22000 * 6000) + (22000 * 6600) + (22000 * 7000)) – ((21815 * 5600) + (21815 * 6000) + (21815 * 6600) = (21815 * 7000)) = 554400000 – 549738000 = 4662000

5) Изменение объема  ВП за счет изменения объема  выпуска: ∑(Qф *Diпл*Piпл) - * Diпл) = ((22000 * 0,281 ** 5600) + (22000 * 0,332 * 6000) + (22000 * 0,274 * 6600) + (22000 * 0,113 * 7000)) – ((21815 * 5600  0,281) + (21815 * 6000 * 0,332) + (21815 * 0,274 *6600) + (21815 * 7000 * 0,113) = 135630000 – 47578515 = 88051485

6) Объем ВП, пересчитанный на  фактический выпуск при плановой  структуре N3 = ∑(Qпл * Diпл * Pi) * Iвп(шт) = ((21815 * 0,281 * 5600) + (21815 * 0,332 * 6000) + (21815 * 0,274 * 6600) + (21815 *0,113 * 7000)) * 1,008480403 = 134489475 * 1,008480403 = 135630000

I вп (шт) = Qa : Qпл = 4 ст. : 3 ст. = 1,008480403

7) Влияние структурных  сдвигов на объем ВП: = ((22000 * 5600 * 0,291) + (22000 * 6000 * 0,311) + (22000 * 6600 * 0,275) + (22000 * 7000 * 0,123)) – 135630000 = 135775200 – 135630000 = 145200

Таблица 3

Анализ структуры произведенной  продукции

 

Изделие

Цена за 1 шт., руб.

Р

Объем производства продукции, шт. Q

Структура продукции, %D

Изменение структуры, +;-

Процент выполнения плана

Стоимость выпущенной продукции, тыс. руб.N

Изменение товарной продукции  за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

Факт при плановой структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

5600

6125

6400

28,1

29,1

+ 1

104,5

34328,084

34619,200

35851,200

1232,000

В

6000

7250

6850

33,2

31,1

- 2,1

94,5

43455,480

43824,000

41052,000

- 2772,000

С

6600

5980

6050

27,4

27,5

+0,1

101,2

39450,246

39784,800

399300,000

145,200

D

7000

2460

2700

11,3

12,3

+1

109,8

17255,665

17402,000

18942,000

1540,000

Итого

-

21815

22000

100

100

-

410

134489,475

135630,000

135775,200

145,200

Информация о работе Анализ и управление затратами