Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, курсовая работа
Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли 6
1.1. Понятие прибыли, ее виды 6
1.2. Порядок формирования прибыли 9
1.3. Система показателей рентабельности торгового
предприятия 15
Глава 2.Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «Импрод» 18
2.1. Анализ формирования прибыли 18
2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 26
2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения
рентабельности 33
Заключение 46
Список литературы 48
4. Изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.
В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:
- убытки
по операциям прошлых лет,
- недостачи
материальных ценностей,
- затраты
по содержанию
- отрицательные
курсовые разницы по валютным
счетам и операциям в
- некомпенсированные
потери от стихийных бедствий
с учетом затрат по
- судебные издержки и арбитражные сборы и другое.
В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2. Показатели,
характеризующие
3. Показатели,
характеризующие доходность
Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.
В фирме «Импрод» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.
Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.
Таблица 1
«Анализ прибыли от реализации ООО «Импрод» (тыс. руб.)
Показатели | План | Факт | % выполнения на 2006г | отклонение (+;-)
.за 2006г. |
1. Товарооборот | 181300 | 182842 | 100,85 | 1542 |
2. Валовой
доход
2.1. в сумме |
22528 |
24070 |
106,84 |
1420 |
2.2. в % к обороту | 12,43 | 13,16 | 105,87 | 0,73 |
3.Издержки
обращения
3.1. в сумме |
15880 |
15886 |
100,04 |
6 |
3.2. в % к обороту | 8,76 | 8,69 | - | -0,07 |
4. Прибыль от реализации | 6648 | 8184 | 133,63 | 1536 |
5. Рентабельность по прибыли от реализации, % | 3,67 | 4,48 | 122,07 | 0,81 |
Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.
1. За
счет перевыполнения плана
(1542 х 4,48%) : 100% = 69,1 т.р.
2. За
счет изменения валового
(182842 х 0,73%) : 100% = 1334,7 т.р.
3. За
счет экономии издержек
(182842 х 0,07%) : 100% = 127,2 т.р.
Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.
69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.
Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяют
выполнение плана по прибыли.
Определяется как разность
8184 – 6648 = 1536 т.р.
2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2006г. к плановой.
(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %
3. Прирост прибыли в сумме в 2006г. по сравнению с 2005г., как их разность.
8184 – 3496 = 4688 т.р.
4. Динамика
прибыли, т.е. темп роста,
(8184 : 3496) х 100 = 234,09%
5. Фактический уровень рентабельности за 2005г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.
(8184 : 182842) х 100% = 4,48%
6. Плановый уровень рентабельности на 2006 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.
(6648 : 181300) х 100% = 3,67%
По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:
0,81% (4,48 – 3,67)
7. Определить
изменение уровня
4,48 – 3,32 = 1,16%
Уровень в 2006г. повысился по сравнению
с предшествующим годом на 1,16 %.
2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия.
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей
прибыли при определении уровня рентабельности
продаж позволяет значительно расширить
аналитические возможности последнего
показателя. Интерес представляет исчисление
уровня рентабельности по всей (балансовой)
прибыли, а не только по прибыли от реализации
товаров, несмотря на то, что внереализационные
доходы, расходы и потери не находятся
в прямой зависимости от изменения товарооборота.
Показатель рентабельности, рассчитанный
как, отношение балансовой прибыли к товарообороту,
тесно связан с результатами текущей деятельности,
может быстро меняться и поэтому представляет
интерес для собственников предприятия.
Сопоставление этих двух показателей
позволяет выявить изменение пропорций
в развитии предприятия, что видно из таблицы
2.
Таблица 2.
«Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «Импрод»(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»
Показатель | 2005г | 2006г |
Выручка (нетто) от реализации товаров | 105258 | 182842 |
Себестоимость реализации товаров | 91771 | 158772 |
Коммерческие расходы | 9990 | 15886 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Проценты к получению | 49 | 39 |
Прочие операционные доходы | 180 | 200 |
Прочие операционные расходы | 785 | 870 |
Прочие внереализационные доходы | 408 | 71 |
Прочие внереализационные расходы | 131 | 233 |
Прибыль отчетного периода | 3217 | 7390 |
Рентабельность
продаж (%)
- по прибыли от реализации товаров - по балансовой прибыли |
3,32 3,06 |
4,48 4,04 |
Как видно, что в 2005г., что 2006г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2000г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «Импрод», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2006г. - 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2005г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 3).
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам