Образование и развития лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

История лизинга - это история арендных отношений и возникновения специализированных компаний в этой области. Арендные отношения насчитывают более 4 тысяч лет! 2000 год до нашей эры. В шумерском городе Ур были обнаружены первые договоры аренды в виде глиняных табличек, на которых были указаны обязательства по передаче на назначенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственного инвентаря, права пользования водоемами и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Образование и развитие лизинга в россии.docx

— 82.15 Кб (Скачать документ)

Годовые лизинговые контракты в Японии составляют свыше 50 млрд. дол. США.

В 1994 г. доля Азии выросла до 28% по отношению  к мировому лизинговому рынку, а  Европы-до 25%. Доля Латинской Америки  увеличилась более чем в 5 раз  с 0.8% в 1989 г. почти до 6% в 1996 г. Доля Африки на мировом лизинговом рынке составляет около 2%.

Наиболее  популярен лизинг промышленного  оборудования, самолетов, судов, вычислительной техники, приборов Компании и организации  предоставляющие лизинговые услуги. Первые компании, чья основная деятельность заключалась в предоставлении лизинговых услуг, начали регистрироваться в развитых странах в первой половине 60 годов. Бум их создания пришелся на вторую половину 70-х-начало 80-х годов.

Эти организации  и компании можно разделить на следующие основные группы:  

1. Дочерние лизинговые компании банков и других финансовых институтов (так называемые каптивные, то есть зависимые лизинговые компании). Эта группа является наиболее многочисленной.

Особенно  сильны такие компании в финансировании лизинга крупных объектов (комплектных  поставок для промышленных предприятий, буровой техники, самолетов, судов  и т. п.). Наиболее крупные компании в этом секторе рынка – это  компании аффилированные в структуры  таких банков, как Дойч Банк, Сосьете  Женераль, Креди Лионе, ИНГ Бэрингз, Барклайз Банк и др.

2. Дочерние фирмы и отделения промышленно торговых компаний. Играет все более активную роль на рынке лизинговых услуг. Производители оборудования в развитых странах еще в начале нынешнего столетия использовали лизинг как средство расширения продаж своей продукции. Развитие этой формы обусловило создание специализированных филиалов промышленных компаний, деятельность которых была связана с лизингом выпускаемого ими оборудования. Пример, Орикс Корпорейшн, Дженерал Электрик Капитал, Хьюллет Паккард Файнэнс и др.

3. Независимые лизингодатели. С точки зрения объемов они занимают относительно скромное место. В США это одна из наиболее многочисленных групп ввиду ограничений, которые накладывает американское законодательство, регулирующее банковскую деятельность. Эти фирмы подразделяются на финансовые и лизинговые. Первые занимаются финансовым лизингом и не ограничиваются определенной номенклатурой изделий. Вторые специализируются на лизинге определенных видов оборудования или обслуживают клиентов, отобранных по ряду критериев (отрасль, виды лизинговых операций, география осуществление сделок и др.).

4. Прочие лизингодатели и фирмы, связанные с лизинговыми операциями.  

5. Лизинговые клубы и ассоциации. Роль их заключается в оказании методической помощи лизингодателям, организации обмена информации между лизинговыми компаниями, сборе и анализе статистики, выработке рекомендаций и участии в разрешении профессиональных споров.

Глобализация  мировой экономике, интернационализация  мирохозяйственных связей, усиление роли ТНК – все эти факторы  способствуют более тесному взаимодействию лизинговых компаний на международном  уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. История развития лизинга в России 

Первым  и наиболее заметным фактом участия  СССР в лизинговых сделках стали  известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты  по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных  экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство  из которых были учреждены коммерческими  банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными  группами. Также начали создаваться  лизинговые компании с участием муниципальных  и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для  реализации различных государственных  программ, связанных с обновлением  фондов или поддержкой начинающих или  развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской  ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии  при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга  в России, также занимающаяся исследовательской  и информационной деятельностью  и оказавшая значительное влияние  на внесение поправок в федеральный  закон "О лизинге " и оптимизацию  других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли  важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может  включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе  постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга  могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей  финансовой отчетности. Однако эти  постановления не решали всех проблем.

С момента  появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении  числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла  до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн  долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Упадок  российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние  на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили  свою деятельность. Кроме того, по нашим  оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США  до чуть более 400 млн долларов США. В  результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

В большинстве  случаев лизинговые компании шли  навстречу лизингополучателям, пересматривая  графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный  механизм финансирования, учитывающий  интересы лизингополучателя.

В посткризисный  период продолжали создаваться новые  лизинговые компании. За один год, прошедший  после кризиса, лицензии на осуществление  лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как  рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса. Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью. Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования. Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. По нашему мнению, это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг (подробнее  см. главу "Состояние российского  рынка лизинга", стр. 22). Этому способствовали несколько причин макроэкономического  уровня. Продолжился экономический  рост, хотя темпы его по сравнению  с предыдущим годом снизились. С  начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в  которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с  принятием поправок к Закону "О  лизинге ", которые привели Закон  в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно  уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок. В начале 2002 г. наблюдается  поступательный рост объемов банковского  кредитования, в связи с чем  для лизинговых компаний несколько  увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после  кризиса годы лизинговые компании расширяли  возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения  с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности  лизингового бизнеса. Лизинг, как  механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.   Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ 

Рынок лизинга по темпам роста опережает  практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике  России. Если в 2001 году доля лизинга  в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях  в основные средства - 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два  с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно. Россия становится одной из ведущих  лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2005 года, по-видимому, уже войдет в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию1. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.  

 Структура и состав рынка лизинга  

Минувший  год был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по его сегментам, так и по положению ведущих  компаний в рейтинге.

В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме  они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей.

В нем  работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой  ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство  новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в  этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные  и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход  на него новых игроков прежде всего  отражается на лизинге автотранспорта.

По типу наиболее востребованных предметов  лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент  автотранспорта и подвижного состава. Так, в нашей компании заключенные  договоры лизинга автотранспорта с  января по май 2006 года составляют более 80% от общего количества реализованных  сделок.

Эта же причина - высокая ликвидность - лежит  в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и  дополнительные стимулы. Прежде всего  это растущий спрос со стороны  ОАО «РЖД», которое в 2003 году провело  тендер на лизинг 1000 полувагонов. В 2004 году их число в этом тендере возросло до 4600, а в 2005 - до 7000. Это привело  к значительному росту лизингового  финансирования поставок подвижного состава. Фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта стал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет. Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота.

Именно  благодаря быстрому росту данного  сегмента в лидеры рынка выдвинулись  относительно недавно созданные  компании, такие как «Магистраль  Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик  Рейл Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные участники рынка - «Русско-германская лизинговая компания», «Альфа-Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок  лизинга, особенно иностранные, также  собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта. Вместе на долю железнодорожного и  автотранспорта приходится не менее  половины всего рынка лизинга. И  это позитивная тенденция, которая  свидетельствует о взрослении и  стабилизации рынка. Именно такая структура  характерна для лизинговых рынков развитых стран. Далее среди объектов лизинга  можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику. Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей. Этот показатель представляет собой  комплексную и фундаментальную  оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом  деятельности за последние три - пять лет. В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей наиболее высокие позиции у компаний, имеющих  длительную историю на рынке и  крупные объемы бизнеса в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр-Капитал», «КамАЗ» и «Промсвязьлизинг».  
 
 

Информация о работе Образование и развития лизинга в России