Основы и функции малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7

2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17

3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

м1я курс1вая пере3е2ка.docx

— 160.55 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4

    1. Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
    2. Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7

 

2  СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13

2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13

2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14

2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17

 

3  СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС  В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  НОВОГО КАЗАХСТАНА  ……….22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную  ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономики явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос - насколько продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности.

Главное условие устойчивого  движения вперед– это сплоченность общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно, определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. (Послание Президента «Казахстан – 2050»)

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его  преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть экономические  и организационные основы малого  и среднего бизнеса

2.Выявить экономические  цели деятельности малого предприятия

3.Рассмотреть особенности,  проблемы и принципы государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА

1.1 Характер предпринимательства и его цели

 

История предпринимательства  начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. История развития предпринимательства является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда  и в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других. Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения  между людьми, а конкретнее, между  участниками дела. Человек, который  занимается каким-то делом, является деловым  человеком, бизнесменом. Под делом  понимается не всякое дело, чем может  заниматься человек, а его экономическая  деятельность. Бизнес представляет собой  хозяйственную деятельность, при  которой производятся материальные блага и оказываются услуги. Бизнесмен  при осуществлении дела преследует чисто эгоистический интерес  – получение прибыли. С уверенностью можем сказать, что бизнес есть экономическая деятельность человека, нацеленная на получение прибыли, выгоды посредством производства материальных благ или услуг. Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей цели.

Предпринимательство – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатое дело. Предприниматели – это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал. Это осуществление новых смелых и непростых идей, интеллектуальная и деловая активность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными, ценностямииспользует их для организации бизнеса. Предпринимательство – это любое самостоятельное дело, приносящее доход. Сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремление вырваться вперед.

Предпринимательство реализуется  в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку  и исходит из этой среды, и приспосабливается  к ней. В конечном итоге предпринимательство  является продуктом этой среды. Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли  свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой  активности. В этой связи важно  обратить внимание на выделение такой  экономической категории, как предпринимательская  прибыль, или предпринимательский  доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и  приемов организации производства, и составляют предпринимательский  доход. Под предпринимательским  доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход  от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам  или особому умению анализировать  и по-новому комбинировать факторы  производства в зависимости от внешних  условий. Другими словами, прибыль  предпринимателя (если речь идет действительно  о предпринимателе, а не об обычном  деловом человеке) складывается как  бы из двух элементов: обычная прибыль  делового человека и излишек над  обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает  в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного  вознаграждения за проявленный инновационный  подход, новаторство в производстве. Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может  быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

 «Предпринимательство  характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты».

 Основным субъектом  предпринимательской активности  выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных целей:

1.Увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2.Рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

3.Селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становится  первичной школой самореализации;

4.Создание новых рабочих  мест с относительно низкими  капитальными затратами, особенно  в сфере обслуживания;

5.Трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а  также представителей социально  уязвимых групп населения (беженцев  из «горячих точек», инвалидов,  молодежи, женщин);

6.Подготовка кадров за  счет использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

7.Разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств (стремясь  выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти  на риск и осуществлять новые  проекты);

8.Косвенная стимуляция  эффективности производства крупных  компаний, путем освоения новых  рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;

9.Мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы  невостребованными, а также более  эффективное их использование  (например, малый бизнес мобилизует  небольшие сбережения граждан,  не склонных прибегать к услугам  банковской системы, но готовых  вкладывать деньги в собственное  предприятие; при этом владельцы  стремятся экономить и пускать  капитал в оборот, даже если  их доход невелик);

10.Снижение фонд вооружённости  и капиталоемкости при выпуске  более трудоемкой продукции, быстрая  окупаемость вложений (например, в  США у компаний с числом  занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем  у крупных компаний, не только  в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая  торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

11.Улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.

 

Каждый предприниматель  функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается  в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может  эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной  является ситуация, когда все предприниматели  образуют относительно изолированную  от общего экономического процесса цепочку  партнерских связей. Если взять для  анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества  фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя. В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель  рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от взаимоотношений с которым  зависит уровень эффективности  его деятельности.

 

 

1.2 Роль малого и среднего  бизнеса в развитии национальной  экономики 

 

Понимание  роли  малого  предпринимательства требует ясного представления о том, какое  место  оно  занимает  в национальной экономике и каковы его отличительные  особенности.  Формирование  и  развитие рыночных отношений предполагает свободное и  равноправное  сосуществование  и  развитие  различных  форм  собственности  и различных  секторов  внутри  каждой  формы  собственности.  Рассматривая частный сектор  экономики,  можно  говорить  о  трёх  группах  предприятий,  которые  общепринятой  терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия  зависимости  от их размеров. Собственников  этих предприятий объединяет единый корпоративный  интерес  – сохранение, развитие и защита частной собственности, – которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью.  Вместе  с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая   из  этих  трёх  групп имеет свои  внутренние  интересы,  определяющие стратегию их  экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике,  к социально-экономическим,  политическим и национальным проблемам.

Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса