Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:38, курс лекций
Цель внутреннего анализа финансового состояния – систематический контроль за планомерным поступлением денежных средств и размещение собственных и заемных средств таким образом, чтобы максимизировать прибыль, укрепить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Зона дифференцированных шкал (ФЭУ, АП, БР) легко сопоставимы между собой т.к. предельные характеристики собственного и заемного капитала в этих зонах совпадают.
На зоны укрупнения шкал несопоставимы между собой из-за их различной размерности, так зона устойчивости шире зоны АП, но уже безопасности. Кроме того следует выделять пиковые и умеренные зоны.
В пиковых зонах индикатор однонаправлены (либо все положительны, либо отрицательны), в умеренно разнонаправлены.
Выделение пиковых и умеренных зон позволяет использовать правило приоритетных индикаторов при построении комплексной дифференцированной шкалы финансово экономического состояния.
Первым приоритетным индикатором всегда является индикатор финансово экономической устойчивости.
Если его значение положительно, то предприятия находится, либо в зоне супер устойчивости, либо в зоне достаточной устойчивости, в этом случае в качестве 2го приоритетного индикатора используется индикатор абсолютной платежеспособности, в зоне супер устойчивости его значение положительно, в зоне достаточной устойчивости отрицательное.
Если индикатор ФЭУ больше 0, то предприятие находится либо в зоне напряженности, либо в зоне риска. В этом случае в качестве второго приоритетного индикатора используется индикатор безопасности риска.
В зоне напряженности его значение +, в зоне риска отрицательно.
Комплексная статическая дифференцированная шкала ФЭС.
Таблица 5 столбцов.
Анализ производства и продажи продукции.
Цель анализа – поиск резервов роста объема продажи продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли.
Задачи анализа:
Объекты анализа:
Источники информации для анализа: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, статистическая отчетность: ф.№ 1-п (годовая) – «Отчет по продукции», ф.№ 1-п (квартальная) – «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф.№ 1-п (месячная) срочная отчетность промышленного предприятия (объединения), ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета, первичные документы и др.
Основные термины и определения, порядок расчета показателей:
К прямым показателям ритмичности относятся:
Косвенные
показатели ритмичности – наличие доплат
за сверхурочные работы, оплата простоев
по вине хозяйствующего субъекта, потери
от брака, уплата штрафов за недопоставку
и несвоевременную отгрузку продукции,
наличие сверхнормативных остатков незавершенного
производства и готовой продукции на складах.
Анализ производства продукции.
Анализ начинают с изучения динамики и выполнение плана по производству в целом и по ассортименту. Бази при этом рассчитываются комплексные и цепные, темпы роста, средне годовой прирост (см.табл.2.1,2.3.), определяется % выполнения плана по производству продолжительности и отклонение от него.
Для оценки выполнения плана по ассортименту используется способ наименьшего %, среднего % и удельного веса продукции планового по которому выполнен (см.стр.25 табл.2.4.)
Не выполнение плана по одним видам продукции и перевыполнение по другим влечет за собой изменение структуры выпускаемой продукции, по этому в процессе анализа необходимо дать оценку влияния структурного фактора на изменение стоимости товарной продукции и уровня средне реализационных цен.
Анализ осуществляется способом цепных подстановок или абсолютных разниц детерминированного факторного анализа (см.тал.2.5.)
Стоимость выпускаемой продукции и уровень средне реализационных цен, так же зависят от качества продукции, для анализа качества продукции используется система обобщающих индивидуальных и косвенных показателей (см.стр.23) которые изучаются в динамики, сопоставляются с план. Значениями, показателями качества продукции предприятия конкуренты. По тем видам продукции качество которых оценивается сортностью (кондицией, категорией) определенного удельный вес каждого сорта (кондицией, категорией в общем объема производимой продукции и рассчитаться сред.коэффициент сортности (стр.23 табл.2.6.)
В процессе анализа необходимо выяснить причины изменения качества продукции (низкий уровень квалификации работников, низкое качество продукции, изменение спроса и предложения на отдельные виды продукции) и дать оценку влияния факторов на изменение и стоимости выпускаемой продукции и уровня финансовых результатов от её продаж.
Стоимость выпускаемой продукции так же зависит от обеспеченности предприятия необходимыми производственными ресурсами и уровня эффективности их использования, по этому на следующем этапе анализ дается количественная оценка влияния факторов на изменение стоимости выпускаемой продукции.
Анализ осуществляется одним из способов детерминированного факторного анализа по следующим моделям (см.табл.2.8.,2.9)
ВП=ЧР*СГВ
ВП=ФОТ*ЗО
ВП=МЗ*МО и т.д.
Те же факторные
модели можно использовать для
подсчета резервов роста
В процессе анализа
необходимо выяснить причины не ритмичности
работы (не своевременная поставка
сырья и материалов, высокая степень
износа о.с., низкий уровень квалификации
работников) и выявить резервы роста объема
производства и реализации продукции
за счет повышения ритмичности работы
предприятия.
Анализ реализации продукции.
Для оценки выполнения плана реализации продукции составляется баланс товарной продукции (по себестоимости или по отпускным ценам) возможно 2а варианта баланса товарной продукции, вариант по отгрузки и вариант по оплате (см.табл.2.10)
ГПн+ТП=РП+ГПк
РП=ТП+ГПн-ГПк
ТОн+ГПн+ТП=РП+ГПк+Ток
РП=ТП+ГПн-ГПк+ТОн-Ток
Фактическая модель объема реализации продукции является аддитивной и по этому не требует применения какого либо способа детерминированного факторного анализа. Величина влияния фактора на изменение объема реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как разность между факторным и плановым (базисным) уровнем исследуемых показателей.
При проведении анализа необходимо учитывать, что остатки готовой продукции и товаров отгруженных на конец анализируемого периода оказывают противоположное по знаку влияние на изменение объема реализации продукции.
В процессе анализа
необходимо так же выяснить причины отклонения
от планового объема продаж, а так же дать
оценку выполнения плана договорных обязательств
по поставкам продукции, анализ осуществляется
в разрезе отдельных договоров видов продукции,
сроков поставки за каждый месяц и нарастающим
итогом с начала года (см.табл 2.11)
Анализ использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда. (см.стр. 32)
Цель анализа – оценка достигнутого уровня и выявление резервов роста эффективности использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда.
Задачи анализа: оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами; определение и изучение показателей текучести кадров, оценка полноты использования рабочего времени; оценка динамики и степени выполнения плана по уровню производительности труда; количественная оценка влияния факторов и выявление резервов роста производительности труда; оценка эффективности использования средств на оплату труда.
Объекты анализа:
Источники информации для анализа: ф.№1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», ф.№5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», данные табельного учета и отдела кадров, лицевые счета (ф.№Т-54), расчетные (ф.№Т-51) и расчетно-платежные (ф.№Т-49) ведомости, расчеты средней заработной платы отдельных категорий работников, статистическая отчетность отдела кадров по движению работников, оперативная отчетность цехов, отделов, служб предприятия и др.
Основные термины и определения, порядок расчета показателей:
Информация о работе Лекции по анализу хозяйственной деятельности предприятия