Основы и функции малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7

2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17

3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

м1я курс1вая пере3е2ка.docx

— 160.55 Кб (Скачать документ)

6.Инновационный характер  малых предприятий. Многие экономисты  отстаивают идею об исключительной  роли малого бизнеса в развертывании  научно - технической революции.

Таким образом роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе, создание новых рабочих  мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

2.1 Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики страны

 

Субъектами малого предпринимательства  в Республике Казахстанявляются физические лица без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства, а так же юридические лица. Среднегодовая численность работников субъектов малого и среднего бизнеса определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта. В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

Видами индивидуального  предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство. Личное предпринимательство  осуществляется одним гражданином  самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а  также в силу иного права, допускающего пользование  или распоряжение имуществом. Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и распоряжение имуществом. Формами совместного предпринимательства являются:

1.Предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2.Семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;

3.Простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Определенный раздел отведен  развитию малого предпринимательства и в Указе Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года №344 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года». Уполномоченным государственным органом в этой области является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, которое:

1.Организует и координирует выполнение государственных программ поддержки и развития малых предприятий;

2.Разрабатывает и представляет в Правительство нормативные правовые акты, обеспечивающие поддержку и развитие малых предприятий;

3.Осуществляет международное сотрудничество в области поддержки и развития малых предприятий;

4.Способствует формированию и развитию инфраструктуры малых предприятий в регионах республики; обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;

5.Осуществляет контроль, за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей;

осуществляет проверки государственных  органов с заслушиванием должностных  лиц указанных органов по вопросам, касающимся развития малого предпринимательства;

информирует Президента и  Правительства Республики Казахстан  о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушению  законодательства по вопросам защиты и государственной поддержки  предпринимательства. В целом, права  предпринимателей в Республике Казахстан  защищаются:

возможностью осуществления  предпринимательской деятельности без получения чьих–либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности;

максимально простым явочным  порядком регистрации всех видов  предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;

ограничением законодательными актами проверок предпринимательской  деятельности, осуществляемых государственными органами;

принятие специальных  программ кредитования субъектов малого бизнеса с определением финансовых источников.

 

2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

Анализ современных тенденций  развития банковского кредитования в Казахстане, позволяет сделать  выводы о том, что кредитный рынок  после первой волны кризиса начинает приходить в равновесие и на сегодня  развивается динамично.

Таблица 1. Кредиты, выданные юр. и физ. лицам за 2010-2012 г

Год

Юридическим лицам

Физическим лицам

2010

164286

22053

2011

231288

57454

2012

363725

76880


Результаты систематически проводимых Центром малого и среднего бизнеса мониторинговых обследований свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые Правительством меры данная проблема на современном этапе  развития является одной из наиболее актуальных.С одной стороны, начальный  капитал малых предприятий незначителен и не позволяет покрыть затраты, возникающие при выходе компании на рынок, с другой – развитие уже существующих малых предприятий за счёт собственных средств также затруднено по причине низкого уровня прибыльности компаний, работающих в рассматриваемом секторе экономики.

 В настоящее время,  как свидетельствуют данные  проведённого  обследования, для отечественных  предпринимателей наиболее актуальной проблемой в области кредитования является высокий ссудный процент. Удельный вес данной проблемы по сравнению с 2010г. вырос на 5,9 процентных пунктов. Возникновение проблемы, по  мнению предпринимателей, обусловлено тем, что коммерческие банки необоснованно завышают стоимость кредитных ресурсов. Получая сверхприбыли за счёт малых и средних хозяйствующих субъектов.

Второе место в списке основных препятствий при получении  кредита по результатам проведённого исследования занимают короткие сроки  возврата кредитов. На сегодняшний  день отечественные товаропроизводители нуждаются в среднем, особенно в долгосрочном кредитовании для обновления и технического перевооружения с целью организации производства конкурентоспособной продукции.

 По мнению предпринимателей, в соответствии с существующими  тенденциями  стабилизации экономики  динамики процесса снижения процентных  ставок за кредит должна иметь,  более ускоренные темпы, чем  это происходит в настоящее  время.

Отечественные товаропроизводители  нуждаются в более дешёвых  кредитных ресурсах. Большинство  опрошенных предпринимателей считают, что для улучшения сложившейся  негативной ситуации необходимо:

1.Направить усилия на поиск и привлечение относительно дешёвых программных займов для развития сектора малого бизнеса в Казахстане

2.Установить жесткие фиксированные ставки банковской маржи, которые не позволяли бы банкам–эмитентам иметь необоснованные сверхприбыли за счёт субъектов предпринимательства.

Второе место в списке препятствий при кредитовании малых  предприятий занимают короткие сроки  освоения полученного кредита.

В настоящее время кредиты, в зависимости от сферы деятельности, в которой занято предприятие, и  целей, на которые запрашиваются  кредитные ресурсы, выдаются на срок от 6 до 36 месяцев. В исключительных случаях кредит может быть продлён  на срок до 5 лет. Однако на практике такое  случается весьма редко. По результатам  проведённого исследования, средний  срок освоения полученных кредитных  ресурсов составляет порядка 11-12 месяцев.

Подобный кредит могут  позволить себе либо торговые предприятия  и предприятия, занятые в сфере  оказания услуг, либо промышленные малые  предприятия с коротким производственным циклом. Большинство отечественных  товаропроизводителей нуждаются в  долгосрочном кредитовании сроком до 5 лет и выше для эффективного освоения займа. В первую очередь  это характерно для наукоёмких и  высокотехнологичных производств, которые для наукоёмких и высокотехнологичных  производств, которые начинают приносить  стабильный доход через 3–4 года.

Изменение сложившейся ситуации возможно только при диверсификации подходов по кредитованию малых предприятий, занятых в различных сферах деятельности. Так, малым промышленным предприятиям необходимо выдавать кредит на более  длительные сроки для его эффективного освоения, в то время как торговым предприятиям достаточно в среднем  для освоения кредита и получения  инвестиционного дохода 6–12 месяцев.

Третье место в списке основных сдерживающих факторов при  обращении предпринимателей в банк за кредитом (18,7% ответов) занимает большое  количество документов, необходимых  для оформления и получения кредита.

Дополнительные, более углубленные  исследования показали, что одной  из первых причин, препятствующих предпринимателям при получении кредита в банке, является отсутствие или недостаток у них собственных знаний и  навыков, необходимых для оформления кредита. Процедура оформления кредита  предполагает подготовку пакета документов, в который входят:   общие  документы (анкета, заявки, учредительные  документы), финансовая отчётность, документы  по залогу, бизнес-план, разрешение госорганов на реализацию проекта.

На рисунке 1 предоставлены  результаты обследования, позволяющие  сделать вывод о том, подготовка каких документов вызывает наибольшие  затруднения у предпринимателей.

Рисунок 1 –  Трудности при оформлении кредита

 

Проблема кредитования субъектов  малого предпринимательства имеет  мвои отрослевые и региональные особенности.Это  связано с общим экономическим  развитием регионовс их отраслевой направленностьюа также с приближенностью  данных регионов к комерческимфинансово-кредитным  и информационным центрам республики.

Основными сдерживающими  факторами для обращения предпринимателей в банк за кредитомкак уже отмечалось выше.3 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

 

2.3 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

В сегодняшнем Казахстане предпринимательство уже свершившийся факт, конечно, оно претерпевает много  трудностей, но на настоящий момент государство всеми силами старается  поддержать его развитие. В частности  в канун лета 1999 года Президентом  Республики Казахстан было принято  распоряжение «О дополнительных мерах  по защите прав граждан и юридических  лиц на свободу предпринимательской  деятельности». Необходимость принятия этого закона была уже очень давно. Незаконные придирки со стороны проверяющих, с использованием служебного положения - это факт, который питает коррупцию. Государство осуществляет поддержку следующим образом:

1.Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально–технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

2.Установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;

3.Устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;

4.Создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

5.Принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;

6.Предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

7.Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно–технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

8.Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом  с целью защиты и поддержки  субъектов предпринимательства  устанавливает законодательным  путем определенные льготы для них.

Становление и развитие предпринимательства  в Казахстане происходило в сложных  и не всегда благоприятных социально–экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию, которые наглядно представлены в таблице 1.

Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса