Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7
2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17
3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
6.Инновационный характер
малых предприятий. Многие
Таким образом роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.
2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики страны
Субъектами малого предпринимательства в Республике Казахстанявляются физические лица без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства, а так же юридические лица. Среднегодовая численность работников субъектов малого и среднего бизнеса определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта. В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Видами индивидуального
предпринимательства являются личное
предпринимательство и
1.Предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;
2.Семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;
3.Простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.
Определенный раздел отведен развитию малого предпринимательства и в Указе Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года №344 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года». Уполномоченным государственным органом в этой области является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, которое:
1.Организует и координирует выполнение государственных программ поддержки и развития малых предприятий;
2.Разрабатывает и представляет в Правительство нормативные правовые акты, обеспечивающие поддержку и развитие малых предприятий;
3.Осуществляет международное сотрудничество в области поддержки и развития малых предприятий;
4.Способствует формированию и развитию инфраструктуры малых предприятий в регионах республики; обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;
5.Осуществляет контроль, за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей;
осуществляет проверки государственных
органов с заслушиванием
информирует Президента и Правительства Республики Казахстан о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства по вопросам защиты и государственной поддержки предпринимательства. В целом, права предпринимателей в Республике Казахстан защищаются:
возможностью осуществления
предпринимательской
максимально простым явочным
порядком регистрации всех видов
предпринимательства во всех сферах
экономики в одном
ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами;
принятие специальных программ кредитования субъектов малого бизнеса с определением финансовых источников.
2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Анализ современных тенденций развития банковского кредитования в Казахстане, позволяет сделать выводы о том, что кредитный рынок после первой волны кризиса начинает приходить в равновесие и на сегодня развивается динамично.
Таблица 1. Кредиты, выданные юр. и физ. лицам за 2010-2012 г
Год |
Юридическим лицам |
Физическим лицам |
2010 |
164286 |
22053 |
2011 |
231288 |
57454 |
2012 |
363725 |
76880 |
Результаты систематически
проводимых Центром малого и среднего
бизнеса мониторинговых обследований
свидетельствуют о том, что, несмотря
на принимаемые Правительством меры
данная проблема на современном этапе
развития является одной из наиболее
актуальных.С одной стороны, начальный
капитал малых предприятий
В настоящее время, как свидетельствуют данные проведённого обследования, для отечественных предпринимателей наиболее актуальной проблемой в области кредитования является высокий ссудный процент. Удельный вес данной проблемы по сравнению с 2010г. вырос на 5,9 процентных пунктов. Возникновение проблемы, по мнению предпринимателей, обусловлено тем, что коммерческие банки необоснованно завышают стоимость кредитных ресурсов. Получая сверхприбыли за счёт малых и средних хозяйствующих субъектов.
Второе место в списке
основных препятствий при получении
кредита по результатам проведённого
исследования занимают короткие сроки
возврата кредитов. На сегодняшний
день отечественные
По мнению предпринимателей,
в соответствии с
Отечественные товаропроизводители нуждаются в более дешёвых кредитных ресурсах. Большинство опрошенных предпринимателей считают, что для улучшения сложившейся негативной ситуации необходимо:
1.Направить усилия на поиск и привлечение относительно дешёвых программных займов для развития сектора малого бизнеса в Казахстане
2.Установить жесткие фиксированные ставки банковской маржи, которые не позволяли бы банкам–эмитентам иметь необоснованные сверхприбыли за счёт субъектов предпринимательства.
Второе место в списке препятствий при кредитовании малых предприятий занимают короткие сроки освоения полученного кредита.
В настоящее время кредиты, в зависимости от сферы деятельности, в которой занято предприятие, и целей, на которые запрашиваются кредитные ресурсы, выдаются на срок от 6 до 36 месяцев. В исключительных случаях кредит может быть продлён на срок до 5 лет. Однако на практике такое случается весьма редко. По результатам проведённого исследования, средний срок освоения полученных кредитных ресурсов составляет порядка 11-12 месяцев.
Подобный кредит могут
позволить себе либо торговые предприятия
и предприятия, занятые в сфере
оказания услуг, либо промышленные малые
предприятия с коротким производственным
циклом. Большинство отечественных
товаропроизводителей нуждаются в
долгосрочном кредитовании сроком до
5 лет и выше для эффективного
освоения займа. В первую очередь
это характерно для наукоёмких и
высокотехнологичных
Изменение сложившейся ситуации возможно только при диверсификации подходов по кредитованию малых предприятий, занятых в различных сферах деятельности. Так, малым промышленным предприятиям необходимо выдавать кредит на более длительные сроки для его эффективного освоения, в то время как торговым предприятиям достаточно в среднем для освоения кредита и получения инвестиционного дохода 6–12 месяцев.
Третье место в списке основных сдерживающих факторов при обращении предпринимателей в банк за кредитом (18,7% ответов) занимает большое количество документов, необходимых для оформления и получения кредита.
Дополнительные, более углубленные исследования показали, что одной из первых причин, препятствующих предпринимателям при получении кредита в банке, является отсутствие или недостаток у них собственных знаний и навыков, необходимых для оформления кредита. Процедура оформления кредита предполагает подготовку пакета документов, в который входят: общие документы (анкета, заявки, учредительные документы), финансовая отчётность, документы по залогу, бизнес-план, разрешение госорганов на реализацию проекта.
На рисунке 1 предоставлены
результаты обследования, позволяющие
сделать вывод о том, подготовка
каких документов вызывает наибольшие
затруднения у
Рисунок 1 – Трудности при оформлении кредита
Проблема кредитования субъектов
малого предпринимательства имеет
мвои отрослевые и региональные особенности.Это
связано с общим экономическим
развитием регионовс их отраслевой
направленностьюа также с приближенностью
данных регионов к комерческимфинансово-
Основными сдерживающими
факторами для обращения
2.3 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
В сегодняшнем Казахстане
предпринимательство уже
1.Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально–технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
2.Установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;
3.Устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
4.Создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;
5.Принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;
6.Предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
7.Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно–технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
8.Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.
Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально–экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию, которые наглядно представлены в таблице 1.
Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса