Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа
Главная цель данной работы – проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности ОАО «Прессовый узел», выявить возможные пути повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостью выпускаемой продукции.
Исходя из поставленных целей в работе сформированы следующие задачи:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий и сравнение плановых и фактических показателей;
разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции и улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.
Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).
Анализ структуры себестоимости продукции по статьям затрат представлена в таблице 8.
В 2006 году снизились затраты на топливо и энергию на 4%, на амортизацию – 1%, на прочие расходы – 1%. Но увеличились расходы на сырье и материалы на 6% по отношению к 2005 году.
Таблица 8
Анализ себестоимости и ее структуры по статьям затрат
Состав |
2004 |
2005 |
2006 |
Отклонения | ||||
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб | |
Сырье и материалы |
58 |
7351,5 |
67 |
9348,5 |
73 |
18853 |
6 |
+9504,47 |
Топливо и энергия |
8 |
1014 |
6 |
837,18 |
2 |
516,52 |
-4 |
-320,66 |
Зарплата |
12 |
1521 |
11 |
1534,8 |
11 |
2840,86 |
- |
+1306,03 |
Отчисления |
3 |
380,25 |
4 |
558,12 |
4 |
1033,04 |
- |
+474,92 |
Амортизация |
3 |
380,25 |
2 |
279,06 |
1 |
258,26 |
-1 |
-20,8 |
Прочие |
16 |
2028 |
10 |
1395,3 |
9 |
2324,34 |
-1 |
+929,04 |
Итого |
100 |
12675 |
100 |
13953 |
100 |
25826 |
- |
+11873 |
Анализ себестоимости
по статьям затрат свидетельствует
о общем изменении
При анализе затрат на производство и реализацию продукции целесообразно провести анализ прямых (связанные с производством определенных видов продукции) и косвенных (связанны с производством нескольких видов производства и относятся на объекты калькуляции путем распределения их пропорционально соответствующей базе) затрат. Данные расчетов представим в виде таблицы 9.
При анализе затрат на производство и реализацию продукции можно сделать следующий вывод: в 2006 году увеличение себестоимости продукции составило 11873 тыс. руб. При этом на увеличение себестоимости реализованной продукции оказало влияние увеличение прямых расходов на 6304 тыс.руб. В общем объеме себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают прямые затраты и составляют 66,16%.
Таблица 9
Анализ затрат на производство продукции
Элементы затрат |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Отклонения, тыс.руб. (+ ; -) |
Структура затрат % | |
2005 |
2006 | |||||
Себестоимость реализованной продукции |
12675 |
13953 |
25826 |
+11873 |
100 |
100 |
прямые расходы |
8144 |
10783 |
17087 |
+6304 |
77,28 |
66,16 |
косвенные расходы |
4531 |
3170 |
8739 |
+5569 |
22,72 |
33,84 |
Важный обобщающий показатель
себестоимости продукции –
Исчисляется он отношением: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.
Анализ затрат на производство продукции можно представить в таблице 10.
Расчеты показывают, что в 2006 году произошло увеличение затрат на рубль товарной продукции на 0,01 коп, данный факт свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов предприятия и необходимости выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Таблица 10
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Отклонение |
Выпуск продукции, тыс. руб. |
13987 |
15625 |
28790 |
+13165 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
12675 |
13953 |
25826 |
+11873 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. |
0,91 |
0,89 |
0,9 |
+0,01 |
Стоимость товарной продукции зависит от многих факторов: объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
Цена — это количество денежных средств (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара (услуги).
Цена оптовая на продукцию промышленности представляет собой цену, по которой продукция организации реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от форм собственности.
Цена на потребительские товары используется для реализации товаров в розничной торговой сети населению и организациям. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности предприятия.
Анализ изменения цен на готовую продукцию необходим для факторного анализа динамики прибыли.
В общем виде, изменение цен на готовую продукцию за 2006 год представлена в таблице 11.
Таблица 11
Изменение цен на готовую продукцию, в тыс.руб.
Наименование продукции |
цены на 01.01.05г. |
цены на 31.12.05г. |
Коэффициент изменения | |||
розни-ца |
опт |
розни-ца |
опт |
розни-ца |
опт | |
Прессы кривошипные |
10 |
8,62 |
12,5 |
10,2 |
+1,25 |
+1,18 |
Прессы гидравлические |
15,5 |
13,8 |
18,5 |
15,8 |
+1,19 |
+1,15 |
Штамповочные молоты |
23,5 |
17,4 |
27,5 |
23,2 |
+1,17 |
+1,33 |
Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.
Таким образом, себестоимость
продукции непосредственно
На рост прибыли одинаково влияют и снижение издержек, и рост объема реализации (рост цен). При этом в первом случае «качество» прибыли можно будет считать более высоким, так как ее рост достигнуть интенсивным путем.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.
При выпуске одного вида
продукции себестоимость
При анализе фактической
себестоимости выпускаемой
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте, представленное в приложении 2.
Себестоимость продукции
является качественным показателем, характеризующим
производственно-хозяйственную