Анализ эффективности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание

Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Анализ эффективности производства…………………………….….5

1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции………………………………………………………………………..6

1.2 Анализ ассортимента и структуры производственной продукции……..9

1.3 Анализ качества произведенной продукции……………………………..12

1.4 Анализ ритмичности предприятия………………………………………16

1.5 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………….18

2 Расчетная часть……………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

теория экономического анализа.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

Вывод: в отчетном году было запланировано  выпустить продукцию на 2,9% больше по сравнению с достигнутым уровнем  прошлого года, что составляет 2300 ДЕ. При этом  запланировано выпустить изделий А на 5,5% меньше выпуска прошлого года или на 1700 ДЕ меньше по изделию В. Запланировали выпустить больше на 11,26% или на 3400ДЕ больше. По изделию С план выполнен на 3,23 или на 600ДЕ.

     1.2 Анализ ассортимента и структуры производственной продукции

    1. Анализ  выполнения плана по объему  и ассортименту продукции. 
    2. Анализ выполнения плана по структуре и качеству произведенной    продукции. 
    3. Анализ ритмичности производства.

    4. Анализ  отгрузки и реализации продукции.

     Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

     Своевременное обновление ассортимент продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктур рынка является одним из важнейших  индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

     Цель  анализа – выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры  продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и  возможностей предприятия.

     При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
    • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
    • изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
    • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую  характеристику изменений в ассортименте продукции дает коэффициент, уровень  которого определяется следующим образом:

Кас=                   Объем продукции, принятой в расчет              .

       Базовый объем производства (реализации) продукции

     В расчет принимается фактический  выпуск продукции каждого вида в  отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

     Таблица 2. Данные об изменении ассортимента и структуры продукции

Изделие Объем производства продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. Темп  роста, % Структура производства, %
t0 t1 t0 t1
A 28800 25200 87,5 35,95 30,66
B 33600 33264 99,0 34,95 33,72
C 19200 22176 115,5 17,12 19,27
D 14400 20160 140,0 11,98 16,35
Итого 96000 100800 105,0 100 100

     По  данным таблицы 2 величина коэффициента

     Кас=(25200+33264+19200+14400)/96000=0,96

     Произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно  увеличился выпуск изделия C и D и сократился объем производства изделий А и В. Рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции.

     Причины изменения ассортимента продукции  могут быть как внешние, так и  внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

     Увеличение  объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.

     Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

     Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции.

     Для получения того же результата существует способ процентных разностей: разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных показателей, умножается на базовый выпуск в стоимостном выражении.

     Если  продукция однородная, то для расчета  влияния структурного фактора на объем производства в стоимостном  выражении можно использовать способ абсолютных разниц: определяется как изменится средний уровень цены единицы продукции за счет структуры, затем, умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, определяется изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении.

     Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно найти с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при базовой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции отчетного периода в условно-натуральном выражении.

     Используя эти приемы, можно определить влияние  структуры продукции на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

     1.3 Анализ качества произведенной продукции

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентно борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Качество  продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

    1. удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
    2. удельный вес продукции высшей категории качества;
    3. средневзвешенный балл продукции;
    4. средний коэффициент сортности;
    5. удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
    6. удельный вес сертифицированной продукции;
    7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
    8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

    1. полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продукта питания);
    2. надежность (долговечность, безотказность в работе);
    3. технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
    4. эстетичность изделий.

     Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.

     Первая  задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.

     Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются различные методы:

1. Бальный метод - состоит в определении средневзвешенного бала качества продукции, затем сравнивается фактический и плановый его уровень. Тем самым находится процент выполнения плана по  качеству. 
2. Для продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности и средневзвешенная цена изделия сопоставимых цен:

 а)  при оценке выполнения плана  по первому показателю фактическую  долю каждого сорта сравнивают  с плановой, а для изучения  динамики качества, сравнивают с данными прошлых лет;

б) средний коэффициент можно определить двумя способами: отношением количества первого сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта;

в) средневзвешенная цена - Ц ср. = [∑(К плi х Ц плi)] : ∑ К пл.

Ц факт. = [∑ (Кфi х Цni)] : ∑ К фi.

Таблица 3. Таблица анализа качества продукции

Сорт Цена  ед. Выпуск  продукции (шт) Стоимость выпуска продукции (р.)
пл. факт. пл. факт. По  плану 1 сорта
пл. факт.
1 6000 2880 3528 17280 12168 17280 21168
2 5000 1728 1008 8640 5040 10368 6048
3 2500 1152 504 2880 1260 6912 3024
Итого 5000 5760 5040 28800 27468 34560 30240

Информация о работе Анализ эффективности производства