Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны с совершенствованием и развитием его социальной политики. Это тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая — глобальным.
Социальная политика предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду.
Введение 4
1. Характеристика социальной политики ОАО «ММК» 6
1.1 Общая информация о предприятии, его структуре и технологии производства 6
1.2. Характеристика социальной политики предприятия 8
2. Теоретические основы социальной политики предприятия 19
2.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 19
2.2 Существующие методологические подходы к анализу социальной политики предприятия 24
3. Разработка методологических подходов к анализу социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» 26
3.1 Система «социальных коэффициентов», применяемая на ОАО «ММК» 26
3.2 Ранжирование компаний с помощью балльно-индексного метода 33
3.3 Оценка «социального эффекта» расходов на социальную политику 37
3.4 Сравнительный анализ рассмотренных методик анализа социальной политики 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
В прошлом году на реализацию программы «Забота» через МГ БОФ «Металлург» Общество направило 159,6 млн. рублей.
д.) Спорт и отдых
Привлечение к здоровому образу жизни работников предприятия – важное условие полноценного развития человека, а следовательно, всего Общества ОАО «ММК». ОАО «ММК» предлагает своим работникам и всем жителям города развитую инфраструктуру спортивных объектов и сооружений для регулярных занятий спортом и активного досуга:
Таким образом,
можно дать следующую оценку ОАО
«Магнитогорский
Социальные аспекты
Социальная политика на предприятии на современном этапе означает деятельность работодателей, менеджмента и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала и местного сообщества. Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, тем самым представляется больше возможностей для реализации работниками способностей и их эффективной работы.
Социальная деятельность – это изменение организацией социальных условий своего персонала. Ни для одной организации социальная деятельность не может быть главной, а тем более определяющей. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала (ни один другой капитал такой способностью не обладает), персонала. В этой связи целью, на достижение которой должна быть направлена социальная деятельность организации, является создание условий развития человеческого капитала, то есть условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Таким образом, социальная деятельность – это необходимое условие достижения генеральных целей организации.
Социальная политика предприятия
состоит из следующих элементов:
создание благоприятных условий
труда и отдыха работников организации;
вознаграждение за труд; социальная защита
персонала; поддержание оптимальной
морально-психологической
Особенность современного
периода – потребность
Субъектом социальной политики на предприятии выступают: собственники предприятия, руководители, социальная служба, первичная профсоюзная организация. Собственники и руководители предприятия определяют основные направления социальной политики, решают вопросы ее финансирования. Социальная служба реализует социальную политику и может иметь различный статус.
Традиционно в нашей
стране подразделения социальной службы
подчинены разным заместителям руководителя
предприятия. В ведении заместителя
руководителя по социальным вопросам
и быту могут быть отделы социально-бытового
обеспечения, жилищно-коммунальный и
административно-хозяйственный
Объектом социальной политики на предприятии выступают работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем.
Факторы, влияющие на социальную политику для персонала предприятия:
- масштаб бизнеса;
- уровень конкуренции на рынке труда, потребность удержания и развития персонала;
- экономическая выгодность поддержания и развития социальной инфраструктуры, особенно при условии ее дальнейшей коммерциализации;
- потребности развития и расширения бизнеса;
- давление со стороны работников предприятия .
Персонал – основной объект социальной политики на предприятии. Объектом социальной политики предприятия, кроме работников, являются также местные сообщества. Предприятие может проводить социальную политику в отношении людей, проживающих в местных сообществах, являющихся внешней для него средой.
В целом комплексе социальных задач организации, решаемых в рамках стратегического планирования, особую значимость представляют две группы задач:
1.Социальные задачи, которые должны решаться непосредственно в организации в интересах всех (или большинства) членов трудового коллектива.
Это улучшение
условий труда, отдыха, взаимоотношений
в коллективе, форма, размер заработной
платы и другие вопросы, непосредственно
влияющие на характер общественно-производственных
отношений, по которым можно судить
об уровне необходимых социальных условий.
Большинство из этих аспектов являются
предметом коллективного
2.Социальные задачи, характеризующие уровень развития объектов социальной инфраструктуры на предприятии, в которой в большей степени заинтересованы отдельные работники и местные органы власти.
Это обеспеченность благоустроенным жильем работников предприятия, наличие детских дошкольных учреждений, оздоровительных и медицинских учреждений для работников и членов их семей, наличие образовательных учреждений и др. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Группы, заинтересованные в реализации социальных стратегий предприятия
Информацию, характеризующую уровень социального развития организации, желательно представлять в сравнении с аналогичными предприятиями территории. Вторая группа социальных задач может способствовать повышению мотивации работников к улучшению социально-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и выполнению корпоративной стратегии организации.
Существующий в настоящее
Рисунок 2 - Действующая схема распределения и использования прибыли предприятия
Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер; кроме того, этот фонд используется для финансирования мероприятий безвозвратного характера:
Фонд потребления используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплата премий, не связанных с производственными показателями (за многолетний груд, в связи с юбилеем и др.). Оказание материальной помощи; оплата путевок, лечения, медикаментов для работников и членов их семей и др. Расходы по фонду потребления носят безвозвратный характер.
Также фонд накопления необходим для создания на предприятии социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура обеспечивает удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия. В состав социальной инфраструктуры могут входить: 1) столовые, кафе, буфеты; 2) больницы, поликлиники, медпункты; 3) собственные жилые дома, подразделения бытового обслуживания; 4) школы, профессионально-технические училища, факультеты и курсы (центры) повышения квалификации; 5) детские дошкольные учреждения, библиотеки, клубы (дворцы культуры); 6) базы и дома отдыха, спортивные сооружения и т.п.
Взаимодействие с социальной средой является для бизнеса инструментом предотвращения будущих рисков. Партнерами и основными участниками программ, подготовленных бизнесом, являются кадровые службы и некоммерческие организации. Именно они профессионально оказывают социальные услуги, занимаются решением ряда социальных проблем.
Предприятия, вкладывающие значительные средства в социальную среду, обычно стараются продемонстрировать свои достижения в ежегодно публикуемых социальных отчетах. Составление таких отчетов не является обязательным, однако позволяет донести информацию о проводимых программах до внешних пользователей. Важные составляющие корпоративной социальной ответственности — прозрачность отчетности, а также качество отношений с заинтересованными сторонами. Широко известные рейтинги корпоративного управления компании ”Standard & Poors”, которые разрабатываются в качестве ориентиров инвестиционной активности, учитывают оценку социальной отчетности, политику компаний в сфере заключения соглашений с инвесторами, заинтересованными сторонами, а также прозрачность отношений собственности, качество информации о результатах производственной деятельности компании, практике корпоративного управления и т.п. ОАО «ММК» также составляет собственную социальную отчетность, в которой представлена общая информация и оценка эффективности социальной политики. Компания вкладывает значительные средства в социальное направление, следовательно, составление такой специализированной отчетности оправданно.
В этой связи для крупных предприятий большой интерес представляет количественное измерение социального вклада компании. Однако зачастую такое измерение затрудненно самим характером социальных процессов. В основном, социальные программы направлены на улучшение таких абстрактных понятий, как «престиж бизнеса», «комфортные условия работы» или «стимулирование труда». Но современные экономисты стараются найти решение данной проблемы. В данной работе будет представлено три метода оценки социальной политики в количественном выражении: