Анализ экономической устойчивости ЗАО "Днепропетровский маслоэкстракционный завод"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:14, реферат

Описание

Закрытое акционерное общество с иностранными инвестициями "Днепропетровский маслоэкстракционный завод" - это одно из крупнейших предприятий, специализирующихся на переработке семян подсолнечника.

Работа состоит из  1 файл

УПР Основная часть - копия.docx

— 303.88 Кб (Скачать документ)

 

3.5. Характеристика  типа организационной культуры (ценности  и преобладающий стиль руководства  топ-менеджмента, влияние этих ценностей и стиля на формирование организационной культуры на предприятии).

Типы организационных  культур мы будем рассматривать  в интерпретации  Ч. Хэнди. Из четырёх возможных вариантов, предложенных им, наиболее обоснованным типом будет тип «Культура роли». Здесь олицетворением является классическая бюрократия, т.е. основным источником силы является сила положения.

Этот тип организации  характеризуется строгими функциональными  и специализированными участками, такими как финансовый отдел, торговый отдел и т.д., которые координируются узким связующим звеном управления. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками.

Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в  надлежащем ей месте. Влияние регулируется правилами и процедурами. Эффективность  культуры зависит от рационального  распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Отдельному работнику ролевая культура дает защищенность и возможность стать  компетентным специалистом; исполнительность в определенных пределах поощряется по соответствующей шкале оплаты и, возможно, продвижением по службе внутри функциональной области. Ролевая культура больше соответствует менеджерам, которые  ценят безопасность и предсказуемость, которые хотят достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающийся личный вклад.

Этот тип организации  успешно действует в стабильном окружении, предсказуемом и контролируемом, со стабильным рынком и где жизненный  цикл продукта длителен, т.е. там, где  стабильность производства важна, где  технологическая компетентность и  глубина специализации важнее внедрения  новой продукции или стоимости  обслуживания. Ролевая культура плохо  адаптируется к изменениям, плохо  осознает необходимость изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обоснование и выбор стратегии предприятия

 

4.1. Современное  состояние отрасли, в которой  работает предприятие.

На протяжении последних  лет масложировая отрасль отличается стабильностью производства, что характеризуется увеличением объемов производства, расширением ассортимента и сохранением высокого качества выпускаемой продукции. Это достигнуто благодаря реализации мер государственной поддержки, в том числе технического и таможенно-тарифного регулирования рынка растительных масел и маргариновой продукции, принятых Правительством Украины и направленных на создание условий устойчивого обеспечения предприятий отрасли масложировым сырьем. А также за счет внедрения рыночных отношений с привлечением частного капитала. По оценке в развитие отрасли за последние годы отечественными и зарубежными компаниями инвестировано более 35 миллиардов гривен. На украинский рынок пришли транснациональные компании Каргилл, Юниливер, Бунге, Вилмар. Созданы крупные отечественные холдинги (НМЖК, Солнечные продукты, Майола, ЭФКО).

Украинская масложировая отрасль даже в кризисный период демонстрирует положительные экономические показатели и в производстве, и в экспорте практически всех видов продукции. Особо стоит отметить тот факт, что наращивание экспорта происходит в развитые европейские страны. Но здесь кроется и обратная сторона медали…

В условиях усиления интеграции Украины в международное торговое сообщество обостряются конкурентные войны на рынке готовой продукции, и особенно со стороны стран ЕС, которые, пытаясь защитить собственных  производителей и не допустить импортозамещения, ежегодно ужесточают требования к качеству поставляемой украинской продукции, создавая технические барьеры в торговле. Не секрет, что наши успехи на масложировом рынке не особо радуют европейцев, нацеленных на украинские сырьевые ресурсы. С одной стороны, такая ситуация стимулирует украинские предприятия к постоянному совершенствованию качества продукции, а с другой – существующая в Украине бизнес-среда, несовершенная экономическая и налоговая политика нынешней и предыдущей власти, административное регулирование рынка и другие негативные факторы очень сильно тормозят эти процессы. Но даже в такой ситуации наши предприятия о помощи со стороны государства не просят – им достаточно, чтобы государство, чей бюджет они наполняют, просто не мешало работать и не ввязывало отрасль в свои политические игры. Как видно, за красивой внешней картинкой статистки стоит множество проблем как внешнего, так и внутреннего характера.

Подъему отрасли способствовало принятие государством мер таможенного  регулирования в 1999 году, когда помимо принятия экспортной пошлины на подсолнечник, величина которой (23%) сделала ее фактически запретительной, в качестве «подстраховки» действовал институт индикативных цен. Заметим, что на эту процедуру  страна не потратила ни одной гривни. Достаточно было только ввести ограничения на экспорт подсолнечника, чтобы стимулировать инвестиции в масложировой бизнес, в том числе и со стороны иностранного капитала. Началось интенсивное перевооружение предприятий, и на сегодняшний день мы имеем динамически развивающуюся ориентированную на экспорт отрасль. На протяжении последних нескольких лет Украина является лидером среди производителей и экспортеров растительного масла в мире. Наращивание перерабатывающего потенциала в Украине, в свою очередь, стимулировало развитие аграрного сектора в сегменте масличного сырья. [4]

За девять месяцев 2010/2011 маркетингового года (сентябрь 2010 — август 2011) отечественные  масложировые предприятия произвели 2,9 млн. тонн подсолнечного масла, из них на экспорт —свыше 2,0 млн. тонн. Ассоциация «Укролияпром» прогнозирует, что по результатам сезона отрасль выйдет на рекордный показатель в 2,9-3,1 млн. тонн. Текущий сезон будет одним из самых успешных для украинских производителей подсолнечного масла, хотя отрасль была близка к тому, чтобы повторить ката строфический сценарий 2008 года (с введением квот и остановкой заводов).

Тучи над сектором сгустились в начале 2011 года: правительство  недвусмысленно дало понять, что готовится  к квотированию экспорта подсолнечного  масла, как это уже произошло  в 2008 году. Введением ограничений  чиновники намеревались бороться с  ростом цен на этот продукт: за четыре месяца он подорожал почти на 60% —  с 9,50 грн./литр в сентябре 2010 года до 15 грн. в феврале 2011-го. [5]

Доля "растительных" масел (так часто обозначаются на упаковках  соевое и рапсовое масло или их смесь) составляет от 4 – 5% до 13 – 14% в  разных регионах. Их основной потребитель  – население с невысокими доходами, ориентированное покупать фасованные рафинированные масла в магазинах.

На фоне роста потребления  мы отмечаем ряд тенденций, характерных  для рынка растительного масла  в течение последних лет:

- начало доминирования  на рынке очень влиятельных  российских компаний. Это повлекло  за собой снижение в структуре  потребления доли импортных масел  и захват ее маслами отечественного  производства.

Наибольшая доля потребления  масел по-прежнему приходится на европейскую  часть Украины, особенно на крупные города.

Рынок растительных масел  характеризуется сезонностью: всплеск спроса приходится на лето и осень, тогда как в январе традиционно наблюдается наименьший объем продаж. [6]

 

4.2. Анализ  непосредственного окружения предприятия:  поставщики, потребители, конкуренты, рынок рабочей силы.

 

Масло Олейна производится компанией «Бунге Украина» – подразделением крупной международной компании Bunge, которая является лидером в агробизнесе и производстве продуктов питания.

Компания Bunge начала деятельность в Украине в 2002 году. Компания "Бунге Украина" осуществляет деятельность в области агробизнеса и производства рафинированного масла. В компанию входят следующие предприятия:

- дочернее предприятие с иностранными инвестициями "Сантрейд" – один из крупнейших украинских зернотрейдеров;

- четыре зерновых элеватора в Одесской, Днепропетровской, Кировоградской и Винницкой областях;

- закрытое акционерное общество с иностранными инвестициями "Днепропетровский маслоэкстракционный завод", на котором осуществляется экстракция, рафинация и бутилирование масла под торговыми марками "Олейна" и "Розумниця".

Днепропетровский  маслоэкстракционный завод был основан в 1947 году на базе маслобойной артели. Путь, который прошло предприятие до настоящего времени, является прекрасной иллюстрацией выражения "невероятный шаг вперед".

 Завод стал по-настоящему  современным высокотехнологичным  предприятием в результате сотрудничества  с иностранными инвесторами. Привлекая  инвестиции, завод шаг за шагом  совершил тотальную модернизацию, которая вывела его продукцию  на высший современный уровень.  Сегодня Днепропетровский маслоэкстракционный  завод – это один из крупнейших  украинских производителей рафинированного  подсолнечного масла. На текущий  момент мощность производства  составляет 460 тонн фасованного рафинированного  масла в сутки. 

Днепропетровский маслоэкстракционный  завод со времен своего обновления завоевал свыше 45 наград. Все они  свидетельствуют о современном  технологическом уровне предприятия  и наивысшем качестве продукции.

 

 

 

Поставщики  ЗАО "Днепропетровский маслоэкстракционный  завод"

  Поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятия материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг.  [12]

Основными поставками Днепропетровскому маслоэкстракционному заводу являются сырьевая база для изготовления подсолнечного масла. Ею является семя подсолнечника, его поставляют на завод фермерские хозяйства изо всей Украины.

Еще один основной поставщик  на завод это такой производитель  пластиковой тары как компания «Лидер».

Общество с ограниченной ответственностью промышленная компания «Лидер» основано в 1988г в форме производственного кооператива. За 15 лет работы предприятие прошло путь от маленького кооператива, работающего на арендованных площадях и оборудовании, до современного высокотехнологичного предприятия. Находится в г. Днепропетровске по ул. Героев Сталинграда, 162.

Конкуренты  ЗАО "Днепропетровский маслоэкстракционный  завод"

Что касается игроков рынка, то изначально их было большое количество, при этом практически все работали на устаревшем оборудовании. Однако за последние десять лет можно было наблюдать постепенную реструктуризацию отрасли за счет ряда крупных приобретений и выхода на рынок зарубежных инвесторов, которые вложили миллионы иностранной  валюты в модернизацию перерабатывающих заводов. В результате, на сегодняшний  день чуть более половины производства масла из семян подсолнечника  приходится на шесть крупных холдингов. Они стабильно закрепились на украинском рынке, о чем свидетельствует  хорошая устойчивость к неблагоприятной  экономической среде: большинству  компаний удалось сохранить высокие  производственные и финансовые показатели в кризисный 2008 год, в основном за счет долларового запаса, который  «спас» основных производителей-экспортеров  от обесценивания национальной валюты. Напомним, что при финансовом обвале в 1998 году масложировая отрасль также существенно не пострадала, хотя данный период не является показательным, так как основные индикаторы были и так достаточно низкими. Опишем более подробно о некоторых крупнейших игроках масложировой отрасли Украины и конкурентов Днепропетровского маслоэкстракционного завода.

Cargill

 Компания Cargill, главный офис которой находится в США, начала свою деятельность производителя и экспортера семян подсолнечника в Украине в 1991 году. Cargill был одним из первых, кто начал брать под свое крыло небольшие перерабатывающие предприятия. В 2000 году были запущены новые мощности по производству подсолнечного масла. В 2005 году национальная компания Чумак (Херсонская обл.) продала американскому холдингу комплекс по выпуску масла. На сегодняшний день стратегия реализации Cargill не изменилась – основной статьей дохода является экспорт сырья, но в виде не семян, а сырого масла.

Кернел

 Холдинг Кернел вышел на украинский рынок подсолнечного масла в 2002 году за счет покупки Полтавского МЭЗ, хотя экспортировал семена подсолнечника и зерновые с 1995 г. Следующей покупкой Кернела была ТМ «Щедрый Дар». Удачным для компании оказался 2006 год– ее доля на масложировом рынке достигла 22%, за счет того, что в ее состав вошли Волчанский и Приколотнянский МЭЗ (ранее принадлежавшие Евротек), вместе с тем Кернел купил и торговую марку «Стожар». В 2010 году Кернел объявил о приобретении компании Allseeds, которая является крупным производителем и экспортером масла. В настоящее время основным направлением сбыта для Кернел является внутренний рынок.

Дельта  Вилмар СНГ

 Компания Дельта Вилмар СНГ была основана в 2004 г., новые мощности по переработке масла были введены в эксплуатацию в 2006 году. В настоящее время холдинг имеет активы по выпуску продукции более высоких переделов (в частности маргарин). Реализация сырья осуществляется как на внешнем, на и на внутреннем рынках. Сырье экспортируется в страны СНГ и Европы.

СП  Долия

ЗАО "СП Долия" (г. Каховка) - завод, производящий подсолнечное масло под торговой маркой "Чумак". Годовой объем производства в 2000 году - 10 тыс. т. Ранее "Чумак" специализировался на кетчупах, майонезах и плодовоовощных консервах, Чтобы расширить свое поле деятельности, летом 1998 года компания создала предприятие " Долия".

 Прогнозируется, что в  ближайшем будущем Украина укрепит  лидирующие позиции на мировом  масложировом рынке, заняв до 50% (порядка 2,5 млн. тонн подсолнечного  масла). Более того, ослабление некоторых  конкурентов поможет им это  сделать. Так, правительство Аргентины  ужесточило регуляторную политику  в сельскохозяйственной отрасли,  за счет чего экспорт с/х продукции, в частности подсолнечного масла, может существенно сократиться. Очевидно, это сыграет на руку компаниям, отгружающим масло из Украины.

Потребители Днепропетровского маслоэкстракционного завода

Информация о работе Анализ экономической устойчивости ЗАО "Днепропетровский маслоэкстракционный завод"