Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа оптового товарооборота на примере конкретной организации для выявления факторов, влияющих на объем оптовых продаж.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
рассмотреть ООО «Омфрут» как объект финансово - хозяйственной деятельности;
проанализировать объем и структуру оптового товарооборота;
проанализировать оптовый товарооборот по отдельным группам покупателей и ритмичность продаж за 2010-2011 года;
определить влияние различных факторов на оптовый товарооборот;
разработать практические рекомендации по увеличению товарооборота организации.
Для успешного руководства деятельностью любого предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией.
За долгие годы существования
большинства хозяйственных
Объем товарооборота - один из основных показателей работы торговой организации, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то системный его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций.
Таким образом, данная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и требует научных исследований.
Целью курсовой работы является проведение анализа оптового товарооборота на примере конкретной организации для выявления факторов, влияющих на объем оптовых продаж.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Объектом исследования является ООО «Омфрут».
Методами исследования являлись: анализ монографий и учебных пособий по данной проблематике, факторный анализ, сравнение и др.
Теоретической и методологический основой написания курсовой работы послужили учебники, учебно-методические пособия и статьи отечественных и зарубежных авторов и экономистов, например, таких как Терещенко Н.Н., Бланк И.А., Савицкая Г.В.
Источниками информации
для проведения анализа являлась
годовая бухгалтерская
Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. [20] В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным, в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров. [2]
Оптовая торговля является связующим звеном между производством и розничной торговлей. Таким образом, основной функцией оптовой торговли является регулирование оптового рынка потребительских товаров, планомерное поддержание текущего соответствия между спросом и предложением. [1]
Кроме этого, оптовая торговля выполняет ряд следующих функций:
- преодоление пространственного разрыва между производителями и потребителями;
- преобразование производственного ассортимента в торговый;
- формирование товарных запасов;
- хранение, доработка, подсортировка товаров;
- фасовка и упаковка;
- организация рекламных кампаний и маркетинговых исследований рынка и т.д. [2]
Выполнение оптовой торговлей присущих ей функций способствует становлению и развитию региональных рынков потребительских товаров, а также созданию здоровой конкурентной среды не только на оптовом рынке, но и в сфере обращения, а, следовательно, и в экономики в целом.
Торговая деятельность оптовых
предприятий характеризуется
Объем товарооборота – один из основных показателей торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Различают розничный и оптовый товарооборот. [4]
Под оптовым товарооборотом понимается реализация товаров оптовыми организациями предприятиям розничной торговли, общественного питания и другим предприятиям для их дальнейшей перепродажи или переработки. [10]
В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают. [15]
В составе оборота оптовой торговли учитывается:
- стоимость отгруженных (переданных) товаров на сторону, приобретенных ранее на стороне для целей перепродажи;
- комиссионное вознаграждение
оптовых посредников (комиссион
Таким образом, в отличие от розничного товарооборота, отражающего продажу товаров непосредственно населению, оптовый оборот характеризует движение потребительских товаров из сферы производства в сферу обращения и внутри ее [21].
Оптовый оборот в соответствие со спецификой оптовой торговли классифицируется по ряду признаков на следующие виды:
Такой оптовый товарооборот включает в себя: обороты по реализации, межрегиональный, межгосударственный и внутрисистемный.
1.1. Оптовый оборот по реализации направлен на обслуживание потребностей внутреннего потребительского рынка, прежде всего потребностей предприятий розничной торговли и общественного питания.
1.2 Межрегиональный оптовый оборот представляет собой оптовую реализацию потребительских товаров между различными предприятиями регионов страны и характеризуется перемещением товарной массы между отдельными регионами в основном в связи с неравномерностью территориального размещения и сезонностью производства и потребления товаров, а также в связи с объемом и структурой спроса региональных клиентов оптового предприятия. [7]
1.3. Межгосударственный оптовый оборот представляет собой оптовую продажу товаров за пределами государства (экспортный товарооборот) в соответствие с международными соглашениями различного организационного уровня (как на уровне государства, так и на уровне отдельных оптовых предприятий, организаций).
1.4. Внутрисистемный оптовый оборот представляет собой продажу потребительских товаров между самими предприятиями оптовой торговли и возникает в случае территориального размещения предприятий оптовой торговли по стране или в результате ошибок в проведении закупок оптового предприятия и необходимости пополнения товарных запасов для удовлетворения потребностей своих клиентов [7].
2. Оптовый оборот по формам продажи - отражает способ перемещения товаров при посредничестве опта и его партнеров-производителей и поставщиков - клиентам: розничной торговле, общественному питанию, промышленности, бюджетным организациям и т.д. [5]
2.1. Складской оптовый
оборот представляет собой
2.2. Транзитный оптовый
оборот представляет собой
2.2.1. Транзитный оборот
без участия в расчетах
2.2.2. Транзитный оборот
с участием в расчетах, то есть
оптовое предприятие получает
вознаграждение как
3. Оптовый оборот по клиентуре:
3.1. Оптовая продажа товаров предприятиям розничной торговли;
3.2. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров предприятиям общественного питания;
3.3. Оптовая продажа
потребительских товаров
3.4. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров внерыночным предприятиям;
3.5. Оптовая продажа
потребительских товаров
3.6. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров зарубежным клиентам.
4. Оптовый оборот по формам собственности:
4.1. Оптовый оборот
государственных (муниципальных
4.2. Оптовый оборот частных предприятий;
4.3. Оптовый оборот предприятий смешанной формы собственности.
5. Оптовый оборот по масштабу:
5.1. Национальный оптовый оборот;
5.2. Оптовый оборот регионов, субъектов РФ;
5.3. Оптовый оборот городов, районов;
5.4. Оптовый оборот
отдельных предприятий,
6. Оптовый оборот по товарной структуре:
6.1. Оптовый оборот
по реализации
6.2. Оптовый оборот
по реализации
6.3. Смешанный оптовый оборот. [7]
7. Оптовый оборот по видам цен:
7.1. Оптовый оборот в действующих ценах;
7.2. Оптовый оборот в сопоставимых ценах.
8. Оптовый оборот по измерителям:
8.1. Оптовый оборот в натуральных показателях;
8.2. Оптовый оборот в условных показателях;
8.3. Оптовый оборот в стоимостных показателях. [7]
В зависимости от организации товародвижения каждый из этих видов товарооборота может делиться на: реализацию товаров со складов (складской оборот) и реализацию товаров транзитом (транзитный оборот).
Складским оборотом называется оборот по реализации товаров покупателям со складов оптовой организации. При складских товарных операциях оптовые организации заключают договоры закупки с промышленными предприятиями (поставщиками), завозят товар на склад и ведут все расчеты с поставщиками по оплате приобретенных товаров. Одновременно они заключают договоры поставки товаров с розничными организациями (покупателями), отгружают им товары и ведут с ними расчеты по реализованным товарам.[13]
Транзитным оборотом называется оборот от реализации товаров от поставщиков без завоза товара на склад оптового предприятия непосредственно в розничную торговлю. Реализация транзитом осуществляется как с участием, так и без участия оптового предприятия в расчетах. Если оптовая база участвует в расчетах, т.е. оплачивает эти товары поставщику, а затем получает деньги от покупателя, то такой транзит называется оплаченным. Казарская Н.И в своем учебнике дает другое определение - транзитный товарооборот с участием в расчетах (с вложением средств) - база рассчитывается с поставщиками за отгруженные товары и предъявляет счета для оплаты розничной организациям и предприятиям. [18]
Этот вид транзита в настоящее время используется редко.
Если оптовая база является только посредником и не участвует в расчетах, такой транзит именуется неоплаченным. По мнению, Н.И. Казарской, транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый) - расчеты за отгруженные товары ведутся непосредственно между поставщиками и организацией розничной торговли. Оптовые базы в расчетах не участвуют. Они устанавливают связи между поставщиками и покупателями, согласовывают спецификации, организую контроль за ходом отгрузки. В договоре обычно определяется момент перехода права собственности от продавца к покупателю. [23]
Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.[8] В ст. 224 Гражданского кодекса РФ передача определена как вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику дня отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю. Одновременно с получением права собственности приобретатель (собственник) вещи (товара) в результате случайной гибели или порчи товаров вследствие непредвиденных обстоятельств по общему правилу гражданского законодательства несет соответствующие убытки.