Анализ оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проведение анализа оптового товарооборота на примере конкретной организации для выявления факторов, влияющих на объем оптовых продаж.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
рассмотреть ООО «Омфрут» как объект финансово - хозяйственной деятельности;
проанализировать объем и структуру оптового товарооборота;
проанализировать оптовый товарооборот по отдельным группам покупателей и ритмичность продаж за 2010-2011 года;
определить влияние различных факторов на оптовый товарооборот;
разработать практические рекомендации по увеличению товарооборота организации.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО КОМПЛ. АНАЛИЗУ.doc

— 355.50 Кб (Скачать документ)

Говоря о направлении  влияния изменений, необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительным фактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.

Особо следует сказать  об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие. Ее наличие свидетельствует  часто о том, что в торговлю проникли товары, не в полной мере соответствующие потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Но своевременно произведенная уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процесс в данном отчетном периоде.

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного  баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, тили путем сравнения с показателями предшествующего периода).

Порядок применения способа  цепной подстановки рассмотрим на примере анализа товарного баланса ООО «Омфрут» (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Товарный баланс ООО «Гермес» за 2010-2011 гг. (тыс. руб.)

 

Слагаемые товарного  баланса

2010 г.

2011 г.

1

2

3

Запасы товаров на начало года

Поступление товаров

41,00

13715,00

184,00

21410,00

Всего в приходе с  остатком

13756,00

21594,00

Реализация товаров 

13572,00

20675,00

Запасы товаров на конец отчетного периода

184,00

919,00

Всего в расходе с  остатком

13756,00

21594,00


 

Имея исходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов. Все показатели в формуле количественные, основными из них являются запасы товаров на начало периода и поступление товаров, остальные реализация товаров и остатки товаров на конец отчетного периода - производные.

В табл. 2.8 приведены четыре расчета, поскольку требуется определить влияние трех показателей (запасы товаров на начало отчетного периода; поступление товаров; остатки товаров на конец периода). В первом (базисном) расчете все показатели 2010 года; во втором - остатки товаров на начало 2011года, остальные показатели 2010 года; в третьем - начальные запасы и поступление товаров 2011 года, остальные показатели 2010 года; в четвертом - все показатели 2011 года. При этом следует учесть, что сумму первого и четвертого расчетов можно в готовом виде взять из отчета. Следовательно, практически проводятся лишь два промежуточных расчета.

Таблица 2.8
Исчисление объема продаж при различных слагаемых товарного баланса (тыс. руб.)

 

Обозначение

Числовое значение слагаемых  товарного баланса

Запасы на начало периода

Поступление товаров

Остатки на конец периода

Реализация

1

2

3

4

5

2010 год

41,00

13715,00

184,00

13572,00

Запасы товаров на начало периода

184,00

13715,00

184,00

13715,00

Поступление товаров

184,00

21410,00

184,00

21410,00

Остатки товаров

184,00

21410,00

919,00

20675,00


 

На сумму оптовой  реализации товаров повлияли изменения  различных элементов товарного баланса следующим образом:

13715,00-13572,00=143,00

21410,00-13715,00=7695,00

20675,00-21410,00=-735,00

Общее отклонение 20675,00-13572,00= 7103,00 тыс. руб.

Величина отклонения (+7103,00 тыс. руб.) должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции

(143,00+7695,00-735,00= 7103,00 = 7103,00). Такой баланс отклонений является важным контрольным моментом.

Сделанные расчеты показывают, что первый и второй показатели влияют на объем реализации товаров положительно; третий показатель - отрицательно.

Выявленные отклонения показывают, что на объем оптового товарооборота значительно влияет объем поступления товаров, который увеличился на 7695,00 тыс. руб., что естественно, также увеличение произошло за счет запасов товаров на начало периода на 143,00 тыс. руб. При этом отрицательно повлияло на объем продаж то, что на конец 2011 года на складе осталось запасов товаров больше, чем на конец 2010 года.

Взвешивая степень влияния  товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительное отклонение имеет такое значение лишь для данного отчетного периода. Для предшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение. Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком положительно сказались на объеме товарооборота предшествующего года и положительно скажутся в последующем отчетном периоде.

Но сам факт увеличения запасов товаров на конец периода - явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах норм или отклоняться от него незначительно (если, разумеется, норматив определен правильно), поэтому мерой контроля остатком возможно установление нормативов, для предотвращения излишних остатков.

Запасы в торговле как составная часть материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения.

Необходимость образования  запасов объясняется условиями  транспортирования и реализации товаров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.

Размеры товарных запасов  должны находиться в определенном соответствии с размером товарооборота. Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степени должен быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случае замораживаются средства, затраченные на производство и хранение излишнего количества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушается процесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что их ценность (как потребительных стоимостей) вследствие морального и материального старения резко упадет или вообще исчезнет. Во втором случае недостаток товарных запасов отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения, предложение товаров будет отставать от платежеспособного спроса. В конечном счете, в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтому вопрос о размере товарных запасов является актуальным. Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых организациях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения.

Анализ товарных запасов  начинается с сопоставления фактических  их размеров с установленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так и удельных показателях на конкретную дату (по кварталам, месяцам). Объемные показатели - это сумма или количество товаров данного вида, сумма всех товаров; удельные показатели - это товарные запасы, выраженные в днях оборота или числом оборотов. Все эти показатели - моментные, так как характеризуют состояние запасов на определенную дату: на начало и конец отчетного периода или на какую-либо промежуточную дату. При анализе товарооборачиваемости и скорости товарооборота рассчитываются средние товарные запасы за тот или иной период.

Товарооборачиваемость определяется по формуле:

Товарооборачиваемость = Средние товарные запасы за период (тыс. руб.,) * Дни периода (месяц, квартал, год) / Товарооборот за период

Скорость товарооборота указывает, сколько раз в течение данного отчетного периода возобновлялся товарный запас.

В процессе проведения анализа  показатели оборачиваемости сравнивают с данными предшествующих периодов (табл. 2.9) (приложения 1, 2, 3).

Таблица 2.9

Оценка состояния оборачиваемости  товарных запасов ООО «Омфрут»

 

Показатель

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение, +/-

1

2

3

4

Среднегодовые товарные запасы, тыс. руб.

112,50

551,50

+439,00

Товарооборот, тыс. руб.

13572,00

20675,00

+7103,00

Оборачиваемость товаров, дн.

3,03

9,74

+6,71

Скорость товарооборота, оборот.

120,64

37,49

-83,15


 

Оборачиваемость товаров  увеличилась на 6,71 дня. Исходя из формулы расчета, на это могли повлиять два фактора:

1) изменение остатков  запасов;

2) изменение объема  продаж.

Методом цепных подстановок  определим их влияние. Вначале осуществим подстановку количественного фактора - заменим величину среднегодовых остатков товаров 2010 года на величину 2011, т.е. найдем оборачиваемость при запасах 2011 года и обороте за 2010 год. Подставив, получим: 551,50 * 360 : 13572,00 = 14,63 (дн.).

Тогда влияние на оборачиваемость  роста запасов составит: 14,63 – 3,03= + 11,6 (дн.), то есть увеличение товарных запасов отрицательно влияет на оборачиваемость товаров, а влияние увеличения оборота по реализации: 9,74 – 14,63 = - 4,89 (дн.) – так как товарооборот увеличился на 7103,00 тыс. руб., то оборачиваемость товаров снизилась на 4,89 дней.

Совокупное влияние  факторов составляет: + 11,6 + (- 4,89) = +6,71(дн.).

Ускорение оборачиваемости  самым существенным образом сказывается на финансовом состоянии организации, оно улучшает финансовое состояние, обусловливая относительное высвобождение средств и возможность их вовлечения в хозяйственный оборот.

Чем выше показатель скорости товарооборота, тем меньше затоваривание, тем быстрее можно погашать долги, но в нашем случае скорость товарооборота уменьшилась на 83,15 оборотов, а это говорит о фактах затоваривания.

Товарные запасы будут  расти до известного предела, после  которого рост товарооборота должен значительно обогнать рост товарных запасов. Если в абсолютном выражении товарные запасы растут, то в днях товарооборота они должны снижаться, так как уже было сказано, товарооборот должен расти быстрее, чем товарные запасы, а для этого нужен постоянный контроль со стороны руководства.

Ко второй группе факторов, влияющих на объем оптового товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.

Объем оптового товарооборота  в зависимости от товарных фондов считается величиной производной. Между тем оптовый товарооборот необходимо рассматривать и в качестве показателя, активно воздействующего на приток в торговую сеть новых товаров. Предприятия и организации оптовой торговли должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать в товарооборот новые товарные ресурсы, воздействуя на ассортимент и качество товаров. Работники оптовых торговых предприятий, непосредственно общаясь с покупателями в процессе продажи, определяют объем и характер потребительского спроса, определенным образом воздействуют на формирование товарного потока, направляемого в розничную торговую сеть.

Средняя численность  торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Но в связи с ограниченностью ресурсов исключительно актуальным становятся рациональная организация труда, повышение его производительности. В качестве показателя производительности труда применяется сумма товарооборота на одного торгового работника. Повышение среднего товарооборота на одного работника можно положительно оценить, естественно, только в том случае, если это не сопровождается ухудшением качества обслуживания покупателей. Объем товарооборота оптового предприятия можно представить произведением численности работников и производительности их труда:

Оптовый товарооборот = Численность работающих * Средний оборот на одного работника

Методом цепной подстановки  или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлияли на объем оптового товарооборота изменение численности работников и производительность их труда. Расчет влияния указанных факторов на объем товарооборота рассмотрим на следующем примере (табл. 2.10).

Информация о работе Анализ оптового товарооборота