Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работе - изучение порядка оценки и документального оформления движения материально-производственных запасов, анализ организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
Исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
Изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
Анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;
1.Краткая финансово – экономическая характеристика ОАО «Арсенал».
1.1.Основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Арсенал».
1.2 Основы организации бухгалтерского учета на ОАО «Арсенал».
2.Бухгалтерский учет материально – производственных запасов….
2.1.Нормативно – правовая база учета МПЗ….
2.2. Понятие МПЗ, их классификация, оценка и задачи бухгалтерского учета…
2.3 Документальное оформление и учет поступления МПЗ…
2.4. Документальное оформление и учет выбытия МПЗ…
3. Анализ материально – производственных запасов ОАО «Арсенал»….
3.1. Задачи и информационные источники анализа МПЗ в ОАО «Арсенал».
3.2. Анализ выполнения плана материально – технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами ОАО «Арсенал».
3.3. Анализ использования МПЗ в ОАО «Арсенал».
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
Приложение 1 Устав ОАО «Арсенал».
Приложение 2 Учетная политика ОАО «Арсенал».
Приложение 3 Рабочий план счетов ОАО «Арсенал».
Приложение 4 Бухгалтерская отчетность ОАО «Арсенал».
За 2009 -2011 гг.
Приложение 5 Учет движения материально – производственных запасов
3) Получение достоверной
информации об остатках и
4) Правильный расчет и
списание отклонений по
5) Контроль над сохранностью
материальных ценностей в
6) Постоянный контроль
над соблюдением установленных
норм материально-
7) Систематический контроль
над использованием материалов
в производстве на базе
8) Контроль над технологическими отходами и потерями и их использованием;
9) Систематический контроль над выявлением излишних и неиспользованных материалов, их реализация и т.д.
2.3. Документальное оформление и учет поступления материально-
Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием материально-производственных запасов.
Для выполнения производственной программы ОАО «Арсенал» определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы, от списания выбывающих основных средств.
На поставку материалов ОАО «Арсенал» заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.
Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.
При поступлении материалов на ОАО «Арсенал» поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы– платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.
В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Проверенные платежные
Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Принятые грузы экспедитор доставляет
на склад предприятия и сдает
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов (Приложение 6), которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.
Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».
Рассмотрим порядок отражения в учете ОАО «Арсенал» приобретение материальных запасов:
ОАО «Арсенал» приобрела партию досок из дуба, предназначенные для изготовления мебели.
Затраты, связанные с приобретением
Стоимость досок из дуба, согласно договору купли-продажи - 177 000 рублей (в том числе НДС - 27 000 рублей).
Стоимость услуг перевозчика – 5 900 рублей (в том числе НДС – 900 рублей).
Стоимость услуг посредника, через которого ОАО «Арсенал» приобрели доски – 5 310 рублей (в том числе НДС – 810 рублей).
Учетной политикой ОАО «Арсенал» предусмотрено, что учет материалов ведется без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Тогда в учете ОАО «Арсенал» операции, связанные с приобретением МПЗ, будут выглядеть следующим образом:
1) Д 10 К 60 на 150 000 руб. (Отражена
договорная стоимость досок)
2) Д 19 К 60 на 27 000 руб. (Отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком досок)
3) Д 10 К 76 на 5 000 руб. (Учтена сумма транспортных расходов в стоимости досок)
4) Д 19 К 76 на 900 руб. (Учтен НДС по транспортным расходам)
5) Д 10 К 76 на 4 500 руб. (Учтены
в стоимости досок услуги
6) Д 19 К 76 на 810 руб. (Учтен
НДС по комиссионному
7) Д 68 К 19 на 28 710 руб. (Принят к вычету НДС)
8) Д 60,76 К 51 на 188 210 руб. (Погашена задолженность перед поставщиком, перевозчиком и посредником)
В результате на счете 10 «Материалы» ОАО «Арсенал» сформировала фактическую себестоимость данной партии досок, которая составила 159 500 рублей.
Пример 1.
Организация приобрела за плату у поставщика материалы на сумму 35 400 руб., в том числе НДС — 5400 руб. Затраты по доставке материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС — 360 руб. Материалы предназначены для использования в производстве.
Все первичные
учетные и расчетные документы
оформлены правильно Сумма НДС
выделена в документах отдельной
строкой. Задолженность перед
Бухгалтерские записи в данном случае будут иметь следующий вид:
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;
Дебет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;
Дебет 19-5 «НДС по услугам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— 5760 руб. — предъявлены к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.
Сумма НДС должна
быть выделена отдельной строкой
в счетах-фактурах, получаемых от поставщиков.
Вычеты сумм НДС производятся в полном
объеме после принятия на учет материалов
при условии, что они предназначены
для осуществления
Теперь рассмотрим операции, отражающие поступление приобретенных за плату материалов, с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Поступление материалов отражается записью по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример 2.
При соблюдении условий примера 5.1 операции по приобретению материалов и принятию их на учет оформляются следующими проводками:
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;
Дебет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;
Дебет 19-5 «НДС по услугам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
— 32 000 руб. — материалы оприходованы по учетным ценам;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— 5760 руб. — предъявлены к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.
При несовпадении фактической себестоимости материалов и их учетной цены образовавшиеся на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отклонения списываются следующим образом:
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
— отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по учетным ценам ниже их фактической себестоимости);
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
— списана в производство сумма выявленных отклонений;
или
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
— отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по учетным ценам выше их фактической себестоимости);