Анализ эффективности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание

Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Анализ эффективности производства…………………………….….5

1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции………………………………………………………………………..6

1.2 Анализ ассортимента и структуры производственной продукции……..9

1.3 Анализ качества произведенной продукции……………………………..12

1.4 Анализ ритмичности предприятия………………………………………16

1.5 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………….18

2 Расчетная часть……………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

теория экономического анализа.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

К сорт. пл.= [∑(Vi [ Цi)] : (V общ. х Ц 1сорта) = 28800 /34560  = 0,833

К сорт. ф. = 27468/30240 = 0,908

% выполн. плана  = (К сорта ф. : К сорта. пл.) - 1= 0,908/0,833-1=9 % - перевыполнение.

     Вторая  задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции (DВП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП). Расчет производится следующим образом:

     DВП=(Ц10)хVВП1,

     DВ=(Ц10)хVРП1,

     DП=[(Ц10)хVРП1]-[(С10)хVРП1],

     где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

     С0 и С1 – уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

     VВП1 – количество произведенной продукции повышенного качества;

     VРП1- объем реализации продукции повышенного качества.

     Если  предприятие выпускает продукцию  по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась взвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпуска и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности. 

     В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному  весу в общем выпуске продукции, определяют потери от брака:

  1. Себестоимость забракованной продукции – 500 тыс. р.
  2. Расходы по исправлению брака – 80 тыс. р.
  3. Стоимость брака по цене возможного использования -  150 тыс. р.
  4. Сумма удержаний с виновных лиц  -  тыс. р.
  5. Потери от брака (п1+п.2-п.3-п.4) – 420 тыс. р.

     Для определения потерь выпуска продукции  необходимо знать фактический уровень  рентабельности. В нашем примере  стоимость продукции в действующих  ценах составляет 104300 тыс. р., ее себестоимость  – 84168 тыс. р. Отсюда фактический уровень  рентабельности равен +23,9% ((104300-84168)/84168х100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери продукции равны 520,4 тыс. р. (420х1,2390), или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

     Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по и устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др. 

     1.4 Анализ ритмичности предприятия

     При изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

     Для оценки ритмичности работы предприятия  используются прямые и косвенные  показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

     Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Одна  из наиболее распространенных показателей  – коэффициент ритмичности. Величина его определяется делением суммы, которая зачтена выполнением плана по ритмичности на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного.

     Коэффициент вариации - определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки, декаду, месяц к среднесуточному плановому выпуску продукции.

К в = [√(∑∆  Х2) : n] : Х план,

где ∆  Х2- квадратическое отклонение от среднедекадного задания , n - число периодов, Х план – плановый среднеквартальный (среднемесячный, среднедекадный) выпуск продукции.

     Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также  показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Таблица 4. Таблица анализа ритмичности выпуска продукции по декадам

Декады Выпуск  продукции (тыс. руб.) Удельный  вес продукции (%) Выполнение  плана (К) Доля  продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
План Фактич. План Фактич.
1 32000 30240 33,3 30 0,945 30,00
2 32000 34272 33,3 34 1,071 33,33
3 32000 36288 33,4 36 11,134 33,34
Итого: 96000 100800 100 100 1,05 96,67

Критм = 30+33,33+33,34=96,67%

К в = (√[(30,24-32)2 +(34,3-32)2 +(36,3-32)2]/3)/32= 0,094

К аритм= 0,055+0,071+0,134 = 0,26   

     Так как коэффициент ритмичности  меньше единицы, т.е. производство не соответствует запланированному ритму. Коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что в среднем за декаду выпуск продукции отклоняется от графика на 9,4% .

     Внутренние  причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятии  по выпуску продукции в связи  с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным  выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100800-36288х3=8064 тыс. р.).

     Аналогичным образом анализируется ритмичность  отгрузки и реализации продукции.

     В заключение анализа разрабатывают  конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

     1.5 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

     В процессе анализа необходимо изучить  изменения их не только в объеме производства продукции, но и в объеме ее реализации, так как от объема продаж зависят финансовые результаты предприятий, финансовое состояние, положение, платежеспособность. Как правило, анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе анализа фактические данные сравниваются с плановыми, с данными предшествующих периодов,  рассчитываются абсолютные отклонения от плана, %, темпы роста и прироста за анализируемый период времени, рассчитывается абсолютное значение 1 % прироста.

     На  изменение объема продаж влияют многочисленные факторы: прямые и косвенные. Прямые - изменение отгрузки продукции и изменение остатка товаров на конец и начало периода.

     Косвенные – качество, изменение ее структуры, ритмичность и т.д. Возможны два варианта методики анализа реализации продукции: 
1. Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

     ГПн.+ТП=РП+ГПк
где: ГПн.- остатки готовой продукции на начало периода;

     ГПк - остатки готовой продукции на конец года.

     ТП - стоимость выпуска товарной продукции.

     РП - объем реализации продукции.

     Отсюда:  РП = ГПн + ТП - ГПк

     2. Если выручка определяется после  оплаты отгруженной продукции,  то товарный баланс можно записать:

     ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,

где: ОТн. и ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода. РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк   

     Расчет  влияния данных факторов на объеме реализованной продукции производится сравнением фактических уровней  факторами показателей с плановыми  или за предыдущие периоды вычислением  абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Таблица 5 . Анализ факторов объема реализации продукции.

Показатель  плановых оптовых цен продукции Сумма (млн. руб.) Отклонение Прирост на 1 %
План Факт Млн. руб. % -6,5
1. Остаток  готовой продукции на начало  периода ГПн 650 400 -250 -38,4615 0,96
2. Выпуск  товарной продукции 96 100,8 4,8 5 10,008
3. Остаток  готовой продукции на конец  года ГПк 8 0,9 0,1 12,5 -7,4520
4. Отгрузка  продукции за год  1 + 2 - 3 745,2 499,1 -246,1 -33,0247 0,0290
5. Остаток  товаров отгруженных покупателям (неоплачен.) - - - - 0,0350
5.1. ОТн 2,9 3,2 0,3 10,3448 -
5.2. ОТк 3,5 6,96 3,46 98,8571 -
6. Реализация  продукции РП = 4 + 5.1 - 5.2 744,6 495,34 -249,26 -33,4757 -7,4460

Информация о работе Анализ эффективности производства