Конкурентоспособность промышленного предприятия на примере "Альянс мебель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.
Рыночной конкуренцией называется борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся предприятиями на доступных им сегментах рынка. Товары и услуги – это средство конкуренции, с помощью которых предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.

Содержание

1. Конкурентоспособность продукции промышленного предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции
1.2. Параметры конкурентоспособности
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
1.4. Оценка конкурентоспособности
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОДО ”Альянс-Мебель”
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции ОДО “Альянс -Мебель”
3. Разработка направлений по совершенствованию конкурентоспособности продукции
3.1. Направления повышения конкурентоспособности
3.2. Разработка плана мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности продукции ОДО “Альянс-Мебель”
3.3. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.конкурентоспособность финал.docx

— 194.92 Кб (Скачать документ)

         Основными потребителями являются такие предприятия, как: «Мебель» г.Орша, ИП Будковская, «Веста-Борисов», «Витебский универмаг», ИП Валяшова Н.С., ИП Дмитриев С.В., «Кирмаш» г.Минск, Полоцкстройматериалы, «ТД ОАО «Витязь», «Ультратек Ритейл», «ТД «Лучеса». Также предприятие занимается изготовлением мебели по заказам населения.

       Работа с потребителями на предприятии организована следующим образом:

  1. По факту реализации приобретенной у ОДО “Альянс-Мебель” продукции
  2. В тех случаях, когда заказчиком является бюджетная организация, то предприятие работает по предоплате 100%, если предприятие выполняет заказ в течение  рабочих дней. Если предприятие не имеет возможности выполнить заказ в такой срок, то заказчик вносит предоплату в размере материальных затрат, а оставшуюся сумму выплачивает по факту отгрузки продукции.
  3. С населением предприятие работает по предоплате 50%.

         Основными требованиями, предъявляемыми к продукции  предприятия, являются: высокое качество, удобство в эксплуатации, долговечность, приемлемая цена и др.

         Основными поставщиками сырья и материалов являются: «Акс-Мебель» г.Брест, «Деловой выбор» г.Минск, «Крона Белорашиа» г.Минск, «Лайн-ком» г.Витебск, «Пан Инвест» Минск.район, «Центр стекла» г.Витебск, ОАО”Бодерая LTD”г. Рига.

         Работа  с поставщиками организована следующим  образом:

  1. Поставщик предоставляет возможность отсрочки платежа на 30 дней
  2. Предприятие вносит предоплату 100%

         На сегодняшний момент основными рынками сбыта продукции предприятия являются город Витебск, город Минск и город Могилев. В городе Витебске основными конкурентами изучаемого предприятия являются: ИП “Копов”, ОДО “Технопром”, фабрика “Заря” и прочие. В городе Могилеве: ОАО Могилевская мебельная фабрика, ОАО ”Могилевдрев”.

         Все названные предприятия выпускают  аналогичную по основным параметрам продукцию.

         Для оценки конкурентоспособности продукции  ОДО “Альянс-Мебель” было выбрано производство кухонной мебели за заказ, так как спрос на нее со стороны потребителей растет. По данным, полученным в таблице 3, необходимо проанализировать динамику объема реализации выбранной продукции и ее удельный вес в общем объеме реализации.

    Рис. 26. Объем реализации кухонной мебели на заказ.

     На  основании полученного графика  можно сделать вывод о том, что объем реализации  кухонной мебели в период с 2009 до 2010 года повышался  достаточно быстрыми темпами, что свидетельствует  о растущем спросе на данный вид  продукции со стороны потребителей. 

     

      Рис.27. Удельный вес кухонной мебели в общем объеме реализации продукции за 2007-2010 год.

     На  основании полученной диаграммы можно делать вывод о том, что удельный вес кухонной мебели в общем объеме реализации значительно меньше, чем удельный вес такого элемента, как, например, офисная мебель. Это объясняется тем, что кухонная мебель на заказ пользуется спросом у физических лиц, а офисная мебель—у юридических лиц, которые являются основными потребителями продукции исследуемого предприятия. Однако важно отметить тот факт, что не смотря на тенденцию снижения объемов реализации в период с 2007 до 2010 года, доля кухонной мебели на заказ за соответствующий период росла, что свидетельствует о повышенном спросе на нее со стороны потребителей.

     Мебельный рынок является одним из самых  конкурентных в Беларуси. Всего в Республике Беларусь работают более 500 производителей мебели. Большую их часть составляют мелкие фирмы, которые часто специализируются на определенной ассортиментной группе. Мебельщики  из числа индивидуальных предпринимателей, обладая небольшими и, следовательно, малозатратными и более гибкими производствами, предоставляют более выгодные условия, чем крупные производители, и быстро завоевывают рынок.

     В Республике Беларусь отмечены такие закономерности, как сокращение сроков использования мебели, переход к неценовой конкуренции через повышение качества сервиса. Повышается значимость мебели вследствие рекламных кампаний, проводимых крупными игроками рынка.

     К основным причинам резкого взлета отечественной мебельной промышленности в настоящее время можно отнести увеличение объемов жилищного строительства. Также важной причиной является дешевизна отечественной мебели по сравнению с импортной. Вместе с рынком мебели в общем развивается и рынок кухонной мебели в частности. Предприятия-производители мебели стремятся к наиболее  функциональному использованию пространства и современному декору, что является основной характеристикой сегодняшнего рынка кухонной мебели. Также одним из направлений развития рынка мебели является освоение производства встраиваемой мебели из долговечных и качественных материалов.

     Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

       Наиболее часто  оценка конкурентоспособности товаров производится методом экспертных оценок.    

     Основные  параметры конкурентоспособности  кухонной мебели представлены в таблице 8.

Таблица 8. Параметры конкурентоспособности

Параметр ОДО”Альянс-мебель” Основные  конкуренты
ИП  “Копов” ОДО“Технопром”
1)Материалы Деревянные  фасады, МДФ МДФ МДФ
2)Фурнитура Польша, Китай, РФ РФ Китай
3)Доставка  и сборка Доставка и  сборка за дополнительную оплату Доставка и  сборка за дополнительную оплату Доставка и  сборка бесплатно
4)Дизайн По индивидуальным заказам или стандартный Стандартный По индивидуальным заказам
5)Цена Превышает средние  цены Средняя Средняя
6)Послепродажное  обслуживание Гарантийное обслуживание в течение 24 месяцев Гарантийное обслуживание в течение 18 месяцев Гарантийное обслуживание в течение 18 месяцев

     На  основании полученных данных необходимо оценить значимость каждого параметра методом попарного сравнения.

   Таблица 9. Оценка значимости методом попарного сравнения

  Материал Фурнитура Доставка  и сборка Дизайн Цена Послепродажное  обслуживание Σ Удельный  вес,%
Материалы 1 1,5 1,5 0,5 1,5 1,5 7,5 20,3
Фурнитура 0,5 1 0,5 0,5 1,5 1,5 5,5 14,8
Доставка  и сборка 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 3,5 9,5
Дизайн 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 8,5 22,9
Цена 0,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 7,5 20,3
Послепродажное  обслуживание 0,5 1,5 1,5 0,5 0,5 1 4,5 12,2
ИТОГО             37 100

   Следующим шагом является оценка конкурентоспособности  продукции.

   Таблица 10. Оценка конкурентоспособности продуктов

Параметр Удельный  вес,% ОДО”Альянс-мебель” ИП “Копов” ОДО“Технопром”
Балл Ie Балл Ie Балл Ie
Материалы 20,3 90 18,27 60 12,18                            60 12,18                           
Фурнитура 14,8 80 11,84 50 7,4 30 4,44
Доставка  и сборка 9,5 40 3,8 40 3,8 80 7,6
Дизайн 22,9 90 20,61 50 11,45 50 11,45
Цена 20,3 60 12,8 80 16,24 80 16,24
Послепродажное  обслуживание 12,2 70 8,54 30 3,66 30 3,66
ИТОГО 100 Iобщ=ΣIe 75,86 Iобщ 54,73 Iобщ 55,57

 

                                      Ie=(Баллi*Удельный весi)/100%                              (12)

     По  результатам вычислений можно сделать  вывод о том, что общий индекс конкурентоспособности продукции  ОДО” Альянс - Мебель” выше, чем общие индексы конкурентоспособности продукции конкурентов. Это свидетельствует о том, что продукция ОДО” Альянс-Мебель” в целом отвечает требованиям потребителей в большей степени, чем продукция конкурентов. Анализируя конкурентоспособность продукции по отдельным параметрам, можно сделать вывод, что одним из самых значительных параметров является материал, из которого производится продукция. ОДО “Альянс-Мебель” является единственным предприятием в городе Витебске, производящим продукцию из натурального дерева, что обеспечивает дополнительный спрос со стороны потребителей и, следовательно, более высокую конкурентоспособность продукции. Этот фактор также объясняет и более высокую цену на продукцию ОДО” Альянс-Мебель”, чем на продукцию предприятий-конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Разработка  направлений по совершенствованию  конкурентоспособности продукции
 
 
    1. Направления повышения конкурентоспособности
 
 

           Результаты исследования конкурентоспособности берутся за основу при разработке стратегии фирмы, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики. В современных условиях конкурентоспособность фирмы на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

           К мероприятиям, направленным на повышение конкурентоспособности продукции, относятся:

  1. обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции фирмы на рынке;
  2. изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надежности продукции;
  3. выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
  4. изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
  5. определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
  6. выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
  7. нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
  8. дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров;
  9. воздействие непосредственно на потребителя путем искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведения активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путем рассрочки платежа.20

Информация о работе Конкурентоспособность промышленного предприятия на примере "Альянс мебель"