Образование и развития лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

История лизинга - это история арендных отношений и возникновения специализированных компаний в этой области. Арендные отношения насчитывают более 4 тысяч лет! 2000 год до нашей эры. В шумерском городе Ур были обнаружены первые договоры аренды в виде глиняных табличек, на которых были указаны обязательства по передаче на назначенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственного инвентаря, права пользования водоемами и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Образование и развитие лизинга в россии.docx

— 82.15 Кб (Скачать документ)

Второе  место лизинговой компании «УРАЛСИБ», по-видимому, объясняется процессом  консолидации одноименной финансовой группы, в ходе которой в одну лизинговую структуру были объединены «Регион Лизинг», «НИКОЙЛ-Лизинг» и «Капитал», что стало крупнейшим слиянием на российском рынке лизинга в минувшем году.  

 Новые тенденции на рынке лизинга  

Главной тенденцией рынка лизинга в последнее  время стало явное усиление конкуренции  между лизингодателями. Именно это  явление способствовало заметному  оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2005 года в этом контексте  стал приход на российский рынок сразу  пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский  «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Па-рекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки  относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным  капиталом можно было пересчитать  по пальцам. Из числа наиболее крупных  универсальных компаний это «Райффайзен  Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие  как «Скания Лизинг», «Вольво  Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста  рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными. У новых  компаний амбициозные планы: «ФБ  Лизинг» намерена довести ежегодный  размер лизингового портфеля до 600 млн  долл. США, «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд долл.

США уже  в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с  нуля до 55 млн долл. США. Эти планы  выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым  финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут  стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный  транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.

На рынок  выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.

Рост  конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный  фактор для лизингополучателей - у  них есть возможность выбирать более  выгодные условия для работы.  

Новые лизинговые продукты  

Растущая  конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2005 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. 

 Рынок  автолизинга во многом представляет  собой передний фронт всего  рынка лизинга, и происходящие  в этом сегменте изменения  и инновации указывают то направление,  в котором дальше будет развиваться  весь российский лизинговый бизнес.  

Лизинг  с полным набором  услуг  

( Full-service leasing). Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо  своей основной функции - приобретения  транспорта и передачи его  лизингополучателю - берет на  себя еще ряд задач, а именно  уплату всех налогов, регистрацию  транспортного средства, страхование  и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на  себя и более широкий круг  обязательств - от услуги по подбору  автомобиля исходя из производственных  задач покупателя, планирования  структуры и порядка обновления  автопарка клиента до предоставления  автомобилей в случае непредвиденного  выхода полученной техники из  строя, техобслуживания, ремонта,  замены зимней резины, предоставления  топливной карты. 

Этот  вид сделки пользуется широкой популярностью  в развитых странах. В настоящее  время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы автолизинга.  

Оперативный лизинг  

Если  раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о  зарубежном опыте, то в 2005 году этот продукт  появился в ассортименте лизинговых компаний.

От традиционного  для России финансового лизинга  он отличается тем, что по окончании  договора финансовой аренды объект лизинга  не переходит в собственность  лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочные, чем договоры финансового лизинга. Оперативный  лизинг имеет свою довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое  быстро устаревает, и поэтому для  клиента выгоднее обновлять его  каждые два-три года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых  или сезонных работ, например в строительстве  или сельском хозяйстве. Особенно высок  спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в  контексте острой конкуренции в  автолизинге. В России сделки операционного  лизинга оказались приравнены к  обычной аренде и лишились налоговых  преимуществ лизинга после принятия Федерального закона от 29.01.02 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».

На практике сделки операционного лизинга в  настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга  передается лизингополучателю (обычно на срок более шести месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата предмета лизингодателю он передается другому лизингополучателю, но уже  на условиях обычной аренды. По оценке Ассоциации «Рослизинг», в 2005 году объем  сделок оперативного лизинга с автотранспортом  составил не менее 30 млн долл. США (в 2003 году - только 300 тыс. долл. США). В 2003 году такие сделки заключали две  компании, в 2005 - уже восемь. Это такие  компании, как «Вольво Финанс Сервис Восток», «Глобус Лизинг» и «Балтийский  лизинг».

Рост  объема сделок оперативного лизинга  в условиях отсутствия налоговых  льгот свидетельствует о высоком  спросе на этот финансовый механизм.  

Возвратный  лизинг  

Сделки  возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях  лизинговых компаний. В соответствии с договором возвратного лизинга  лизинговая компания выкупает у клиента  основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду. Это особенно востребовано теми компаниями, которые  уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.  

Лизинг  для физических лиц  

Этот  продукт интересен прежде всего  предпринимателям, работающим без образования  юридического лица. Общеизвестно, что  малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с  этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для  них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета  предмета лизинга и лизинговых платежей. Как и в случае финансового  лизинга, лизинг для физических лиц  обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в  его собственности до окончания  срока сделки. Это обусловливает  менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки. Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными  заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса  предмет лизинга, например грузовой автомобиль, - это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов  даже ограничить себя, чтобы погасить очередной лизинговый платеж. Перспективы  лизинга для физических лиц выглядят оптимистично. В ряде стран Европы лизинг для частных лиц занимает значительную долю местных рынков лизинга. Так, в Германии на этот сегмент приходится 9,2% всего рынка лизинга, причем предметом  подавляющего большинства сделок в  этом сегменте становятся как раз  автомобили. В России такой финансовый продукт может перетянуть на себя часть рынка автокредитования, объем  которого в 2005 году уже превысил 2 млрд долл. США. На российском рынке услуги лизинга для частных лиц предлагают пока немногие компании - «Столичная лизинговая компания», лизинговая компания «Свое  дело», «Независимость Land Rover» и др.  

Лизинг  недвижимости  

По мнению представителей ряда лизинговых компаний, сегодня начал развиваться лизинг недвижимости - коммерческой (офисы) и  производственной (склады, цеха, терминалы).  

Перспективы лизингового рынка  

Приход  зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового  рынка, но и начало принципиально  нового этапа развития российского  рынка лизинга.

Дело  в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно  «под банками». Привлекая ресурсы  от банков, они обслуживали отдельные  сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные  для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как  заемщика не лизинговую компанию, а  конечного лизингополучателя. Это  ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет  постепенно сформировалась новая концепция  лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов  бизнеса, которые позволяют им выйти  из подчиненного положения по отношению  к банкам и конкурировать с  ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным  ориентиром для инвесторов. По этому  показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной  стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные  на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая  надежность лизинговых сделок, независимость  компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что  условия лизинга в среднем  будут значительно выгоднее условий  кредитов.  
 

     9. Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ 

     В настоящей публикации лизинг рассматривается как важный элемент рыночной инфраструктуры, обеспечивающий направленную инвестиционную поддержку предпринимательства в сфере производства. На сегодняшний день можно говорить о наличии развитой системы государственного регулирования лизинговой деятельности в Российской Федерации. Однако эту систему нельзя признать сформированной. В ходе создания лизинговой компании учредитель сталкивается с целым рядом проблем в определении объекта лизинга, организационно-правовой формы компании, условий приобретения лизингового имущества, налогового режима для участников лизингового договора.

     Лизинг  — это вид предпринимательской  деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

     Принципы  организации лизинга в РФ были определены в Указе Президента «О развитии финансового лизинга в  инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г. № 1929 [1]. В соответствии с настоящим Указом:

     а)    предметом   лизинговой   деятельности может  быть  «имущество,   относимое  к  основным средствам, а также имущественные права»;

     б)   источниками финансирования лизинговой деятельности являются как временно свободные,   так  и  привлеченные  финансовые ресурсы;

     в)   установлен срочный характер лизинговых договоров;

     г)   лизинговый бизнес осуществляется в форме   «акционерного   общества,   главным образом открытого типа».

     В Указе Президента в качестве приоритетных направлений развития лизинга определены: конверсионные отрасли промышленности; сельское хозяйство; производство строительно-дорожных машин и оборудования; международный лизинг.

     Во  исполнение настоящего Указа постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» было принято «Временное положение о лизинге» [2, 3]. В настоящем документе объект лизинга уже ограничен движимым и недвижимым имуществом, относящимся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.

     Однако  с принятием Государственной  Думой 22 декабря 1995 г. части 2 Гражданского кодекса РФ возникла необходимость приведения законодательства по лизингу в соответствие с требованиями этого документа. Так, ст. 665 части 2 ГК в качестве предмета договора финансовой аренды определяет любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

     Лизинговой  компанией (то есть осуществляющей лизинговую деятельность в качестве лизингодателя), по определению «Временных положений», может быть любая коммерческая организация, создаваемая в форме АО или других организационно-правовых формах, имеющая соответствующую лицензию.

Информация о работе Образование и развития лизинга в России