Конкурентоспособность промышленного предприятия на примере "Альянс мебель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.
Рыночной конкуренцией называется борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся предприятиями на доступных им сегментах рынка. Товары и услуги – это средство конкуренции, с помощью которых предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.

Содержание

1. Конкурентоспособность продукции промышленного предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции
1.2. Параметры конкурентоспособности
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
1.4. Оценка конкурентоспособности
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОДО ”Альянс-Мебель”
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции ОДО “Альянс -Мебель”
3. Разработка направлений по совершенствованию конкурентоспособности продукции
3.1. Направления повышения конкурентоспособности
3.2. Разработка плана мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности продукции ОДО “Альянс-Мебель”
3.3. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.конкурентоспособность финал.docx

— 194.92 Кб (Скачать документ)
  1. Конкурентоспособность продукции промышленного предприятия
 
 
    1. Понятие конкурентоспособности  продукции
 
 

           Конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.1

           Рыночной конкуренцией называется борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся предприятиями на доступных им сегментах рынка.2 Товары и услуги – это средство конкуренции, с помощью которых предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.3   

           Повышение конкурентоспособности продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса,  внедрения  инноваций,  рост  эффективности  производства,  экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. 4

           Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

           Конкурентоспособность продукции определяется той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной характеристики  и свойства  продукции во  внимание  не принимаются.

           Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

           Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов. 5 

    1. Параметры конкурентоспособности
 
 

     Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).6

     

     Рис. 1 Параметры конкурентоспособности продукции 

     Нормативные и технические параметры конкурентоспособности  являются “жесткими”, которые представляют комплекс регламентируемых показателей. Технические — это параметры назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические параметры (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), конструктивные параметры (технологические решения, надежность, долговечность). Нормативные — параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, действующим на рынке, где данный товар предполагается продавать.

       В соответствии с потребностями  рынка данная схема может быть  дополнена так называемыми “мягкими” параметрами, которые характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т.п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.

     В настоящее время, когда рынок  заполнен множеством товаров, у которых  «жесткие» параметры в значительной степени схожи, возрастает роль «мягких» параметров, придающих товарам своеобразие  и привлекательность.

     Экономические параметры связаны с затратами  покупателя на приобретение и использование  товара на протяжении всего периода  эксплуатации (потребления).  
 

    1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
 
 

     Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

     Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции компанией, изготовившей и продающей ее на мировом рынке.7

     Конкурентоспособность предприятия определяется действием  комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.

       К факторам внешней среды могут быть отнесены: уровень государственного регулирования и развития экономики страны (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение бизнеса, система внешнеэкономических связей и т.д.); система коммуникаций; организация входных материальных потоков; факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.);

     Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели: технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей); технология; организация производства и управления;система формирования спроса и стимулирования и т.д.

     Возможности воздействия предприятия на факторы  окружающей среды ограничены, поскольку  они действуют объективно по отношению  к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной интенсивностью. Серьезных капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют изменения технико-технологических условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия.8

     Анализ  конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и его продукции и как результат — изменение доли предприятия в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.

     Для товаров   потребительского   назначения это:

  1. коммерческие условия: возможности предприятия предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;
  2. организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах предприятия или у его торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами "public relations";
  3. организация технического обслуживания продукции: объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и др.;
  4. представление о предприятии со стороны потребителей, его авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей о предприятии, ассортименте его продукции, сервисе; воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к его продукции; выяснение мнения покупателей путем опросов;
  5. воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке.

     Конкурентные  позиции предприятия на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые предприятие получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.9 
 

    1. Оценка  конкурентоспособности
 
 

     В современных условиях рыночной экономики  вопросы количественной оценки конкурентоспособности  приобретают объективную реальность. Конкурентоспособность выпускаемой  предприятиями продукции, рассматривается как основа становления отечественной промышленности на новый уровень, отвечающий требованиям мирового рынка. Поэтому производителю продукции для принятия управленческих решений при разработке, освоении производства, выпуске и реализации, наряду с результатами маркетинговых исследованиях, необходимы расчетные данные количественной оценки ее конкурентоспособности.10

     Конкурентоспособность товара в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:

  1. свойствами данного товара,
  2. свойствами конкурирующих товаров,
  3. особенностями потребителей.11

     От  выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и  принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:

    1. потребность покупателей;
    2. величина необходимого полезного эффекта;
    3. конкурирующий товар;
    4. гипотетический образец;
    5. группа аналогов.

     В том случае, когда базой сравнения  является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой  и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости  этих параметров в общем их наборе.

     Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного  эффекта продукции, а также сумма  средств, которые потребитель готов  израсходовать на приобретение, и  потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона  или сумма средств.

     Если  оцениваемая продукция имеет  конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в  качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

           Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно.

     Значительно чаще за базу сравнения принимается  группа аналогов, отобранных с точки  зрения согласования классификационных  параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.

     Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических  параметров.

  1. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности.

           Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

     Если  за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности  производится по формуле:

                                               

                                                    (1)

     где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n); Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции; P - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n - количество параметров.12

     Анализ  дифференциального метода показывает, что он базируется на принципе относительного сравнения единичных свойств  качества двух изделий – оцениваемого и принятого за базовый образец. Следует отметить, что дифференциальный метод оценки конкурентоспособности  имеет ограниченные возможности, так  как определяется только единичными составляющими качества, которые рассматриваются в отдельности, а не в их взаимосвязи. При определении показателя конкурентоспособности дифференциальным методом необходимо выбрать из большого набора параметров, характеризующих качество, только те, по которым будет производиться оценка.13

Информация о работе Конкурентоспособность промышленного предприятия на примере "Альянс мебель"