Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работе - изучение порядка оценки и документального оформления движения материально-производственных запасов, анализ организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
Исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
Изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
Анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;
1.Краткая финансово – экономическая характеристика ОАО «Арсенал».
1.1.Основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Арсенал».
1.2 Основы организации бухгалтерского учета на ОАО «Арсенал».
2.Бухгалтерский учет материально – производственных запасов….
2.1.Нормативно – правовая база учета МПЗ….
2.2. Понятие МПЗ, их классификация, оценка и задачи бухгалтерского учета…
2.3 Документальное оформление и учет поступления МПЗ…
2.4. Документальное оформление и учет выбытия МПЗ…
3. Анализ материально – производственных запасов ОАО «Арсенал»….
3.1. Задачи и информационные источники анализа МПЗ в ОАО «Арсенал».
3.2. Анализ выполнения плана материально – технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами ОАО «Арсенал».
3.3. Анализ использования МПЗ в ОАО «Арсенал».
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
Приложение 1 Устав ОАО «Арсенал».
Приложение 2 Учетная политика ОАО «Арсенал».
Приложение 3 Рабочий план счетов ОАО «Арсенал».
Приложение 4 Бухгалтерская отчетность ОАО «Арсенал».
За 2009 -2011 гг.
Приложение 5 Учет движения материально – производственных запасов
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
— сторнирована сумма выявленных отклонений.
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.
Учет и формирование
фактических затрат на производство
материалов осуществляется организацией
в порядке, установленном для
определения себестоимости
То есть себестоимость
изготовления материалов самой организацией
определяется точно так же, как
и себестоимость
Для учета затрат
на создание материалов и формирования
их фактической себестоимости
При принятии изготовленных
материалов к бухгалтерскому учету
фактические расходы, учтенные на счетах
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные
производства» и др., относятся
на дебет счета 10 «Материалы». Суммы
НДС по израсходованным материалам,
выполненным работам и
Пример 3.
Организация изготавливает материалы во вспомогательном производстве.
Затраты вспомогательного производства при изготовлении материалов составили:
- амортизация
объектов основных средств
- заработная плата работников, занятых изготовлением материалов — 3000 руб.;
- единый социальный налог от суммы оплаты труда — 780 руб.
В бухгалтерском учете операции по изготовлению материалов силами организации отражаются следующими проводками:
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Кредит 02 «Амортизация основных средств»
— 400 руб. — начислена амортизация основных средств, использованных для изготовления материалов;
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
— 3000 руб. — начислена заработная плата работникам вспомогательного производства;
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
— 780 руб. — начислен единый социальный налог на заработную плату работников вспомогательного производства;
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 23 «Вспомогательные производства»
— 4180 руб. — приняты к учету материалы, изготовленные во вспомогательном производстве.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
Стоимость материалов, полученных в счет вклада в уставный капитал организации, не подлежит обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.
Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов.
Безвозмездно полученные материалы учитываются по кредиту субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».
Суммы по безвозмездно полученным материалам, учтенные на счете 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» по мере списания материалов на счета учета затрат на производство, продажу.
2.4. Документальное оформление и учет МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ВЫБЫТИИ
Материалы отпускают со склада ОАО «Арсенал» на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.
Все службы предприятия должны
иметь список должностных лиц, которым
предоставлено право
Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно – заборными картами (Приложение 6). Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно – заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземпляр лимитно – заборной
карты вручают цеху-получателю, другой
– складу. Кладовщик записывает количество
отпущенного материала и
Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной (Приложение 6) на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно – заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование № _» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно – заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.
Применение лимитно – заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно – заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя — у кладовщика.
При перевозке материалов автотранспортом
вместо накладной применяют товарно-
Вместо первичных документов
по расходу материала можно использовать
карточки учета материалов. С этой целью
представители цехов-
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию ОАО «Арсенал» по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.
Выбытие материалов в результате
их продажи оформляется соответствующим
Порядок вывоза и выноса с территории организации материалов, оформления пропусков на вывоз и вынос, организация контроля за вывозом (выносом) материальных запасов устанавливаются организацией.
Списание материалов может осуществляться в следующих случаях:
Подготовка необходимой информации для принятия руководством ОАО «Арсенал» решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц.
Комиссией осуществляются следующие функции:
В акте на списание материалов указывается:
Списанные материалы, использование которых
возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными
Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.).
Пример.
Списание МПЗ по средней себестоимости.
На начало месяца в ОАО «Арсенал» остаток досок составляет 1 500 шт., средняя себестоимость составляет 800 рублей за штуку. В течение месяца поступили доски:
1-я партия: 1 000 шт. по цене 750 рублей за 1 штуку;
2-я партия: 500 шт. по цене 900 рублей за 1 штуку.;
3-я партия: 1 200 шт. по цене 500 рублей за 1 штуку..
В течение месяца израсходовано на производство 3 500 шт. досок.
Средняя себестоимость досок составляет:
(1500*800+1000*750+500*900+
Стоимость списанных в производство досок составляет: 3500*714= 2499000 рублей.
Остаток досок на конец месяца: (1500+1000+500+1200)-3500= 700 штук.
Стоимость остатка досок на
конец месяца: 700*714= 499800 рублей.
Пример 4.
Организация реализует материалы на сторону. Согласно счету-фактуре: стоимость материалов составляет 20 000 руб., НДС (18 %) — 3600руб., итого к оплате — 23 600руб.
Фактическая стоимость материалов, реализованных на сторону, составляет 17000 руб.
В бухгалтерском учете операции по продаже материалов на сторону отражаются следующими проводками:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
— 23 600 руб. — отражена
продажная стоимость
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»