Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является, применяя теоретические и практические методы, провести анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Задачи, решаемые в ходе курсового исследования:
- определить роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством;
- выяснить эффективность предприятия;
- определить на практических примерах анализ имущественного положения и источников его формирования;
введение…………………………………………………………………………..3
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ………...5
Анализ источников финансирования и имущественного положения предприятия………………………………………………………………….7
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия ………….11
Анализ финансовой устойчивости предприятия …………………….15
Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятия ………………………………………………………………..17
Анализ прибыли от реализации продукции, анализ рентабельности деятельности предприятия…………………………………………………22
Анализ деловой активности предприятия …………………………….28
Оценка вероятности банкротства предприятия ………………………31
АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………32
2.1.Анализ общей суммы затрат на предприятии……………………….32
2.2.Анализ затрат на рубль произведенной продукции………………..36
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..40
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………….45
4.1.Анализ обеспеченности предприятие трудовыми ресурсами ……..45
4.2.Анализ использования фонда рабочего времени ……………………48
4.3.Анализ эффективности использования персонала предприятия ……51
5. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИ ……………………………………………………53
5.1.Анализ обеспеченности предприятия основными средствами ……53
5.2.Анализ интенсивности и эффективности использования ОПФ……..56
5.3.Анализ использования производственной мощности предприятия …58
Заключение …………………………………………………………………….60
Список использованной литературы …………………
Факторная модель прибыли выглядит следующим образом:
Объем реализации продукции
может оказывать как
Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблице:
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Таблица 8
№ |
Изделие |
Объем реализации, шт. |
УД, дол.ед. |
Цена изделия, руб. |
Себестоимость изделия, руб. | ||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
t1 | ||
1 |
Кирпич М-100 |
1253037 |
780992 |
0,32 |
0,18 |
5,00 |
5,50 |
4,40 |
4,71 |
2 |
Кирпич М-125 |
2585633 |
3436365 |
0,67 |
0,81 |
4,50 |
5,00 |
3,96 |
4,28 |
Итого |
3838671 |
4217357 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Таблица 9
№ |
Условия расчета |
Факторы |
Значение удельных затрат, тыс. руб |
Отклонение удельных затрат, тыс. руб. | |||
VBП |
УД |
Ц |
С\С | ||||
1 |
Прибыль от реализации за прошлый год |
0 |
0 |
0 |
0 |
(1253037*(5,00-4,40)) +(2585633*(4,50-3,96)) = =2148064,02/1000=2148,06 |
|
2 |
Прибыль от реализации при фактическом общем объеме |
1 |
0 |
0 |
0 |
(4217357*0,32*(5,00-4,40))+ +(4217357*0,67*(4,50- -3,96)) = 2335572,3/1000= =2335,57 |
2335,57-2148,06= 187,51 |
3 |
Прибыль от реализации при фактическом общем объеме и структуре производства |
1 |
1 |
0 |
0 |
(4217357*0,18*(5,00-4,40))+ +(4217357*0,81*(4,50- -3,96)) =2300146,4/1000= =2300,15 |
2300,15-2335,57= -35,42 |
4 |
Прибыль от реализации при фактическом объеме производства отдельных видов продукции и фактической цене |
1 |
1 |
1 |
0 |
(780992*(5,00-4,40))+ +(3436365*(5,00-4,28))= =2942778/1000= 2942,78 |
2942,78-2300,15= 642,63 |
5 |
Прибыль от реализации за отчетный год |
1 |
1 |
1 |
1 |
(780992*(5,50-4,71))+ (3436365*(5,00-4,28))= = 3091166,4/1000= 3091,16 |
3091,16-2942,78= 148,38 |
В отчетном году по сравнению с прошлым величина прибыли от реализации повысилась на 943,1 тыс. руб. Отрицательным фактором влияния на прибыль от реализации является общий объем и структура производства.
Исходя из данных по конкретным
видам продукции можно сказать,
что перспективным видом
Проведем оценку относительных
показателей эффективности
Рентабельность является
результатом производственного
процесса, она формируется под
влиянием факторов, связанных с повышением
эффективности оборотных
Общую рентабельность
предприятия необходимо
Оценка относительных
показателей эффективности
предприятия
Таблица 10
Показатели |
2003г. тыс. руб. |
2004г. тыс. руб. |
Отклонение, +/- |
Выручка от реализации |
17900,5 |
21477,3 |
+3576,8 |
Себестоимость реализованной продукции |
15754,4 |
18402,5 |
2648,1 |
Прибыль от реализации |
300,5 |
1114,6 |
|
Чистая прибыль |
-103,1 |
1408,9 |
+1512 |
Величина активов |
4215 |
6829 |
|
Собственный капитал |
645 |
542 |
При увеличении выручки от реализации на 3576,8 тыс. руб., прибыль от реализации снизилась на 2 664 тыс. руб.
Общая рентабельность - этот показатель является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.
Показатель показывает, какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя.
,где
Пдн - прибыль до налогообложения
Вреал - выручка от реализации
Rобщ 2003г. = -11,2 / 17900,5* 100 = -0,06
Rобщ 2004г. = 1662,0 / 21477,3 * 100 = 7,74
Рентабельность производства
определяется как отношение величины
валовой прибыли к
,где
ВП - валовая прибыль
СС - себестоимость продукции
R Пр-ва 2003г. = 300,5/ 15754,4 * 100 = 1,91
R Пр-ва 2004г. = 1114,6/ 18402,5 * 100 = 6,06
Рентабельность оборотных активов - определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
,где
ЧП - чистая прибыль
ОА - среднегодовая стоимость оборотных активов
R Об А 2003г. = -103,1/ 972 * 100 = 10,61
R Об А 2004г. = 1408,9 / 1592* 100 = 88,50
Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет важное значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Период окупаемости
,где
СК - стоимость собственного капитала
ЧП - чистая прибыль
СК пер окуп 2003г. = 13 917 / 9 146 = 1,5
СК пер окуп 2004г. = 5 590 / 5 315 = 1
Рентабельность оборотных активов снизилась на 26,97 %. Данное падение произошло из-за оборачиваемости капитала (при снижении оборотов с 1,5 до 1 в года). Для повышения рентабельности оборотных средств предприятию необходимо более эффективно использовать оборотные средства и изменить величину товарооборота и его структуру, использовать прогрессивные способы реализации продукции. Уменьшение чистой прибыли на 3 831 тыс. руб. привело к снижению рентабельности производства на 63,7%. Снижение рентабельности производства негативная тенденция.
Существуют два альтернативных
пути повышения рентабельности продукции
- увеличение объемов продаж и повышение
эффективности их реализации (т.е. получение
большей прибыли при сохранении
объема продаж). Объем продаж может
быть увеличен двумя способами: путем
расширения рынка или путем более
глубокого проникновения в
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Основные пути повышения рентабельности товара рассматриваются обычно как альтернативные друг другу. Так, усилия по наращиванию объемов продаж требуют инвестиций, а усилия по увеличению эффективности как раз и способствуют получению денежных средств.
Стабильность финансового положения предприятия во многом зависит от его деловой активности.
Традиционный экономический
анализ в значительной мере занимался
сопоставлением фактических данных
о результатах производственно-
К показателям деловой активности предприятия относят:
1. Величину капитала предприятия;
2. Величину
выручки от реализации
3. Коэффициент
оборачиваемости активов и
4. Длительность оборота;
5. Оборачиваемость
кредиторской и дебиторской
При росте трех первых показателей и сокращению периода оборачиваемости, масштабы деятельности предприятия расширяются.
Анализ показателей деловой активности проводится трендовым методом (горизонтальный анализ). Суть метода заключается в оценке динамики показателей во времени.
Коэффициент оборачиваемости активов - отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса - характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Коа = выручка от реализации / среднегодовая величина всех активов
Коа 2003 = 17900,5 / 4214 = 4,25
Коа 2004 = 21477,3 / 6829 = 3,14
По коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности. Чтобы сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим компаниям, можно сравнить данный показатель с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности.
Информация о работе Анализ эффективности использования основных средств предприятии