Материально-производственные запасы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работе - изучение порядка оценки и документального оформления движения материально-производственных запасов, анализ организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
Исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
Изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
Анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;

Содержание

1.Краткая финансово – экономическая характеристика ОАО «Арсенал».
1.1.Основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Арсенал».
1.2 Основы организации бухгалтерского учета на ОАО «Арсенал».
2.Бухгалтерский учет материально – производственных запасов….
2.1.Нормативно – правовая база учета МПЗ….
2.2. Понятие МПЗ, их классификация, оценка и задачи бухгалтерского учета…
2.3 Документальное оформление и учет поступления МПЗ…
2.4. Документальное оформление и учет выбытия МПЗ…
3. Анализ материально – производственных запасов ОАО «Арсенал»….
3.1. Задачи и информационные источники анализа МПЗ в ОАО «Арсенал».
3.2. Анализ выполнения плана материально – технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами ОАО «Арсенал».
3.3. Анализ использования МПЗ в ОАО «Арсенал».
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
Приложение 1 Устав ОАО «Арсенал».
Приложение 2 Учетная политика ОАО «Арсенал».
Приложение 3 Рабочий план счетов ОАО «Арсенал».
Приложение 4 Бухгалтерская отчетность ОАО «Арсенал».
За 2009 -2011 гг.
Приложение 5 Учет движения материально – производственных запасов

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 162.28 Кб (Скачать документ)

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

— сторнирована сумма  выявленных отклонений.

Фактическая себестоимость  материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

Учет и формирование фактических затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для  определения себестоимости соответствующих  видов продукции.

То есть себестоимость  изготовления материалов самой организацией определяется точно так же, как  и себестоимость изготавливаемой  этой организацией продукции (выполняемых  работ, оказываемых услуг), и включает в себя не только прямые, но и косвенные  расходы (стоимость исходных материалов, заработная плата рабочих и прочие прямые затраты, а также накладные  расходы — общепроизводственные и общехозяйственные).

Для учета затрат на создание материалов и формирования их фактической себестоимости используются счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и  др. Применение того или иного корреспондирующего счета зависит от того, из какого производства поступают изготовленные  материалы.

При принятии изготовленных  материалов к бухгалтерскому учету  фактические расходы, учтенные на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др., относятся  на дебет счета 10 «Материалы». Суммы  НДС по израсходованным материалам, выполненным работам и оказанным  услугам, стоимость которых списывается  на изготовление материалов, подлежат вычету в обычном порядке.

 

Пример 3.

Организация изготавливает материалы во вспомогательном  производстве.

Затраты вспомогательного производства при  изготовлении материалов составили:

- амортизация  объектов основных средств вспомогательного  производства, используемых для  изготовления материалов — 400 руб.,

- заработная  плата работников, занятых изготовлением  материалов — 3000 руб.;

- единый  социальный налог от суммы  оплаты труда — 780 руб.

В бухгалтерском  учете операции по изготовлению материалов силами организации отражаются следующими проводками:

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 02 «Амортизация основных средств»

— 400 руб. — начислена  амортизация основных средств, использованных для изготовления материалов;

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

— 3000 руб. — начислена  заработная плата работникам вспомогательного производства;

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению»

— 780 руб. — начислен единый социальный налог на заработную плату работников вспомогательного производства;

Дебет 10-1 «Сырье и материалы»

Кредит 23 «Вспомогательные производства»

— 4180 руб. — приняты  к учету материалы, изготовленные  во вспомогательном производстве.

 

Фактическая себестоимость  материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Стоимость материалов, полученных в счет вклада в уставный капитал организации, не подлежит обложению  налогом на прибыль и налогом  на добавленную стоимость.

Фактическая себестоимость  материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов.

Безвозмездно полученные материалы учитываются по кредиту  субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов»  в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».

Суммы по безвозмездно полученным материалам, учтенные на счете 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются  в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»  по мере списания материалов на счета  учета затрат на производство, продажу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.4. Документальное оформление и  учет МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ВЫБЫТИИ

 

 

 

    Материалы отпускают со склада ОАО «Арсенал» на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.    

Для обеспечения контроля за расходованием  материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.    

Все службы предприятия должны иметь  список должностных лиц, которым  предоставлено право подписывать  документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.    

Порядок документального оформления отпуска  материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.    

Расход  материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют  лимитно – заборными картами (Приложение 6). Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно – заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.    

Один  экземпляр лимитно – заборной  карты  вручают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток  лимита в обоих экземплярах карты  и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.     

Отпуск  материалов со складов производят в  пределах установленного лимита. Сверхлимитный  отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной (Приложение 6) на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно – заборной  карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование № _» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно – заборную  карту без составления каких-либо дополнительных документов.    

Применение  лимитно – заборных  карт значительно  сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка  лимитно – заборных  карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.     

Если  материалы со склада отпускаются  нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя — у кладовщика.     

При перевозке материалов автотранспортом  вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную (Приложение 6).    

Вместо  первичных документов по расходу  материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью  представители цехов-получателей  расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.    

В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию ОАО «Арсенал» по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.    

Выбытие материалов в результате их продажи  оформляется соответствующим подразделением ОАО «Арсенал», осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.     

Порядок вывоза и выноса с территории организации материалов, оформления пропусков на вывоз и  вынос, организация контроля за вывозом (выносом) материальных запасов устанавливаются  организацией.    

Списание  материалов может осуществляться в  следующих случаях:

  • материалы пришли в негодность по истечении сроков хранения;
  • материалы морально устарели;
  • при выявлении недостач, хищений или порчи материалов, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.

 

    Подготовка  необходимой информации для принятия руководством ОАО «Арсенал» решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц.    

Комиссией осуществляются следующие функции:

  • непосредственный осмотр материалов;
  • установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
  • выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
  • определение возможности использования материалов на другие цели, или их продажи;
  • составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);
  • представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
  • проведение совместно с экономическими службами организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);
  • осуществление контроля за утилизацией не пригодных к дальнейшему использованию материалов.

 

    В акте на списание материалов указывается:

  • наименование списываемых материалов и их отличительные признаки; -количество;
  • фактическая себестоимость;
  • установленный срок хранения;
  • дата (месяц, год) поступления материалов;
  • причина списания;
  • информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.

 

    Списанные материалы, использование которых  возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными  характеристиками) или подлежащие сдаче  в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) ОАО «Арсенал» на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.    

Списание  материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.).    

Пример.    

Списание  МПЗ по средней себестоимости.     

На  начало месяца в ОАО «Арсенал» остаток досок составляет 1 500 шт., средняя себестоимость составляет 800 рублей за штуку. В течение месяца поступили доски:     

1-я  партия: 1 000 шт. по цене 750 рублей за 1 штуку;    

2-я партия: 500 шт. по цене 900 рублей за 1 штуку.;    

3-я  партия: 1 200 шт. по цене 500 рублей за 1 штуку..    

В течение месяца израсходовано на производство 3 500 шт. досок.    

Средняя себестоимость досок составляет:    

(1500*800+1000*750+500*900+1200*500)/(1500+1000+500+1200)= 714 рублей за шт.    

Стоимость списанных в  производство досок составляет: 3500*714= 2499000 рублей.    

Остаток досок на конец  месяца: (1500+1000+500+1200)-3500= 700 штук.    

Стоимость остатка досок на конец месяца: 700*714= 499800 рублей.  
  
  

Пример 4.

Организация реализует материалы на сторону. Согласно счету-фактуре: стоимость  материалов составляет 20 000 руб., НДС (18 %) — 3600руб., итого к оплате — 23 600руб.

Фактическая стоимость материалов, реализованных  на сторону, составляет 17000 руб.

В бухгалтерском  учете операции по продаже материалов на сторону отражаются следующими проводками:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»

Кредит 91-1 «Прочие доходы»

— 23 600 руб. — отражена продажная стоимость материалов;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и  сборам»

Информация о работе Материально-производственные запасы