Анализ экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Экономический анализ финансового состояния представляет собой аналитическое исследование способности предприятия финансировать свою деятельность.

Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическим лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Зимин Н.Е..doc

— 558.00 Кб (Скачать документ)

 

       

       7. Анализ доходности  продаж. 

       Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, товаров, работ  и услуг.

       Экономический смысл диагностики показателей  рентабельности заключается в оценке (показе) получаемой прибыли с одного рубля вложенных денежных средств в предприятие. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции.

       Основными источниками информации для диагностики  служат: форма №1 “Бухгалтерский баланс предприятия”, форма №2 “Отчет о прибылях и убытках”.

       Наиболее  распространенным показателем рентабельности является размер прибыли на рубль  затрат, вложенных в проданную  продукцию:

       

       где П – прибыль от продаж продукции (выручка от продаж за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и полных затрат на производство проданной продукции);

       С – затраты на производство продукции (полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов).

       Другой  показатель – доходность продаж –  показывает размер прибыли с 1 руб. проданной  продукции:

       

       где В - выручка (нетто) от продаж продукции (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и других обязательных платежей).

       Сравнение приведенных показателей позволяет  оценивать эффективность производственной деятельности, выбирать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру  продукции (работ, услуг), определять экономически целесообразные объекты для инвестирования.

       В последние годы  наиболее значимым становится показатель доходности, так  как он дает наиболее наглядное представление  о доходе предпринимателей.

       Для анализа доходности продаж рассмотрим данные таблицы 11.

       Уменьшение  объема продаж на 1 471 тыс.руб. способствует значительному снижению доходности продаж (на 23 %). Снижение доходности продаж говорит о нестабильном положении предприятия на рынке среди конкурентов и снижает спрос на товары и услуги. 
 
 
 

 

       

       Таблица 11. 

       Оценка  доходности продаж продукции и услуг. 
 
 

      Показатели Номер строки Предыдущий год Отчетный год Отклонение (+,-)
      Выручка от продаж продукции (работ, услуг), тыс.руб. 01 140 922 139 451 -1 471
      Полная  себестоимость проданной продукции, тыс.руб. 02 -92 291 -118 089 -25 798
      Прибыль от продаж, тыс.руб. 03 37 038 4 204 -32 834
      Доходность  продаж, % 04 26,28 3,01 -23
      Величина  активов, тыс. руб. 05 166 497 209 191 42 694
      Коэффициент оборачиваемости активов, обороты 06 0,85 0,67 -0,18
      Рентабельность  активов, % 07 22,25 2,01 -20,24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

       Рассчитаем  влияние доходность продаж изменения  цены и себестоимости реализованной  продукции способом цепных подстановок.

       1. Изменение доходности продаж  за счет изменения цен реализации   

, 

где индексы  “о” и “п” – соответственно отчетный и предыдущий годы.

       2. Изменение доходности продаж  за счет увеличения себестоимости  реализации  :

       

       Полученные  результаты свидетельствуют о том, что в условиях снижения объема продаж на 1 471 тыс.руб. способствовало поддержанию доходности продаж.

       Точность  расчетов подтверждается проверкой  совокупного влияния факторов:

         или 19,2 пункта. 
 

       8. Оценка рентабельности  основных производственных фондов . 

       Для оценки эффективности использования  ресурсов, потребляемых в процессе производства, применяются показатели рентабельности.

       Показатели  рентабельности характеризуют относительную  доходность или прибыльность различных  направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

       Одним из важных экономических показателей  является рентабельность активов; её также  называют экономической рентабельностью. Это самый общий показатель; он отвечает на вопрос, сколько прибыли  предприятие получает в расчете  на рубль своего имущества. От его величины, в частности, зависит размер дивидендов по акциям в акционерных обществах.

   Рентабельность  использования основных производственных средств  (Rф) определяют по формуле:

     

    Пб - валовая прибыль

    ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных средств;

    Оср- среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

   Для анализа факторов на изменение уровня рентабельности составляется аналитическая таблица 3.3.

   В свою очередь, рентабельность средств, авансированных в производственные ресурсы определяют по формуле:

   3 - расходы на оплату труда, затраченные  при производстве продукции (работ, услуг).

   Основные  фонды занимают основной удельный вес  в общей сумме капитала предприятия. Следовательно, от их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят результаты деятельности предприятия.

   Из  таблицы можем предположить, что  увеличение валовой прибыли и  увеличение стоимости основных производственных средств положительно повлияли на изменение рентабельности. Средства, авансируемые в производственные ресурсы, использовались эффективно. Несмотря на незначительное уменьшение фондоотдачи рентабельность основных производственных средств повысилась на 13,27%,  а рентабельность средств, авансированных в производственные ресурсы – на 40,39%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 12. 

Анализ  рентабельности использования основных производственных средств и средств, авансированных в производственные ресурсы. 

    Показатели Номер строки Предыдущий год Отчетный год Изменение за год (+,-)
    Валовая прибыль, тыс. руб. 1 48 631 21 362 -27269
    Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. 2 94 841 109 860 15019
    Среднегодовая стоимость материальных оборотных  средств, тыс. руб. 3 81988,5 -59044,5 -141033
    Затраты на оплату труда, тыс. руб. 4 24596,55 -17713,35 -42309,9
    Объем продаж продукции, тыс. руб. 5 140 922 139 451 -1471
    Величина  валовой прибыли на 1 руб. продаж, руб. 6 0,35 0,15 -0,2
    Фондоотдача, руб./руб. 7 1,49 1,27 -0,22
    Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных  средств 8 1,72 -2,36 -4,08
    Рентабельности, % :             основных производственных средств 9 27,89 41,16 13,27
    средств, авансированных в производственные ресурсы 10 24,14 64,53 40,39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       9. Анализ рентабельности использования капитала. 

   Кроме коэффициентов рентабельности продукции  и ее доходности, различают рентабельность капитала собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и рентабельность перманентного капитала.

   Используя данные бухгалтерского баланса и  формы «Отчет о прибылях и убытках», определяют показатели эффективности функционирования капитала (имущества) предприятия по следующим аналитическим зависимостям:

    -рентабельность  капитала (RK)

    А - рентабельность текущих активов(Rм.а.)

    , где

      Пчист - чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

   А, Атек - величина соответственно задействованного капитала и всех видов текущих активов, которая рассчитывается по данным баланса предприятия как среднегодовая.

   В процессе анализа необходимо выяснить зависимость между величиной прибыли и эффективностью использования собственных и заемных средств, принимавших участие в ее получении. Для этих целей определяются показатели рентабельности собственного капитала (Rс.к.) и заемного

( инвестиций) Rинв:

, где

    Пб - валовая прибыль предприятия;

Ксоб - средняя   величина  источников  собственных  средств предприятия, 
рассчитанная по данным III раздела баланса;

Кдолг - долгосрочные обязательства предприятия (итог IV раздела баланса). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 13. 

       Анализ  рентабельности используемого капитала. 

Показатели Номер строки Предыдущий год Отчетный год Изменения за год (+,-)
Величина  активов, тыс. руб. 01 166 497 209 191 42 694
Текущие активы, тыс.руб. 02 63 502 82 063 18 561
Источники собственных средств, тыс.руб. 03 122 587 121 717 -870
Долгосрочные  обязательства, тыс. руб. 04 12 284 12 923 639
Выручка от продаж, тыс.руб. 05 140 922 139 451 -1 471
Прибыль от продаж, тыс. руб. 06 37 038 4 204 -32 834
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 07 34 098 104 -33 994
Чистая  прибыль, тыс. руб. 08 34 098 -1 573 -35 671
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. 09 -103884 -135247 -31 363
Рентабельность, %:

- капитала

10 20,48 -0,75 -21,23
-текущих активов 11 53,70 -1,92 -55,61
-собственного капитала 12 27,82 -1,29 -29,11
-инвестиций 13 25,28 0,08 -25,20
-продукции 14 -35,65 -3,11 32,54
Доходность  продаж, % 15 24,20 -1,13 -25,32

Информация о работе Анализ экономической деятельности предприятия