Лекции по анализу хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:38, курс лекций

Описание

Цель внутреннего анализа финансового состояния – систематический контроль за планомерным поступлением денежных средств и размещение собственных и заемных средств таким образом, чтобы максимизировать прибыль, укрепить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Работа состоит из  1 файл

лекции.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)
  1. АП
  • Зона относительной платежеспособности, НМА меньше или равно СК меньше или равно ЭО, И больше или равно 0.
  • Зона гарантированной платежеспособности. НА меньше или равно СК меньше НМА, И (с одной черточкой) меньше 0.
  • Зона потенциальной платежеспособности.
 
  1. БР
  • Зона максимальной безопасности. НМА меньше или равно СК меньше или равно ЭА, И(с двумя черточками) больше 0.
  • Оптимальная безопасности. НА меньше или равно СК меньше НМА, И (c двумя черточками) больше 0.
  • Зона риска. 0 меньше СК меньше НЛНА, И (с двумя черточками) больше или равно 0.
  • Зона риска. 0 меньше или равно СК меньше или равно НЛНА, И (c двумя черточкам) меньше 0

Зона дифференцированных шкал (ФЭУ, АП, БР) легко сопоставимы  между собой т.к. предельные характеристики собственного и заемного капитала в этих зонах совпадают.

На зоны укрупнения шкал несопоставимы между собой  из-за их различной размерности, так  зона устойчивости шире зоны АП, но уже  безопасности. Кроме того следует выделять пиковые и умеренные зоны.

В пиковых зонах  индикатор однонаправлены (либо все положительны, либо отрицательны), в умеренно разнонаправлены.

Выделение пиковых  и умеренных зон позволяет  использовать правило приоритетных индикаторов при построении комплексной  дифференцированной шкалы финансово  экономического состояния.

Первым приоритетным индикатором всегда является индикатор финансово экономической устойчивости.

Если его значение положительно, то предприятия находится, либо в зоне супер устойчивости, либо  в зоне достаточной устойчивости, в этом случае в качестве 2го приоритетного индикатора используется индикатор абсолютной платежеспособности, в зоне супер устойчивости его значение положительно, в зоне достаточной устойчивости отрицательное.

Если индикатор  ФЭУ больше 0, то предприятие находится  либо в зоне напряженности, либо в зоне риска. В этом случае в качестве второго приоритетного индикатора используется индикатор безопасности риска.

В зоне напряженности  его значение +, в зоне риска отрицательно.

Комплексная статическая  дифференцированная шкала ФЭС.

Таблица 5 столбцов.

  1. И, и с черточкой, и с двумя черточками
  2. Супер устойчивость: + + +
  3. Достаточная устойчивость: + - +
  4. Зона напряженности: - - +
  5. Зона риска - - -
 
 
 
 
 

     Анализ  производства и продажи продукции.

     Цель  анализа – поиск резервов роста объема продажи продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли.

     Задачи  анализа: 

  • оценка динамики и степени выполнения плана по объему производства и продажи продукции;
  • оценка влияния факторов на изменение их уровня;
  • поиск и количественная оценка резервов роста объема производства и продажи продукции.

     Объекты анализа:

  • показатели объема производства и продажи продукции (валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях);
  • ассортимент и структура производимой  продукции;
  • показатели качества продукции (обобщающие, индивидуальные, косвенные);
  • показатели ритмичности производства и продажи продукции (прямые и косвенные).

     Источники информации для анализа: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, статистическая отчетность: ф.№ 1-п (годовая) – «Отчет по продукции», ф.№ 1-п (квартальная) – «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф.№ 1-п (месячная) срочная отчетность промышленного предприятия (объединения), ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», регистры синтетического и аналитического  бухгалтерского учета, первичные документы и др.

     Основные  термины и определения, порядок расчета  показателей:

  • Валовая продукция – стоимость всей произведенной на предприятии продукции.
  • Товарная продукция – стоимость валовой продукции, за исключением стоимости незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.
  • Реализованная продукция – стоимость товарной продукции, остатков готовой продукции на складах и товаров отгруженных  на начало анализируемого периода, за исключением стоимости готовой  продукции на складах и товаров отгруженных на конец анализируемого периода
  • Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема по каждому виду. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться по способу наименьшего процента, среднего процента (отношение общего фактического выпуска продукции в пределах плана к общему плановому выпуску продукции) и по удельному весу продукции, план по которой выполнен.
  • Качество продукции – это понятие, которое характеризует свойства продукции (параметрические, технологические, потребительские и др.). Для оценки качества продукции используются обобщающие (удельный вес продукции высшего качества, новой, соответствующей мировым стандартам и др.), индивидуальные (полезность, надежность, технологичность и др.), которые обычно выражаются сортностью кондицией или категорий и косвенные показатели (потери от брака, штрафы за некачественную продукцию и др.).
  • Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:       а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству; б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
  • Ритмичность – это равномерный выпуск (продажа) продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Оценка выполнения плана по ритмичности осуществляется с помощью системы прямых и косвенных показателей.

      К прямым показателям ритмичности относятся:

  • коэффициент ритмичности (отношение объема продукции, который зачтен в выполнение плана по ритмичности к плановому выпуску продукции), продукция, выпушенная сверх плана,  в выполнение плана по ритмичности не засчитывается;
  • коэффициент вариации  (отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за анализируемый период к среднеплановому за период выпуску продукции);
  • показатель аритмичности  (сумма положительных и отрицательных отклонений от планового задания в выпуске продукции, взятых по модулю);
  • удельный вес выпуска продукции за декаду к среднемесячному выпуску;
  • удельный вес выпуска продукции за месяц  к среднеквартальному выпуску и т.д.

     Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах. 
 

Анализ производства продукции.

Анализ начинают с изучения  динамики и выполнение плана по производству в целом  и по ассортименту. Бази при этом рассчитываются комплексные и цепные, темпы роста, средне годовой прирост  (см.табл.2.1,2.3.), определяется % выполнения плана по производству продолжительности и отклонение от него.

Для оценки выполнения плана по ассортименту используется способ наименьшего %, среднего % и удельного веса продукции планового по которому выполнен (см.стр.25 табл.2.4.)

Не выполнение плана по одним видам продукции  и перевыполнение по другим влечет за собой изменение структуры выпускаемой продукции, по этому в процессе анализа необходимо дать оценку влияния структурного фактора на изменение стоимости товарной продукции и уровня средне реализационных цен.

Анализ осуществляется способом цепных подстановок или  абсолютных разниц детерминированного факторного анализа (см.тал.2.5.)

Стоимость выпускаемой продукции и уровень средне реализационных цен, так же зависят от качества продукции, для анализа качества продукции используется система обобщающих индивидуальных и косвенных показателей (см.стр.23) которые изучаются в динамики, сопоставляются с план. Значениями, показателями качества продукции предприятия конкуренты. По тем видам продукции качество которых оценивается сортностью (кондицией, категорией) определенного удельный вес каждого сорта (кондицией, категорией в общем объема производимой продукции и рассчитаться сред.коэффициент сортности (стр.23 табл.2.6.)

В процессе анализа  необходимо выяснить причины изменения  качества продукции (низкий уровень  квалификации работников, низкое качество продукции, изменение спроса и предложения  на отдельные виды продукции) и дать оценку влияния факторов на изменение и стоимости выпускаемой продукции и уровня финансовых результатов от её продаж.

Стоимость выпускаемой  продукции так же зависит от обеспеченности  предприятия необходимыми производственными  ресурсами и уровня эффективности их использования, по этому на следующем этапе анализ дается количественная оценка влияния факторов на изменение стоимости выпускаемой продукции.

Анализ осуществляется одним из способов детерминированного факторного анализа по следующим  моделям (см.табл.2.8.,2.9)

ВП=ЧР*СГВ

ВП=ФОТ*ЗО

ВП=МЗ*МО и т.д.

 Те же факторные  модели можно использовать для  подсчета резервов роста объема  производства продукции. Достаточное  обеспеченность предприятия производственными ресурсами оказывает позитивное влияние на уровень ритмичности производства и реализацию продукции (см.23 и табл.2.7.)

В процессе анализа  необходимо выяснить причины не ритмичности  работы (не своевременная поставка сырья и материалов, высокая степень  износа о.с., низкий уровень квалификации работников) и выявить резервы роста объема производства и реализации продукции за счет повышения ритмичности работы предприятия. 

Анализ реализации продукции.

Для оценки  выполнения плана реализации продукции составляется баланс товарной продукции (по себестоимости или по отпускным ценам) возможно 2а варианта баланса товарной продукции, вариант по отгрузки и вариант по оплате (см.табл.2.10)

ГПн+ТП=РП+ГПк

РП=ТП+ГПн-ГПк

ТОн+ГПн+ТП=РП+ГПк+Ток

РП=ТП+ГПн-ГПк+ТОн-Ток

Фактическая модель объема реализации продукции является аддитивной и по этому не требует применения какого либо способа детерминированного факторного анализа. Величина влияния фактора на изменение объема реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как разность между факторным и плановым (базисным) уровнем исследуемых показателей.

При проведении анализа необходимо учитывать, что  остатки готовой продукции и  товаров отгруженных на конец  анализируемого периода оказывают  противоположное по знаку влияние  на изменение объема реализации продукции.

В процессе анализа необходимо так же выяснить причины отклонения от планового объема продаж, а так же дать оценку выполнения плана договорных обязательств по поставкам продукции, анализ осуществляется в разрезе отдельных договоров видов продукции, сроков поставки за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года (см.табл 2.11) 

Анализ использования  трудовых ресурсов и фонда оплаты труда. (см.стр. 32)

     Цель  анализа – оценка достигнутого уровня и выявление резервов роста эффективности использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда.

     Задачи  анализа: оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами; определение и изучение показателей текучести кадров, оценка полноты использования рабочего времени; оценка динамики и степени выполнения плана по уровню производительности труда; количественная оценка влияния факторов и выявление резервов роста производительности труда; оценка эффективности использования средств на оплату труда.

     Объекты анализа:

  • показатели движения рабочей силы (коэффициент оборота по приему работников, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров, коэффициент постоянства состава персонала);
  • показатели производительности труда (обобщающие, частные и вспомогательные);
  • показатели использования рабочего времени (количество отработанных дней, смен, часов всеми работниками (рабочими), средняя продолжительность рабочего дня, непроизводительные затраты рабочего времени, целодневные и внутрисменные потери рабочего времени);
  • показатели  использования средств на оплату труда (фонд оплаты труда рабочих, служащих, работников не основной деятельности, постоянная и переменная часть фонда оплаты труда).

     Источники информации для анализа: ф.№1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», ф.№5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», данные табельного учета и отдела кадров, лицевые счета (ф.№Т-54), расчетные (ф.№Т-51) и расчетно-платежные (ф.№Т-49) ведомости, расчеты средней заработной платы отдельных категорий работников, статистическая отчетность отдела кадров по движению работников, оперативная отчетность цехов, отделов, служб предприятия и др.

     Основные  термины и определения, порядок расчета показателей:

Информация о работе Лекции по анализу хозяйственной деятельности предприятия