Материально-производственные запасы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работе - изучение порядка оценки и документального оформления движения материально-производственных запасов, анализ организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
Исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
Изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
Анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;

Содержание

1.Краткая финансово – экономическая характеристика ОАО «Арсенал».
1.1.Основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Арсенал».
1.2 Основы организации бухгалтерского учета на ОАО «Арсенал».
2.Бухгалтерский учет материально – производственных запасов….
2.1.Нормативно – правовая база учета МПЗ….
2.2. Понятие МПЗ, их классификация, оценка и задачи бухгалтерского учета…
2.3 Документальное оформление и учет поступления МПЗ…
2.4. Документальное оформление и учет выбытия МПЗ…
3. Анализ материально – производственных запасов ОАО «Арсенал»….
3.1. Задачи и информационные источники анализа МПЗ в ОАО «Арсенал».
3.2. Анализ выполнения плана материально – технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами ОАО «Арсенал».
3.3. Анализ использования МПЗ в ОАО «Арсенал».
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
Приложение 1 Устав ОАО «Арсенал».
Приложение 2 Учетная политика ОАО «Арсенал».
Приложение 3 Рабочий план счетов ОАО «Арсенал».
Приложение 4 Бухгалтерская отчетность ОАО «Арсенал».
За 2009 -2011 гг.
Приложение 5 Учет движения материально – производственных запасов

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 162.28 Кб (Скачать документ)

3) Получение достоверной  информации об остатках и движении  материально-производственных запасов  в местах их хранения, определение  уровня обеспеченности ими предприятия;      

4) Правильный расчет и  списание отклонений по направлениям  затрат;     

5) Контроль над сохранностью  материальных ценностей в местах  их хранения и на всех стадиях  движения;     

6) Постоянный контроль  над соблюдением установленных  норм материально-производственных  запасов;     

7) Систематический контроль  над использованием материалов  в производстве на базе обоснованных  норм их расходования;     

8) Контроль над технологическими  отходами и потерями и их  использованием;     

9) Систематический контроль  над выявлением излишних и  неиспользованных материалов, их  реализация и т.д.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.3. Документальное оформление и  учет поступления материально-производственных запасов 

 

 

 

    Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации  материального учета. Именно по первичным  документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием материально-производственных запасов.    

Для выполнения производственной программы  ОАО «Арсенал» определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы, от списания выбывающих основных средств.    

На  поставку материалов ОАО «Арсенал» заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.    

Контроль  за выполнением плана материально  – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов  возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.    

При поступлении материалов на ОАО «Арсенал» поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы– платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.     

В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока  поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.     

 Проверенные платежные требования  передают из службы снабжения  в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций – экспедитору  для получения и доставки материалов.    

Экспедитор  принимает на станции или непосредственно  у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе.  Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.    

Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему  складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами (Приложение 6). Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.    

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств  и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов (Приложение 6), которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.    

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных  материалов составляются подотчетным  лицом с участием других должностных  лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием  даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.    

Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются  в единицах, отличных от тех, в которых  они поступили, то они учитываются  одновременно в двух единицах измерения.    

Запасы, не принадлежащие  организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».     

Рассмотрим  порядок отражения в учете  ОАО «Арсенал» приобретение материальных запасов:    

ОАО «Арсенал» приобрела партию досок из дуба, предназначенные для изготовления мебели.    

Затраты, связанные с приобретением данной партии материалов у ОАО «Арсенал» составили:     

Стоимость досок из дуба, согласно договору купли-продажи - 177 000 рублей (в том числе НДС - 27 000 рублей).    

Стоимость услуг перевозчика – 5 900 рублей (в том числе НДС – 900 рублей).     

Стоимость услуг посредника, через которого ОАО «Арсенал» приобрели доски – 5 310 рублей (в том числе НДС – 810 рублей).    

Учетной политикой ОАО «Арсенал» предусмотрено, что учет материалов ведется без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».    

Тогда в учете ОАО «Арсенал» операции, связанные с приобретением МПЗ, будут выглядеть следующим образом:    

1) Д 10 К 60 на 150 000 руб. (Отражена  договорная стоимость досок)    

2) Д 19 К 60 на 27 000 руб. (Отражена  сумма НДС, предъявленная к  оплате поставщиком досок)    

3) Д 10 К 76 на 5 000 руб. (Учтена  сумма транспортных расходов  в стоимости досок)    

4) Д 19 К 76 на 900 руб. (Учтен  НДС по транспортным расходам)     

5) Д 10 К 76 на 4 500 руб. (Учтены  в стоимости досок услуги посредника)     

6) Д 19 К 76 на 810 руб. (Учтен  НДС по комиссионному вознаграждению  посреднику)    

7) Д 68 К 19 на 28 710 руб. (Принят  к вычету НДС)    

8) Д 60,76 К 51 на 188 210 руб. (Погашена задолженность перед поставщиком, перевозчиком и посредником)     

В результате на счете 10 «Материалы»  ОАО «Арсенал» сформировала фактическую себестоимость данной партии досок, которая составила 159 500 рублей. 

 

Пример 1.

Организация приобрела за плату у поставщика материалы на сумму 35 400 руб., в том  числе НДС — 5400 руб. Затраты по доставке материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС — 360 руб. Материалы предназначены для использования в производстве.

Все первичные  учетные и расчетные документы  оформлены правильно Сумма НДС  выделена в документах отдельной  строкой. Задолженность перед поставщиком  по поступившим материалам погашена.

Бухгалтерские записи в данном случае будут иметь следующий  вид:

Дебет 10-1 «Сырье и материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;

Дебет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 10-1 «Сырье и материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;

Дебет 19-5 «НДС по услугам»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета»

— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета»

— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

— 5760 руб. — предъявлены  к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10-1 «Сырье и материалы»

— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.

Сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой  в счетах-фактурах, получаемых от поставщиков. Вычеты сумм НДС производятся в полном объеме после принятия на учет материалов при условии, что они предназначены  для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

Теперь рассмотрим операции, отражающие поступление приобретенных  за плату материалов, с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Поступление  материалов отражается записью по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

 

Пример 2.

При соблюдении условий примера 5.1 операции по приобретению материалов и принятию их на учет оформляются  следующими проводками:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;

Дебет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;

Дебет 19-5 «НДС по услугам»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета»

— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета»

— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;

Дебет 10-1 «Сырье и материалы»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

— 32 000 руб. — материалы  оприходованы по учетным ценам;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

— 5760 руб. — предъявлены  к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10-1 «Сырье и материалы»

— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.

При несовпадении фактической  себестоимости материалов и их учетной  цены образовавшиеся на счете 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» отклонения списываются следующим  образом:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

— отражена сумма  отклонений фактической себестоимости  приобретения материалов от учетной  цены (стоимость материалов по учетным  ценам ниже их фактической себестоимости);

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

— списана в производство сумма выявленных отклонений;

или

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

— отражена сумма  отклонений фактической себестоимости  приобретения материалов от учетной  цены (стоимость материалов по учетным  ценам выше их фактической себестоимости);

Информация о работе Материально-производственные запасы