Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа
Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,
оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,
Введение....................................................................................................3 стр.
1. Анализ и управление затратами..........................................................5 стр.
1.1 Анализ затрат на один рубль товарной продукции.........................5 стр.
1.2 Анализ затрат на производство по экономическим элементам.... 9 стр.
1.3 Анализ прямых материальных затрат...............................................11 стр.
1.4 Анализ прямых трудовых затрат.......................................................13 стр.
Анализ показателей деятельности предприятия....................................14 стр.
Выводы и список организационно-технических мероприятий.............61 стр.
Список использованной литературы.......................................................66 стр
Анализ материалов осуществляется в основном в разрезе фактических калькуляций, т.е. исследуется расход материалов на определенный вид продукции. Источником данных в этом случае является калькуляция себестоимости продукции.
Анализ затрат на материалы осуществляется по нескольким наиболее важным видам изделий и материалов.
Анализ затрат на материалы выполняет задачи:
• определение путей экономии материальных
ресурсов.
Изменение материалов относительно плановой
величины зависит от ряда факторов:
Степень влияния каждого фактора в отдельности на изменение величины расходуемых материалов определяется методом цепной подстановки.Для того чтобы определить изменение (прирост или снижение) суммы материальных затрат на производство данного вида изделия , необходимо изменение удельного расхода материала за счет того или иного фактора умножить на плановую цену и фактический объем производства i-ro вида продукции :
Для того чтобы определить, как изменилась общая сумма материальных затрат за счет факторов, влияющих на цену , необходимо изменение средней цены i-гo вида или группы материалов ( ) за счет i-гo фактора умножить на фактическое количество используемых материалов соответствующего вида :
В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и стоимость. Чтобы определить, как изменились материальные затраты на единицу продукции , необходимо разность между нормой расхода заменяющего (УР ) и заменяемого (УР ) материала умножить на цену заменяемого материала (Z ):
либо разность между ценой заменяющего (Z ) и заменяемого (Z ) материала умножить на норму расхода заменяющего материала:
Аналитические расчеты делаются по каждому виду продукции на основе плановых и отчетных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.
1.4 АНАЛИЗ ПРЯМЫХ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ
Прямые трудовые затраты наряду с материальными являются важнейшей статьей себестоимости продукции. Они оказывают большое влияние на формирование ее уровня.
В процессе анализа определяются: динамика зарплаты на рубль товарной продукции; доля прямых трудовых затрат в себестоимости продукции; факторы, определяющие ее величину, и поиск резерва экономии средств по данной статье затрат.
Анализ прямых трудовых затрат осуществляется в двух направлениях. Изучается весь фонд зарплаты и анализируется зарплата в себестоимости определенных изделий. Для анализа используются данные формы № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников» — по анализу фонда зарплаты.
Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяется абсолютное отклонение по фонду зарплаты. Общее изменение по прямой зарплате на весь выпуск товарной продукции является объектом анализа. Количественное влияние факторов: увеличение объема выпуска продукции, изменение структуры производства, изменение трудоемкости продукции, изменение уровня оплаты труда. Определяется способом цепных подстановок.
Затем выявляются причины изменения величины прямой заработной платы. Основные причины изменения общей величины прямой зарплаты — изменение уровня квалификации и несоответствие разряда работ разряду рабочих; изменение организации труда, уровня применяемой техники, технологии.
Анализ зарплаты в
себестоимости отдельных
По результатам проведенных расчетов делают выводы и предложения.
1. АНАЛИЗ ОБЪЕМА
ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
1.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за определенный период
Изделие |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Реализация продукции, тыс. руб. | ||||||
план |
факт |
+, - |
D в % |
план |
факт |
+, - |
D в % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A |
34300 |
35840 |
+ 1540 |
4,4 |
34468 |
35700 |
+ 1232 |
3,6 |
B |
43500 |
41100 |
- 2400 |
- 5,5 |
44790 |
43260 |
- 1530 |
- 3,4 |
C |
39468 |
39930 |
+ 462 |
1,2 |
39765 |
40392 |
+ 627 |
1,6 |
D |
17220 |
18900 |
+ 1680 |
9,8 |
15715 |
16450 |
+ 735 |
4,7 |
Итого |
134488 |
135770 |
+ 1282 |
1 |
134738 |
135802 |
1064 |
0,8 |
Вывод: из таб. 1 видно, что план по выпуску и реализации по каждому изделию выполнен, кроме изделия В, объем производства и реализация которого по факту составила 41100 и 43260 тыс. руб., что меньше по сравнению с планом на 2400 и 1530 тыс. руб.
1.2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции может производиться (таб. 2):
- по способу наименьшего процента = 41100 / 43500 *100 = 94,48 %
- по способу среднего процента = 132088 / 134488 * 100 = 98,22 %
- по удельному весу изделий, по которым выполнен план = 25,5+30,3+29,4+12,8 = 98 %
Изделие |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Удельный вес выпуска, % |
Изменение уд. веса, +;- |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнении плана по ассортименту, тыс. руб. | ||
план |
факт |
план |
факт | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
A |
34300 |
35840 |
25,5 |
26,4 |
+ 0,9 |
104,5 |
34300 |
B |
43500 |
41100 |
32,3 |
30,3 |
- 2 |
94,5 |
41100 |
C |
39468 |
39930 |
29,4 |
29,4 |
0 |
101,2 |
39468 |
D |
17220 |
18900 |
12,8 |
13,9 |
+ 1,1 |
109,8 |
17220 |
Итого |
134488 |
135770 |
100 |
100 |
- |
410 |
132088 |
Вывод: из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,2 % (132088 / 134488 * 100) .
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Расчет влияния структуры производства на уровень экономических показателей можно произвести способом цепной постановки (таблица 3), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
9 ст. таб.3 = ВПусл0 = å(Vпл.общ. * Удiпл * Цiпл) = ((21815 * 0,281 * 5600) + (21815 * 0,332 * 6000) + (21815 * 0,274 * 6600) + (21815 * 0,113 * 7000)) = 34328,084 + 43455,480 + 39450,246 + 17255,665 = 134489,475 тыс. руб.
10 ст. таб.3 = ВПусл1 = å(Vф.общ. * Удiпл * Цiпл) = ((22000 * 0,281 * 5600) + (22000 * 0,332 * 6000) + (22000 * 0,274 * 6600) + (22000 * 0,113 * 7000)) = 34619,200 + 43824,000 + 39784,800 + 17402,000 = 135630,000 тыс. руб.
11 ст. таб. 3 = ВПусл2 = å(Vф.общ. * Удiф * Цiпл) = ((22000 * 0,291 * 5600) + (22000 * 0,311 * 6000) + (22000 * 0,275 * 6600) + (22000 * 0,123 * 7000)) = 35851,200 + 41052,000 + 39930,000 + 18942,000 = 135775,200 тыс. руб.
12 ст. таб.3 = DВПстр = ВПусл2 – ВПусл1= 145,200
Такой же результат можно получить и способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст=Nф/Nпл) и условно-натуральных показателей (Кн=Qф/Qпл) умножим на запланированный выпуск ВП в стоимостном выражении:
DВПстр = (Кст – Кн) * ВПпл = ( ) * 134489475 = 0,001079635 * 134489475 = 145200
Определить изменение объема товарной продукции:
1) Объем ВП при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене N1 = Qф*(∑Diпл*Piпл) = 22000 * ((0,281 * 5600) + (0,332 * 6000) + (0,274 * 6600) + (0,113 * 7000)) = 135630000
2) Объем ВП при фактическом
выпуске, фактической
3) Изменение объема ВП за счет структурных сдвигов N2-N1 = 145200
4) Общее изменение объема ВП: = ((22000 * 5600) + (22000 * 6000) + (22000 * 6600) + (22000 * 7000)) – ((21815 * 5600) + (21815 * 6000) + (21815 * 6600) = (21815 * 7000)) = 554400000 – 549738000 = 4662000
5) Изменение объема ВП за счет изменения объема выпуска: ∑(Qф *Diпл*Piпл) - * Diпл) = ((22000 * 0,281 ** 5600) + (22000 * 0,332 * 6000) + (22000 * 0,274 * 6600) + (22000 * 0,113 * 7000)) – ((21815 * 5600 0,281) + (21815 * 6000 * 0,332) + (21815 * 0,274 *6600) + (21815 * 7000 * 0,113) = 135630000 – 47578515 = 88051485
6) Объем ВП, пересчитанный на
фактический выпуск при
I вп (шт) = Qa : Qпл = 4 ст. : 3 ст. = 1,008480403
7) Влияние структурных сдвигов на объем ВП: = ((22000 * 5600 * 0,291) + (22000 * 6000 * 0,311) + (22000 * 6600 * 0,275) + (22000 * 7000 * 0,123)) – 135630000 = 135775200 – 135630000 = 145200
Изделие |
Цена за 1 шт., руб. Р |
Объем производства продукции, шт. Q |
Структура продукции, %D |
Изменение структуры, +;- |
Процент выполнения плана |
Стоимость выпущенной продукции, тыс. руб.N |
Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
Факт при плановой структуре |
факт | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
А |
5600 |
6125 |
6400 |
28,1 |
29,1 |
+ 1 |
104,5 |
34328,084 |
34619,200 |
35851,200 |
1232,000 |
В |
6000 |
7250 |
6850 |
33,2 |
31,1 |
- 2,1 |
94,5 |
43455,480 |
43824,000 |
41052,000 |
- 2772,000 |
С |
6600 |
5980 |
6050 |
27,4 |
27,5 |
+0,1 |
101,2 |
39450,246 |
39784,800 |
399300,000 |
145,200 |
D |
7000 |
2460 |
2700 |
11,3 |
12,3 |
+1 |
109,8 |
17255,665 |
17402,000 |
18942,000 |
1540,000 |
Итого |
- |
21815 |
22000 |
100 |
100 |
- |
410 |
134489,475 |
135630,000 |
135775,200 |
145,200 |