Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны с совершенствованием и развитием его социальной политики. Это тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая — глобальным.
Социальная политика предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду.
Введение 4
1. Характеристика социальной политики ОАО «ММК» 6
1.1 Общая информация о предприятии, его структуре и технологии производства 6
1.2. Характеристика социальной политики предприятия 8
2. Теоретические основы социальной политики предприятия 19
2.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 19
2.2 Существующие методологические подходы к анализу социальной политики предприятия 24
3. Разработка методологических подходов к анализу социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» 26
3.1 Система «социальных коэффициентов», применяемая на ОАО «ММК» 26
3.2 Ранжирование компаний с помощью балльно-индексного метода 33
3.3 Оценка «социального эффекта» расходов на социальную политику 37
3.4 Сравнительный анализ рассмотренных методик анализа социальной политики 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Итак, расчеты
показывают, что каждый миллион, потраченный
на природоохранную деятельность, снижает
выбросы на незначительную величину.
Однако можно заметить, что с каждым
годом реализация природоохранных
программ дает все больший эффект,
что говорит о грамотном
В рамках данной работы были рассмотрены три способа оценки эффективности социальной политики предприятия в количественном выражении: система «социальных коэффициентов», сравнение с конкурентами, расчет социального эффекта. Выбор того или иного метода зависит от целей, которая организация ставит перед своими социальными программами, масштаба и прибыльности фирмы, наличия соответствующих специалистов, от роли в местном сообществе и от прочих факторов.
Впрочем, ни один из данных методов не лишен недостатков, связанных с тем или иным объектом учета.
Расчет системы «социальных коэффициентов» при налаженной системе статистической информации является самым простым и быстрым методом оценки. Такой расчет позволяет оперативно найти слабые места проводимых социальных программ. Однако для крупных предприятий данный метод желательно не применять, так как информация не будет достаточно детализированной. Другой крупный недостаток – отсутствие расчетных показателей, которые охарактеризовали бы эффективность внешней социальной политики (природоохранных и благотворительных программ).
Ранжирование предприятий с помощью балльно-индексного метода является наиболее универсальным, детализированным способом оценки. Возможность сравнения с показателями конкурентов позволит оценить позицию на рынке, а также свои сильные и слабые места. С помощью этого метода можно проанализировать как внутреннюю, так и внешнюю социальную политику. Недостаток данного метода – субъективная система выставления баллов, а также выбор коэффициентов важности той или иной статьи. Кроме того, не всегда возможно получить достоверную и качественную информацию по конкурентным фирмам.
Расчет «социального эффекта» от капиталовложений можно назвать одним из самых перспективных методов анализа. Также этот метод предоставляет самую наглядную информацию, так как производится сравнение вложенных ресурсов и эффекта от них. При возможности посчитать данный эффект в денежном выражении возрастает ценность этих данных для принятия управленческих решений. Но эффект от некоторых инвестиций (в первую очередь, от благотворительности) определить сложно или даже невозможно.
На предприятии ОАО «
Таким образом, социальная политика есть система спланированных мероприятий, которые проводятся предприятием на внутреннем и внешнем уровнях. Данная политика направлена на улучшение качества и уровня жизни трудовой деятельности, коллектива и местного сообщества. Социальная политика должна соответствовать идеологическим установкам данного предприятия, либо целям организации на долговременную перспективу.
Регулирование социальной структуры персонала, его демографического и профессионального состава является важным инструментом повышения производительности труда, квалификации и возможности профессиональной подготовки.
ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат» строит свою социальную политику на основании задачи по обеспечению производства квалифицированными кадрами, а также на понимании своей роли как градообразующего предприятия. Социальная политика ОАО «ММК» представляет собой комплексную программу, доля затрат которой в общем объеме расходов существенна. Таким образом, ОАО «ММК» является социально ориентированным предприятием, и анализ социальных программ является экономически обоснованным.
Социальная
политика ОАО «ММК» была рассмотрена
в разрезе отдельных
Для поддержания конкурентоспособности на рынке предприятие осуществляет сбалансированную кадровую политику. Заработная плата работников существенно превышает потребительскую корзину. Социальные пакеты работников включают службы здравоохранения, профессиональное обучение, поддержка ветеранов и инвалидов, льготные условия предоставления услуг учреждений культуры, спорта, отдыха и прочее. Кроме того, будучи предприятием повышенной производственной опасности, ОАО «ММК» вкладывает значительные ресурсы в охрану труда и обеспечение безопасности трудовой деятельности.
Масштабы, особенности деятельности и социальная роль компании принуждают ОАО «ММК» обратить внимание и на местное сообщество. Одной из проблемных областей взаимодействия компании и общества являются экологические результаты работы промышленного предприятия. Несмотря на значительные расходы на снижение экологического вреда окружающей среде, этот вопрос все еще остается актуальным не только для данного предприятия, но и для всей отрасли черной металлургии.
Выступая самым крупным предприятием в городе Магнитогорске, самым крупным нанимателем на местном рынке труда, а также понимая свою роль градообразующего предприятия, ОАО «ММК» берет на себя часть ответственности за развитие инфраструктуры города, поддержание социальных программ на муниципальном уровне, обеспечение достойных условий жизни населения. В рамках внешней социальной политики организация занимается благотворительностью, строительством социально значимых объектов, развитием культуры и т.д. К сожалению, определить экономический эффект от данных мероприятий не представляется возможным, т.к. на результаты деятельности они влияют лишь косвенно.
Социальную политику предприятия можно назвать эффективной, однако можно выделить ряд проблемных областей, на которые следует обратить внимание руководству ОАО «ММК»:
-низкий уровень зарплат по сравнению с конкурентами;
-затраты
на снижение экологического
-достаточно высокое количество несчастных случаев на производстве;
-коэффициент
текучести кадров 2,8% говорит о
недостаточно сильной