Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование финансовых результатов деятельности организации и поиск оптимальных и рациональных путей их улучшения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть прибыль и рентабельность как экономические категории;
- определить направления распределение и использования прибыли организации, а также факторы и пути увеличения прибыли в современных условиях хозяйствования;
- проанализировать уровень и динамику прибыли отчетного периода, прибыли от основного вида деятельности, прибыли от операционных и внереализационных доходов и расходов;
Введение
1 финансовый результат как экономическая категория и объект управления
1.1 Экономическая сущность прибыли в современных условиях
1.2 Порядок формирования конечного финансового результата организации
1.3 Порядок распределения и использования прибыли организации
1.4 Факторы и направления улучшения финансового результата организации в современных условиях
2 Анализ финансовых результатов деятельности ОДО «ДжАлМет»
2.1 Анализ состава и динамики прибыли отчетного периода
2.2 Анализ прибыли от операционных и внереализационных доходов и расходов
2.3 Анализ распределения и использования прибыли
3 обоснование направлений улучшения финансовых результатов деятельности ОДО «ДжАлМет»
3.1 Освоение производства нового вида продукции
3.2 Снижение себестоимости сварочных работ на основе внедрения современного оборудования
3.3 Снижение себестоимости продукции на основе модернизации оборудования
Заключение
Список использованных источников
Валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов [16].
Согласно статьи 142 Налогового кодекса прибыль организаций облагается налогом по ставке 24% [16]. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму льготируемой прибыли. Налоговые льготы могут выступать в полном или частичном освобождении прибыли отдельных организаций от налога на прибыль, в частичном уменьшении налогооблагаемой прибыли, в установлении пониженной ставки налога.
Та часть прибыли, которая остается после уплаты налога на прибыль, по белорусскому законодательству называется «прибылью, остающейся в распоряжении организации». За счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, уплачивается в государственный бюджет экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, начисленный за превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресурсов.
Таким образом, чистая прибыль организации – это та ее часть, которая остается после уплаты перечисленных платежей и отчислений.
Следует отметить, что в 2009 г. согласно Закона Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» в состав налогов, уплачиваемых из прибыли, входил налог на недвижимость. С 1 января 2010 г. данный налог включается в затраты по производству и реализации продукции.
В 2009 – 2010 гг. часть прибыли, которая оставалась после уплаты налога на прибыль, подлежала дальнейшему налогообложению местными налогами и сборами в размере 3%. С 1 января 2011 г. местные налоги и сборы из прибыли отменены.
Порядок распределения и использования чистой прибыли определяется уставом организации, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования. В соответствии с уставом организации образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, которые предназначены для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости организации.
Чистая прибыль разделяется на прибыль, которая увеличивает стоимость имущества, то есть участвует в процессе накопления, и прибыль, направленная на потребление, которая не увеличивает стоимость имущества. Если прибыль организации не расходуется на потребление и накопление, то она остается в организации как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала.
Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость организации, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.
Нераспределенная прибыль может быть использована на выплату доходов его учредителям, может направляться на пополнение резервного фонда, увеличение уставного фонда и фондов специального назначения в соответствии с учредительными документами.
Таким образом, распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования.
В распоряжении финансового менеджера имеется целый ряд форм и методов воздействия на факторы, влияющие на объем прибыли от реализации продукции. Их можно условно разделить на три группы, что представлено на рисунке 1.1.
Первая группа факторов влияет на рост (уменьшение) поступлений от реализации; вторая – на объем затрат; третья – на изменение уровня рентабельности реализованной продукции.
Эти факторы тесно связаны между собой. Их положительное воздействие достигается лишь при принятии и реализации обоснованных решений с учетом реальных экономических условий. Так, стимулирование роста производства продукции целесообразно осуществлять только при наличии возможности продажи этих товаров. Изучение конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения может подсказать, в каком количестве и ассортименте выпускать эти изделия, какой должна быть кредитная и ценовая политика организации.
Рисунок 1.1 – Факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции
Источник: [14, c. 120].
На увеличение спроса влияет не только потребность в приобретении и использовании конкретных ценностей, но и цены, ставки косвенных налогов, активность рекламы, общая экономическая ситуация в стране, материальный и культурный уровень населения. Продажа товаров в рассрочку, предоставление коммерческих кредитов, скидок за увеличение объема покупок товаров позволяет организации увеличить поступления выручки от реализации продукции.
В условиях либерализации цен первостепенное значение приобретает оптимизация размера цен на конкретные товары (работы, услуги), чтобы реализовать их с предельной выгодой. От этого во многом зависит их конкурентоспособность, спрос на них, объем денежных поступлений, возмещение затрат, а значит, прибыль и финансовое благополучие организации.
Эти задачи вступают в известное противоречие, поскольку рост поступлений от реализации продукции предполагает увеличение затрат на расширение производства, сырье, материалы, рекламу и другое, связанное с реализацией продукции. И здесь необходимо учитывать специфику затрат по степени их связи с объемом производства и реализацией продукции.
В какой-то краткосрочный период в себестоимость продукции есть смысл включать только переменные затраты. В этом случае прибыль представляет собой разницу между выручкой и переменными издержками. Такой результат называют суммой покрытия и используют, как правило, для установления минимального предела стоимостной оценки продукции. Если в силу рыночной конъюнктуры один вид изделий приходится продавать по минимальной цене, то в других товарах можно возмещать и постоянные издержки, которые обеспечивают обновление и расширение производства.
Чтобы получить прибыль, необходимо добиться превышения суммы покрытия над переменными затратами. Т.е. задача организации – исходя из специфики производства, найти нужные пропорции между постоянными и переменными затратами.
Механизм управления прибылью строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями реализации продукции, доходов и издержек организации. Система такой взаимосвязи позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом в организации.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, следует отметить:
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых организациями любой формы собственности. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:
- прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность организации (оценочная функция);
- прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации (стимулирующая функция);
- прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т.д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации.
Прибыль в деятельности организаций является особым синтетическим показателем, в котором отражаются все факторы производства и сбыта продукции. Их учет и оценка играют решающую роль в достижении коммерческого эффекта, поэтому анализ и прогнозирование изменений внутренних и внешних условий развития организации является наиболее ответственной и самой сложной задачей менеджмента, требующей высокого уровня квалификации финансового и управленческого персонала.
Анализ состава и динамики прибыли отчетного периода ОДО «ДжАлМет» за анализируемый период проведем в аналитической таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ состава и динамики прибыли ОДО «ДжАлМет» за 2009 – 2010 гг.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение | Темп роста, % |
Прибыль (убыток) | 76895 | 128395 | +51500 | +166,97 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 80170 | 132642 | +52472 | +165,45 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | -1504 | 215 | +1719 | - |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | -1771 | -4462 | -2691 | +251,19 |
Составлено автором по данным организации
Из таблицы 2.1 видно, что прибыль отчетного периода в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 51500 тыс. руб. или на 66,97%. В том числе увеличение произошло за счет роста прибыли от реализации продукции на 52472 тыс. руб. и роста прибыли от операционных доходов и расходов на 1719 тыс. руб. Снижение прибыли отчетного периода произошло за счет увеличения убытка от внереализационных доходов и расходов на 2691 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции возросла на 65,45%, что в абсолютном выражении составило 52472 тыс. руб. От основного вида деятельности организация получает наибольшую сумму прибыли.
Следующим этапом анализа формирования прибыли отчетного периода является анализ одной из ее составляющих: прибыли от реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) при выпуске неоднородной продукции зависит от объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня цен реализации продукции. Для расчета влияния данных факторов воспользуемся данными таблицы 2.2.
Таблица 2.2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Показатель | 2009 г. | В ценах 2009 г. при фактическом объеме реализации | 2010 г. |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) | 555615 | 623405 | 665407 |
Полная себестоимость реализованной продукции (С) | 475445 | 526239 | 532765 |
Прибыль от реализации продукции (П) | 80170 | 97166 | 132642 |