Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны с совершенствованием и развитием его социальной политики. Это тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая — глобальным.
Социальная политика предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду.
Введение 4
1. Характеристика социальной политики ОАО «ММК» 6
1.1 Общая информация о предприятии, его структуре и технологии производства 6
1.2. Характеристика социальной политики предприятия 8
2. Теоретические основы социальной политики предприятия 19
2.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 19
2.2 Существующие методологические подходы к анализу социальной политики предприятия 24
3. Разработка методологических подходов к анализу социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» 26
3.1 Система «социальных коэффициентов», применяемая на ОАО «ММК» 26
3.2 Ранжирование компаний с помощью балльно-индексного метода 33
3.3 Оценка «социального эффекта» расходов на социальную политику 37
3.4 Сравнительный анализ рассмотренных методик анализа социальной политики 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Таблица 6 – Выбранные для оценки социальной политики показатели
Показатели деятельности |
Коэффициент важности |
1.Внутренние, в том числе: |
0,6 |
1.1 Средняя заработная плата, руб |
0,25 |
1.2 Производительность труда, тыс. руб на человека |
0,18 |
1.3 Сотрудники,
прошедшие профессиональное |
0,05 |
1.4 Коэффициент текучести кадров |
0,05 |
1.5 Коэффициент частоты несчастных случаев |
0,07 |
2.Внешние, в том числе: |
0,4 |
2.1 Экологические
и природоохранной |
0,2 |
2.1.1 Удельные выбросы, кг на тонну продукции |
0,15 |
2.1.2 Расходы на природоохранную деятельность, млн. руб |
0,05 |
2.2 Инвестиции
в социальную сферу и |
0,2 |
Исходные данные, полученные из официальных публикаций компаний, представим в таблице 7 с разбивкой по вышеуказанной классификации.
Таблица 7 – Исходные данные для балльно-индексного метода оценки
Показатель |
ОАО «ММК» |
ОАО «Северсталь» |
ОАО «НЛМК» |
1.Внутренние, в том числе: |
|||
1.1 Средняя заработная плата, руб |
39561 |
42512 |
35431 |
1.2 Производительность труда, тыс. руб на человека |
14874,6 |
5465,7 |
9457,3 |
1.3 Сотрудники,
прошедшие профессиональное |
69 |
74 |
84 |
1.4 Коэффициент текучести кадров |
2,8 |
2 |
6,5 |
1.5 Коэффициент частоты несчастных случаев |
0,99 |
1,56 |
0,88 |
2.Внешние, в том числе: |
|||
2.1 Экологические
и природоохранной |
|||
2.1.1 Удельные выбросы, кг на тонну продукции |
20,44 |
32,26 |
19,32 |
2.1.2 Расходы
на природоохранную |
2086 |
2040 |
4516 |
2.2 Инвестиции
в социальную сферу и |
1183 |
830 |
761 |
Далее согласно алгоритму применения балльно-индексного метода проранжируем предприятия исходя из их показателей, выставим соответствующие баллы и скорректируем их с помощью коэффициента важности. Расчеты приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Применение балльно-индексного метода
Показатель |
ОАО «ММК» |
ОАО «Северсталь» |
ОАО «НЛМК» | |||
Балл |
С учетом коэффициента |
Балл |
С учетом коэффициента |
Балл |
С учетом коэффициента | |
1.Внутренние, в том числе: |
||||||
1.1 Средняя заработная плата, руб |
2 |
0,5 |
3 |
0,75 |
1 |
0,25 |
1.2 Производительность труда, тыс. руб на человека |
3 |
0,54 |
1 |
0,18 |
2 |
0,36 |
1.3 Сотрудники,
прошедшие профессиональное |
1 |
0,05 |
2 |
0,1 |
3 |
0,15 |
1.4 Коэффициент текучести кадров |
2 |
0,1 |
3 |
0,15 |
1 |
0,05 |
1.5 Коэффициент частоты несчастных случаев |
2 |
0,14 |
1 |
0,07 |
3 |
0,21 |
2.Внешние, в том числе: |
||||||
2.1 Экологические
и природоохранной |
||||||
2.1.1 Удельные выбросы, кг на тонну продукции |
2 |
0,3 |
1 |
0,15 |
3 |
0,45 |
2.1.2 Расходы
на природоохранную |
2 |
0,1 |
2 |
0,1 |
3 |
0,15 |
2.2 Инвестиции
в социальную сферу и |
3 |
0,6 |
2 |
0,4 |
1 |
0,2 |
ИТОГО |
17 |
2,33 |
15 |
1,9 |
17 |
1,82 |
По результатам балльно-индексного метода можно сделать определенные выводы, например:
Для того чтобы получить сведения о социальных последствиях (в том числе долгосрочных) своей деятельности, а также для повышения ценности реализуемых программ бизнесу необходимо учитывать величину вносимого им социального эффекта. Такая оценка представляет собой сложную задачу не только вследствие ограниченности числа методов измерения, а еще и потому, что до сих пор не выработано общего представления о сути данного явления, как нет и единого определения самого термина.
Социальный
эффект понимается и как «совокупность
социальных результатов, получаемых от
реализации инвестиций в реальном секторе
экономики, проецируемых на качество социальной
среды и имеющих как
Для компаний, учитывающих социальный эффект, целесообразно:
1) объединить социальные цели в ежегодный план;
2) иметь представление о существующих нормах социального поведения в своей отрасли;
3) постоянно
(посредством регулярных
4) экспериментировать
с различными подходами при
реализации своих социальных
программ (поскольку эта сфера
деятельности для многих
5) пытаться получить долгосрочную оценку социального воздействия своих программ.
ОАО «ММК» выполняет три первых задачи в рамках публикаций ежегодных «Социальных отчетов». Однако в них не приводится подробной оценки или анализа эффективности программ. Последний пункт имеет особую актуальность, поскольку труднее всего поддается реализации, - определение результатов осуществления социальных действий нелегко поддается подсчету. Тем не менее, компаниям следует попытаться определить эффективность своей деятельности как в вопросе повышения качества жизни (речь может идти, к примеру, о производстве высококачественных товаров и услуг, попытках избежать загрязнения окружающей среды и т.п.), так и в результативности своих социальных инвестиций.
Идеальным вариантом оценки социального эффекта является подсчет экономической выгоды от социальной политики в денежном выражении. Достаточно просто определяется эффект от внутренней социальной политики. Так затраты на персонал должны дать результат в виде повышения производительности труда.
Оплата труда должна производить стимулирующий эффект, а рост заработной платы – приводить к более эффективной работе. Для такой оценки заработную плату сравнивают с показателем производительности труда. Рассчитанные показатели отразим в таблице 9. Для анализа используются следующие показатели:
- Индекс среднего заработка работающих (JЗП):
- Индекс производительности труда (Jпт):
- Коэффициент опережения (Коп ):
- Сумма экономии (перерасхода) (±Э) фонда заработной платы:
Таблица 9 – Показатели эффективности роста заработной платы
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Индекс среднего заработка работающих |
1,004 |
1,237 |
1,146 |
Индекс производительности труда |
0,591 |
1,566 |
1,245 |
Коэффициент опережения |
0,588 |
1,266 |
1,087 |
Сумма экономии (перерасхода) фонда заработной платы (тыс. руб) |
3155,06 |
-2379,55 |
-882,24 |
Эффект
от прочих показателей работы с кадрами
также можно рассчитать через
повышение или понижение
Таблица 10 – Расчет потерь от производственных травм
Показатель |
Год | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Потеряно дней трудоспособности |
2677 |
1076 |
1137 |
Производительность труда |
20,9 |
32,72 |
40,75 |
Потери от производственного травматизма, тыс. руб |
55947,51 |
35211,57 |
46335,36 |
Результирующий показатель за все три представленных года составляет большую величину даже в рамках всего производства. Поэтому анализ таких показателей необходим для принятия эффективных управленческих решений. Сравнение расходов на производственную безопасность и потери от травматизма позволит оценить эффективность проводимых мероприятий.
Но для отдельных статей расходов подсчитать экономический эффект крайне затруднительно. Например, расходы на благотворительность влияют на социальный имидж и репутацию компании, таким образом, они влияют на инвестиционную привлекательность компании. Однако оценка зависимости между благотворительностью и объемом привлеченных лежит в области корреляционного анализа и является объектом будущих исследований. Поэтому часто социальный эффект измеряется в результате деления натуральных показателей, отражающих социальный результат, на затраты, требуемые для его достижения. И когда социальный эффект в денежной форме измерить невозможно, многие социальные результаты могут быть измерены с той или иной степенью верности, что позволяет компаниям оценить полезность или, напротив, вред своих действий социальной среде. К примеру, таким способом можно относительно достоверно оценить эффективность природоохранной деятельности. Для этого достаточно определить, как затраты на экологические программы уменьшают вред окружающей среде. Приведем расчеты в таблице 11.
Таблица 11 – Расчет эффекта от природоохранных мероприятий
Показатель |
Год | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Расходы на природоохранную деятельность, млн. руб |
2157,4 |
2239,6 |
2086 |
Количество выбросов загрязняющих веществ, кг на тонну продукции |
33,31 |
34,77 |
34,89 |
Социальный эффект от экологических программ (кг на тонну продукции / млн. руб.) |
0,015 |
0,016 |
0,017 |