Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа
Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые, в свою очередь, существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования ресурсов предприятия, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности.
Из таблицы 17, представленной выше, можно сделать выводы о том, что в среднем цена реализации увеличилась на 133,5 руб. Также объем реализации по ООО «Молоко» оказал положительное влияние на изменение средней цены реализации, так как он намного выше объема реализации молока «Солонешенский Маслосырзавод» и ООО «Лакт».
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Рассмотрим показатели рентабельности в динамике. По данным таблицы можно сделать вывод об улучшении финансового положения в ОАО «Учхоз "Пригородное", сравнивая 2010 г. с данными 2008 и 2009 гг. Так ОАО «Учхоз "Пригородное" с каждого рубля реализованной продукции получило 4,81 рубля прибыли в 2010 г., что на 4,81 рубля больше, чем в 2008 г. и на 3,96 рублей больше, чем в 2009 г. На каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции приходится 5,05 рубля прибыли, что на 5,05 рублей и на 4,2 рубля больше, чем в 2008 г. и в 2009 г. соответственно. Расчет показателей рентабельности капитала показал, что чистой прибыли в 2010 г. было 3,97%. Эффективность использования всех составляющих капитала значительно увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2008 и 2009 гг..
Таблица 18– Динамика рентабельности деятельности ОАО «Учхоз "Пригородное"
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение 2010 г. от 2008 г. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
- |
67913 |
91893 |
|
Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. |
- |
1597 |
9310 |
|
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
- |
8371 |
7001 |
|
Собственный капитал, тыс. руб. |
60352 |
60352 |
||
Валюта баланса, тыс. руб. |
23109 |
24727 |
12352 | |
Стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. |
8266 |
9327 |
2496 | |
Стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
14843 |
15400 |
9856 | |
Рентабельность продаж, % |
0,85 |
4,81 |
4,81 | |
Рентабельность производственной деятельности, % |
- |
0,85 |
5,05 |
5,05 |
Рентабельность капитала, % |
- |
3,12 |
3,97 |
3,97 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
- |
8,73 |
10,52 |
10,52 |
Рентабельность оборотных |
- |
4,86 |
6,37 |
6,37 |
Рентабельность собственного капитала, % |
- |
98,63 |
59,85 |
59,85 |
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним способом цепной подстановки. Из таблицы 19 следует, что, если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы составить 208 тыс. руб. При фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен, сумма прибыли бы составила (-6267) тыс. руб. При базовом уровне себестоимости и при фактическом объеме реализации, структуре и ценах ОАО «Учхоз "Пригородное" получило бы 20739 тыс. руб. убытка.
Таблица 19 – Расчет влияния факторов первого порядка на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимость | |||
По |
План |
план |
план |
План |
Впл - Зпл |
109 |
Пусл.1 |
Факт |
план |
план |
План |
Ппл*Iрп |
208 |
Пусл.2 |
Факт |
факт |
план |
План |
Вусл – Зусл |
-6267 |
Пусл.3 |
Факт |
факт |
факт |
План |
Вф – Зусл |
-20739 |
П1 |
Факт |
факт |
факт |
Факт |
Вф –Зф |
1181 |
R0 = П0/З0 = 109/12759*100=0,85%,
Rусл1=Пусл2/Зусл=-6267/45306*
Rусл2=Пусл3/Зусл=-20739/45306*
R1=П1/З1=1181/23386*100=5,05%
DRобщ= R1- R0=5,05-0,85=4,2%
Таблица 20 – Факторы, влияющие на уровень рентабельности ОАО «Учхоз "Пригородное"
Показатели |
Влияние на уровень рентабельности, % |
Отклонение 2010 г. от 2009 г. |
4,2 |
за счет структуры реализованной продукции |
-14,68 |
за счет средних цен реализации |
-31,93 |
за счет себестоимости реализованной продукции |
50,81 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что повышение уровня рентабельности обусловлено повышением себестоимости реализованной продукции на 50,81%, а также ростом удельного веса менее рентабельных видов продукции общем объеме реализации (снизили рентабельность на 14,68%). Понижение среднего уровня цен оказало отрицательное влияние на уровень рентабельности (уменьшение на 31,93%).
На уровень рентабельности по видам продукции оказывают влияние два фактора первого порядка: цена реализации и себестоимость реализованной продукции. Количественное влияние этих факторов определим с помощью цепной подстановки.
Таблица 21 – Факторный анализ рентабельности реализованной продукции
Виды продукции |
Средняя цена реализации 1 ц, руб. |
Себестоимость 1ц, руб. |
Уровень рентабельности, % |
Отклонение 2010 г. от 2009 г. (+,-), % | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
усл. |
всего |
в т. ч. за счет | ||
цены |
себ-ти | |||||||||
молоко |
771 |
1121 |
684 |
817 |
11,28 |
27,12 |
38,98 |
15,84 |
27,7 |
11,86 |
По данным таблицы 21 можно сделать вывод о том, что произошло увеличение уровня рентабельности по молоку за счет большего увеличения средней цены реализации и увеличения себестоимости за анализируемый временной период. Такая тенденция приводит к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. В то же время тенденция увеличения себестоимости по молоку является положительным результатом деятельности, что отразилось в улучшении показателя эффективности реализации продукции на 11,86 %.
Резервы увеличения суммы прибыли определяют по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Проведенный факторный анализ рентабельности реализованной продукции показал, что наблюдается рост рентабельности по молоку. Поэтому в первую очередь необходимо выявить резервы увеличения прибыли именно по этому виду продукции.
Основными резервами увеличения суммы прибыли по молоку будут являться следующие: за счет увеличения объема реализации, снижение его себестоимости, увеличение средней цены реализации.
Объем реализации может быть увеличен за счет использования резервов увеличения производства продукции, повышения уровня рентабельности.
Таблица 22 – Расчет резервов увеличения прибыли за счет роста объема производства
Источники резервов |
Вид продукции |
Молоко | |
Увеличение объема производства, ц – всего |
6465 |
- от ликвидации яловости |
2486,6 |
- совершенствование технологичес |
3921,9 |
- ликвидация падежа животных |
56,5 |
Уровень товарности, % |
83,7 |
Резерв увеличения реализации продукции, ц |
5411,2 |
Фактическая прибыль на 1 ц, руб. |
30 |
Резерв увеличения прибыли, тыс. руб. |
1623,4 |
Таким образом, увеличение объема производства молока на 6465 ц и при уровне товарности 83,7% прибыль от реализации увеличится на 1623,4 тыс. руб. При этом основным резервом увеличения объема производства является ликвидация яловости, в результате чего объем производства молока можно увеличить на 2486,6 ц. Объем производства молока можно также увеличить за счет увеличения поголовья коров молочного направления. Уровень товарности составит 83,7% и фактическая прибыль на 1 ц – 30 руб..
Первый вариант увеличения объема производства является интенсивным, а второй – экстенсивным.
Важным источником увеличения прибыли является снижение себестоимости реализуемой продукции. Подсчет резерва осуществляется путем умножения предварительно выявленного резерва снижения себестоимости каждого вида продукции на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста.
Таблица 23– Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции |
Резерв снижения себестоимости 1 ц продукции, руб. |
Возможный объем реализации продукции, ц |
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
молоко |
28 |
18232,2 |
510 |
В связи со снижением себестоимости 1 ц молока на 28 руб. и при планируемом объеме его продаж с учетом резервов его роста прибыль увеличится при первом варианте на 510 тыс. руб..
Таблица 24 – Резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта
Рынки сбыта |
Средняя цена за 1 ц, руб. |
Удельный вес, % |
Изменение средней цены реализации, руб. | ||
фактический |
планируемый |
+, - | |||
ООО «Молоко» |
950 |
67,67 |
28,57 |
-39,1 |
-37145 |
ООО «Лакт» |
910 |
22,90 |
22,00 |
-0,9 |
-819 |
«Солонешенский Маслосырзавод» |
896 |
9,43 |
9,43 |
- |
- |
«Столица молока» |
960 |
- |
40,00 |
+40 |
38400 |
Итого |
х |
100 |
100 |
х |
436 |
Исходя из данных, представленных в таблицы 24, можно сделать вывод о том, что в связи с увеличением удельного веса такого рынка сбыта как «Столица молока» и сокращением удельного веса ООО «Молоко» и ООО «Лакт», также неизменной доли реализации «Солонешенский Маслосырзавод» средняя цена реализации возрастет на 436 руб. за 1 ц., а сумма прибыли за планируемый объем реализации– на 7949 тыс. руб.. Обобщение резервов увеличения прибыли отразим.
Таблица 25 – Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.
Источник резервов |
Вид продукции |
Увеличение объема продаж: |
1623,4 |
Снижение себестоимости продукции: |
510 |
Изменение рынков сбыта: |
7949 |
Итого: |
10082,4 |