Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7
2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17
3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
Таблица 1.Трудности развития предпринимательства
Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства. |
Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров. |
1.Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств. |
1.Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации. 2.Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе. 3.Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства). 4.Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу. 5.Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов). |
2.Институциональные: отсутствие или недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура. |
1.Внедрение института предпринимательства в Казахстане. 2.Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане 3.Разработка Кадастра недвижимости Казахстана 4.Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм 5.Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса. 6.Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов. |
3.Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях. |
1.Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов. 2.Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний. 3.Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров. |
4.Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство. |
1.Дальнейшее углубление реформы государственной службы. 2.Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан. 3.Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства. 4.Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 5.Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др. |
5.Информационные: слабый уровень отражения проблем предпринимательства и распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества, экономическая, правовая и налоговая культура. |
1.Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации. 2.Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет. 3.Организация специальных циклов передач по радио и телевидению. |
В нашей стране роль предпринимательства
постоянно и неуклонно
1.Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
2.Создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
3.Ускорить научно-технический прогресс;
4.Составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
Улучшение экономической ситуации в стране во многом зависит от решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства. Рейтинг проблем, с которыми сталкиваются предприниматели наглядно представлен на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Рейтинг проблем, с которыми сталкиваются предприниматели
Если на продукты и услуги, которые способны производить предприятия малого и среднего бизнеса, не будет проявлен платежеспособный спрос со стороны населения, то данная область не сможет активно развиваться. А спрос, как известно, вещь весьма изменчивая. Тем же, кто сейчас решился реализовать свой потенциал именно в этой области, необходимо четко понимать, какие услуги будут наиболее востребованы на рынке в ближайшее время. Кроме того, малый бизнес для того, чтобы выжить, должен быть максимально мобильным.
Таким образом, следует понимать, что если спрос на товары или услуги в одной области начинает снижаться, а в перспективе данная тенденция будет только усиливаться, то представителю малого бизнеса следует очень быстро переориентироваться и выходить на потенциально растущие рынки, без сожаления оставив в прошлом прежнее направление. Стоит ли говорить, что для этого необходимо не только пресловутое «чутье», но и умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, знание законов экономики и способность применять их в конкретных ситуациях, готовность рисковать и одновременно правильно дифференцировать имеющийся в наличии весьма скромный капитал. К сожалению, ситуация в сегменте малого и среднего бизнеса сегодня такова, что человек, занятый в данной области, должен быть гораздо более активным, знающим и обладающим значительно большим количеством навыков и более солидной эрудицией, чем те, кто работает на крупные компании.
3.СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050»НОВЫЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО
Сейчас, как известно, становление
и развитие малого и среднего бизнеса
в Казахстане является одним из приоритетных
направлений Стратегии «
В основном в Казахстане развит сырьевой сектор экономики. Слабо развита обрабатывающая промышленность, велика зависимость экономики от конъюнктуры цен на сырьё. Более 2/3 прироста ВВП определяют именно ценовые факторы мирового рынка. Это очевидные проблемы развития казахстанской экономики.
По мнению Президента Республики,
Казахстан Н.А.Назарбаева вложения
государственных и иностранных
инвестиций в сырьевой сектор должны
стать локомотивом, который потянет
за собой остальные отросли. Деньги,
получаемые от продажи сырья должны
быть направлены на реконструкцию действующих
и строительство новых
Значительная тенденция
в малом предпринимательстве
свидетельствует о том, что развитие
данного сектора экономики
Кроме имеющихся положительных черт малого бизнеса, имеются и отрицательные стороны. Например, в сфере промышленности работает только 12% малых предприятий, в сельском хозяйстве–6,2%,в строительстве - около 12%,на транспорте и в связи–около 5%,но даже эти традиционные сферы деятельности дают в несколько раз меньше дохода, чем одна торговля, на долю которой приходится почти 50% предприятий[1,с.12].Впрочем, учитывая объективные причины: неразвитость и относительную узость казахстанского внутреннего рынка, и географию – тысячекилометровые казахстанские расстояния могут съесть у предпринимателя любую прибыль, а также предельную изношенность оборудования на большинстве казахстанских предприятий, – сложно обвинять предпринимателей в неспособности развивать другие направления. Свою роль играют и политика «открытых дверей», которую проводит государство. Казахстанские рынки сегодня переполнены импортными товарами, причём, не, всегда лучшего качества.
В малом бизнесе существует большое количество затруднений, без решения которых невозможно продвинуть дело дальше. Это: - сильная бюрократизированность рассмотрения проектов и заявок малыми предприятиями;
1.Отсутствие у сельских
товаропроизводителей доступа
2.Высокие налоги;
3.Оотсутствие в республике широкой образовательной программы для населения по созданию малых и средних предприятий и усовершенствованию управления малым предприятием;
4.Отсутствие производственных
помещений и другой
5.Незащищённость малого предприятия, то есть отсутствие механизма страхования денег и основных средств. Как показывает опыт развитых стран, дальнейшее развитие малого бизнеса с целью создания рабочих мест, насыщения товарного рынка отечественными товарами и услугами повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, невозможно без специальных мер государственной поддержки.
Реализация первоочерёдных
мер Программы по поддержке малого
предпринимательства
1.Разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства;
2.Ннедостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
3.Слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
4.Ччрезвычайная усложнённость систем налогообложения и налоговых проверок;
5.Ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнения оборотных средств;
6.Сложность процедуры
приобретения
Одним из направлений формирования
благоприятной среды для
Важнейшим фактором ускорения
развития малого предпринимательства
и упорядочения взаимоотношений
с бюджетом должно стать максимальное
упрощение системы
Слабо ещё не используются преимущества малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей реформировании предприятий. Одно из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путём расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определённых видов продукции.
Одним из наиболее часто
встречающихся административных барьеров
является несовершенство системы регистрации
и лицензирования предпринимательской
деятельности. Одним из основных выходов
преодоления существующих барьеров
развития малого бизнеса должно стать
цивилизованное взаимодействие предпринимательского
сектора с центральными и местными
исполнительными органами. В этой
связи необходимо активизировать взаимодействие
государственных структур с ассоциациями
предпринимателей. Этодружеское взаимодействие
приведёт к эффективному методу работы,
какправительства, так и самих
предпринимателей. В свою очередь
органам государственной
Именно создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, в Казахстане идёт в русле мирового опыта. Бизнесу не обойтись, вширь и вглубь. Как показывает практика, некомпетентность, отсутствие опыта, неумение работать самостоятельно, творчески уже привели к разорению многие частные и приватизированные предприятия. Предпринимателями не рождаются и не становятся ими по знакомству. Для занятия бизнесом необходимы опыт и знания: экономические, юридические, профессиональные. Ликвидации правовой и экономической безграмотности и послужит вновь создаваемая инфраструктура[1,с.43]
Краеугольным камнем государственной политики является поддержка частного бизнеса и, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификация национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нам нужно добиться развития не сырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала.
Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса