Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, курсовая работа
Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли 6
1.1. Понятие прибыли, ее виды 6
1.2. Порядок формирования прибыли 9
1.3. Система показателей рентабельности торгового
предприятия 15
Глава 2.Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «Импрод» 18
2.1. Анализ формирования прибыли 18
2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 26
2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения
рентабельности 33
Заключение 46
Список литературы 48
Таблица 3
«Расчет
рентабельности торговой и финансово-хозяйственной
Показатель | 2005г. | 2006г. |
Издержки обращения | 9990 | 15886 |
Затраты предприятия | 10906 | 16989 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Балансовая прибыль | 3217 | 7390 |
Рентабельность издержек обращения, % | 34,99 | 51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % | 29,50 | 43,50 |
Сопоставив таблицы 2 и 3, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2006г., что в 2005г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного
капитала рассчитывается ежегодно на
основе данных Баланса и Отчета о прибылях
и убытках (табл.4).
Таблица 4.
«Расчет рентабельности собственного капитала фирмы «Импрод» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»
Показатель | 2005г. | 2006г. |
Собственный капитал: | ||
- на начало года | 9865 | 11104 |
- на конец года | 11104 | 13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года | 10484,5 | 12095 |
Чистая прибыль | 5194 | 2415 |
Рентабельность собственного капитала, % | 49,54 | 19,97 |
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2006 году (19,97%) ниже, чем в 2005г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2005г.
Рентабельность используемых ресурсов.
Самостоятельное значение имеет показатель
рентабельности, исчисляемый как отношение
прибыли к расходам на оплату труда. В
расчетах данного показателя может использоваться
либо вся сумма расходов на оплату труда,
либо только расходы, включаемые в издержки
обращения. Интерес представляет
также такой показатель, как отношение
прибыли к численности работников. По
сравнению с предыдущим показателем стоимостной
знаменатель в расчетной формуле заменяется
натуральным, что обеспечивает универсальность
такого показателя рентабельности для
сравнительного анализа предприятий торговли
(табл. 5).
Таблица 5
«Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы «Импрод» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»
Показатель | 2005г. | 2006г. |
Балансовая прибыль | 3217 | 7390 |
Затраты на персонал | 2940 | 3050 |
Численность работников | 365 | 363 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % | 109,4 | 242,3 |
Прибыль на одного работника | 8,8 | 20,4 |
Данные таблицы 9 показывают, что в 2006г.
по сравнению с 2005г. сумма прибыли на одного
работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая
прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При
этом затраты на оплату труда увеличились
незначительно (3,7%), а сокращение работников
также было незначительным – 2 человека,
то есть сокращение персонала составляет
0,5%. Рентабельность расходов на оплату
труда увеличилась в 2,2 раза.
2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности
Целью планирования прибыли является обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени населения. Экономической основой составления плана прибыли является:
- запланированный объем и структура оборота;
- задание
на плановый период по
- изменения в организационной структуре, ставках, тарифах, уровнях торговых надбавок и наценок и других условий расчета.
При планировании прибыли можно использовать:
- прогноз рентабельности;
- анализ ликвидности баланса;
- оценку перекрытия ликвидности;
- регрессное
определение минимального
При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формирования доходов и затрат предприятия это темпы корректируются. Сумму прибыли можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как произведение запланированного товарооборота на проектируемую рентабельность деленное на 100.
Оценивая возможный уровень рентабельности можно соизмерить величину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого определяют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности. Эта точка характеризует такой объем оборота, когда нет убытков, но нет и прибыли. Определение критической точки может осуществляться расчетным или графическим способами.
Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.
При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.
На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.
Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.
Прибыль от операций с тарой устанавливается с ориентировкой на фактически сложившиеся результаты и с учетом предстоящих изменений в товарообороте, его объеме и структуре.
Прибыль от платных услуг, предоставленных покупателям (комплектование заказов, доставка товаров на дом и другое) определяется исходя их возможного объема таких услуг и цен на них.
После
определения плановых величин прибыли
из отдельных источников составляется
сводный план прибыли. Затем разрабатываются
и утверждаются администрацией предприятия,
с одобрения трудового
Основными методами планирования в торговом предприятии являются:
1. Метод
прямого счета. Прибыль
2. Экстраполяции
на основе анализа показателей
динамики и рентабельности и
факторного анализа прибыли, и
на основе установления
3. Аналитический
метод применяется для
При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом товарооборота и прибыли.
В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.
Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).
Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. При технико-экономическом расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости и внутри ассортиментной структуре) планового задания по товарообороту и установленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каждой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам. Деление общей суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту.
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам