Анализ производства продукции растиениеводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:47, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ продукции растениеводства Коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Кубличи», как инструмента для проведения мероприятий ее и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении анализа по указанному направлению, как теоретически, так и практически. Проведен факторный анализ показателей, влияющих на изменение итоговых показателей. Основной задачей работы является определение резервов повышения объемов производства продукции растениеводства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


1. Теоретические вопросы анализа производства продукции растениеводства

1.1. Основные проблемы экономики и производства зерна, организация производства зерна и его экономическая эффективность…………………….5

1.2. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции растениеводства…………………………………………………….16


2. Анализ производства продукции растениеводства

2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции. Факторный анализ продукции растениеводства………………………………18

2.2. Анализ размера и структуры посевных площадей………………………..23

2.3. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур……………………26


3. Внутрихозяйственные резервы производства продукции растениеводства…………………………………………………………………..31

Заключение
Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 464.08 Кб (Скачать документ)

     В рыночных условиях возникает качественно  новый тип отношений и формирования экономических связей между производителями и потребителями. В основе этих отношений находится взаимный интерес, способствующий, с одной стороны, наращиванию объемов производства, а с другой стороны — побуждающий рационально использовать продукцию. В таких условиях формируются в основном все рынки продуктов, в том числе и зерновой.

     Под рынком зерна следует понимать такой  тип функционирования зернового хозяйства, который, помимо чисто обменных операций, включает в себя все товарно-денежные отношения. Посредством их регулируются производство, сбыт и потребление зерна, формируются связи между субъектами зернового рынка.

     Наиболее  характерными признаками развитого  рынка, как об этом свидетельствует  мировой опыт, являются: удовлетворенный спрос, организационное объединение производителей, посредников и поставщиков, активизация спроса потребителей, гибкость системы отношений в цепочке "производство — потребление", сочетание невмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов рынка с его регулированием на региональном и национальном уровнях.

     Специфика формирующегося отечественного зернового  рынка определяется особенностями природных и экономических условий, преобладанием преимущественно крупного землепользования, производством основной части зерна в многоотраслевых хозяйствах с развитым животноводством. Поэтому почти половина урожая зерновых культур (за вычетом семян ) не вовлекается в сферу товарного обращения, а используется на корм скоту. Кроме того, в колхозах и госхозах часть зерна продается работникам или выдается в качестве оплаты труда. В результате значительная часть валового сбора минует рыночные каналы сбыта.

     В настоящее время государственные  закупки остаются ост новным каналом  реализации зерна — более 60 % . Расширение каналов сбыта зерна и продуктов  его переработки является важнейшим  условием формирования рыночных отношений.

     Заготовки, первичную обработку, создание товарных партий зерна, переработку его в муку, крупу, комбикорм осуществляют хлебоприемные пункты (элеваторы) и зерноперерабатывающие предприятия.

     Хлебоприемные пункты принимают зерно от колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, очищают его до нужных кондиций и направляют в переработку на муку, крупу и другие продукты. Особенностью хлебоприемных предприятий и элеваторов как канала реализации является наличие собственной лабораторно-технической базы сбыта зерна. Предприятия системы хлебопродуктов располагают основной частью имеющихся в стране емкостей для хранения зерна и оборудования для его послеуборочной доработки.

     Главная задача системы заготовок зерновых культур состоит в том, чтобы довести их до потребителя с максимальным сохранением количества и качества.

     Зерновые  культуры являются источником получения  основных продуктов питания человека: хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп и др. Норма потребления хлебопродуктов на душу населения в год составляет 112 кг. Фактическое потребление их в республике за 1998 г. составило 122 кг. Наращивание продовольственных запасов других видов продуктов, и прежде всего мясо-молочных, позволит снизить душевое потребление хлебопродуктов до научно обоснованной нормы.

     Потребности республики в пшенице, гречихе и  горохе удовлетворяются не полностью  за счет собственного производства. На их приобретение по импорту республика ежегодно расходует большие суммы валютных средств. В перспективе необходимо расширять собственное производство этих видов зерна и рост поступлений его из других стран СНГ в обмен на нашу рожь. В результате будет существенно укреплена сырьевая база всех видов предприятий хлебопродуктовой промышленности, расширен внутренний и внешний рынки зернопродуктов.

     Зерно, закупаемое у сельскохозяйственных предприятий, используется в основном после переработки его в промышленности (мукомольной, крупяной, пищевой и комбикормовой), поэтому качественные показатели зерна должны определяться требованиями промышленных отраслей-потребителей.

     В условиях нашей республики в состав хлебопродуктовой промышленности входят элеваторы, мелькомбинаты, мельзаводы, крупозаводы, макаронные фабрики, хлебозаводы. Они находятся в ведении Комитета хлебопродуктов Республики Беларусь. В его подчинении действуют шесть областных производственных объединений хлебопродуктов. Вместе они определяют техническую, технологическую и экономическую политику развития каждого вида предприятий, входящих в состав зернопродуктового подкомплекса.

     Одной из задач развития мукомольной промышленности на перспективу является полное использование  имеющих мощностей мукомольной промышленности, реконструкция и техническое перевооружение действующих мельничных предприятий и внедрение на них рациональных технологических приемов и технических решений с использованием высокоэффективного оборудования.

     Основное  требование, предъявляемое к мельничным предприятиям, — выработка продукции по количеству, качеству и ассортименту, удовлетворяющих потребности в продукции этих предприятий отраслей промышленности, расположенных в зоне деятельности мельничного предприятия.

     Крупы — второй после муки по значению и количеству продукт переработки зерна. Благодаря высокой калорийности и усвояемости, хорошим кулинарным достоинствам они широко используются населением в общественном питании, пищеконцентратной и консервной промышленности. Отечественной промышленностью разработаны сложные технологии получения разных видов крупяной продукции путем комбинирования зерновых продуктов, обогащающих набор разнообразными микроэлементами. Отечественная промышленность может вырабатывать крупы в широком ассортименте. Однако производство круп высших сортов сдерживается из-за недостаточного количества крупяного сырья и низкого его качества.

     Развитие  отраслей пищевой промышленности, обеспечивающих выработку готовых к потреблению продуктов, должно идти по пути совершенствования технологии производства на основе внедрения новых прогрессивных методов и быть направлено на повышение качества хлебных изделий, расширение их ассортимента и выпечку мелкоштучных изделий.

     Экономическая эффективность производства зерна  характеризуется системой показателей. Основные из них: урожайность (ц/га), производительность труда (ц/чел.-ч), себестоимость (р./ц), валовой и чистый доход, прибыль (р.) в расчете на 1 га посева, на 1 балло-гектар, на 1 кг д. в. МРК, на 1 ц зерна, на 1 чел.-ч, на 1 р. затрат и на 1 р. валовой продукции. Стоимостные показатели ценны тем, что позволяют уловить различия не только в количестве, но и в ассортименте продукции. Они дают возможность более объективно определить экономическую эффективность производства не только основной продукции (зерно), но и зерновых культур в целом (с учетом как основной, так и сопряженной продукции: соломы, половы и т. д.). При построении показателей эффективности производства фуражного зерна или зернофуражных культур продукция берется с учетом ее кормовой ценности, т.е. в перерасчете на кормовые единицы и переваримый протеин.

     Экономическая эффективность производства готовой  продукции на промышленных предприятиях, работающих на продовольственном или фуражном зерне, также характеризуется системой показателей. Основные из них следующие: производительность труда (сумма товарной продукции в сопоставимых ценах на среднегодовую численность работников промышленно-производственного персонала); фондоотдача по основным фондам (сумма товарной продукции в сопоставимых ценах на 1 р. среднегодовой стоимости основных производственных фондов); фондоотдача по оборотным фондам (сумма товарной продукции в сопоставимых ценах на 1 р. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств); материалоемкость продукции (сумма материальных затрат без амортизации на 1 р. товарной продукции); количество оборотов оборотных средств (сумма товарной продукции (р.) на сумму нормируемых оборотных средств в среднегодовом исчислении); оборачиваемость нормируемых оборотных средств в днях (количество календарных дней в году на количество оборотов оборотных средств); норма прибыли (отношение суммы прибыли от основной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств); рентабельность.

     На  аналогичной основе строится система  показателей для определения  экономической эффективности производства других видов продукции растениеводства и промышленных предприятий, использующих эту продукцию в качестве сырья.

     Основными путями повышения экономической  эффективности производства, переработки и использования продовольственного и фуражного зерна являются: повышение урожайности всех видов зерновых и зернобобовых культур, оптимизация структуры производства зерна; создание специализированных сырьевых зон вокруг предприятий, работающих на продовольственном и фуражном зерне; создание научно обоснованной материально-технической базы для выпуска высококачественной конечной продукции подкомплекса при минимальных затратах труда и средств; освоение без- и малоотходных технологий переработки зерна в готовые виды продукции, снижение материалоемкости производства, максимальная ориентация на реконструкцию и модернизацию уже действующих предприятий и минимальная — на новое строительство; развитие прямых связей с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции; совершенствование структуры ее производства в сторону роста наиболее качественной; выбор наиболее выгодных каналов реализации; развитие фирменной торговли, свободных товарно-денежных отношений и конкуренции на основе функционирования разных форм собственности и предпринимательской деятельности; совершенствование экономического механизма регулирования зернопродуктового подкомплекса.

 

      1.2. Значение, задачи  и информационное  обеспечение анализа  производства продукции  растениеводства 

     Объем производства сельскохозяйственной продукции  является одним из основных показателей, характеризующих деятельность, сельскохозяйственных предприятий. От его величины зависят  объем реализации продукции, уровень  ее себестоимости, сумма прибыли, уровень  рентабельности, финансовое положение  предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели. Поэтому анализ хозяйственной деятельности необходимо начинать с изучения объема производства продукции, и в частности продукции растениеводства. В процессе анализа решаются следующие задачи:

     1) осуществляется систематический  контроль за выполнением плана производства продукции в каждом хозяйстве;

     2) определяется влияние факторов  на объем производства продукции;

     3) выявляются внутрихозяйственные  резервы увеличения производства  продукции;

     4) оценивается деятельность хозяйства  по использованию возможностей  увеличения производства продукции  с учетом объективных и субъективных  факторов;

     5) разрабатываются мероприятия по  освоению выявленных резервов  увеличения производства продукции.

     Как видно, экономический анализ выполняет  очень важные функции в системе  управления производством и имеет  исключительно важное значение в процессе выявления резервов увеличения производства продукции. От того, насколько глубоко и всесторонне сделан анализ производства продукции, зависят оценка деятельности хозяйства по использованию имеющихся возможностей увеличения производства продукции, а также полнота и реальность выявленных резервов и как результат этого — дальнейшее увеличение производства продукции, снижение ее себестоимости, рост прибыли, рентабельности и т.д. 

       
 

     Рис. 1. Блок-схема анализа производства продукции растениеводства

     Основным  источником информации для анализа  производства продукции растениеводства  является отчетность «Производство  и себестоимость продукции растениеводства», в которой приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и ее себестоимости. Соответствующие плановые показатели отражаются в бизнес-плане хозяйства. Для оперативного анализа используют первичные документы.

 

2. Анализ производства  продукции растениеводства 

2.1. Анализ динамики  и выполнения плана  производства продукции.  Факторный анализ  продукции растениеводства 

     Анализ  производства продукции растениеводства  целесообразно начинать с изучения ее динамики как по отдельным культурам, так и в целом по растениеводству  с оценкой произошедших изменений. Для этого необходимо иметь данные об объеме производства продукции растениеводства в сопоставимых ценах, а также данные о валовом сборе продукции по каждой культуре за 5—10 лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные индексы

     Данные  об объеме производства на 100 га сельскохозяйственных угодий можно сравнивать со средними показателями по району, области, а также с данными других хозяйств. Это позволит более объективно оценить работу хозяйства по увеличению производства продукции растениеводства.

Информация о работе Анализ производства продукции растиениеводства