Основы и функции малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7

2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17

3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

м1я курс1вая пере3е2ка.docx

— 160.55 Кб (Скачать документ)

Таблица 1.Трудности развития предпринимательства

 

Существующие трудности  и барьеры на пути предпринимательства.

Предлагаемые способы  преодоления трудностей и барьеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.

1.Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.

2.Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.

3.Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).

4.Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.

5.Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).

2.Институциональные: отсутствие или недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура.

1.Внедрение института предпринимательства в Казахстане.

2.Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане

3.Разработка Кадастра недвижимости Казахстана

4.Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм

5.Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.

6.Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.

3.Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях.

1.Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.

2.Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.

3.Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.

4.Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.

1.Дальнейшее углубление реформы государственной службы.

2.Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.

3.Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.

4.Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

5.Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.

5.Информационные: слабый уровень отражения проблем предпринимательства и распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества, экономическая, правовая и налоговая культура.

1.Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.

2.Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.

3.Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.


В нашей стране роль предпринимательства  постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней  экономике, как:

1.Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

2.Создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

3.Ускорить научно-технический прогресс;

4.Составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

Улучшение экономической  ситуации в стране во многом зависит  от решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства. Рейтинг проблем,  с которыми сталкиваются предприниматели наглядно представлен на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Рейтинг проблем,  с которыми сталкиваются предприниматели

 

Если на продукты и услуги, которые способны производить предприятия  малого и среднего бизнеса, не будет  проявлен платежеспособный спрос со стороны населения, то данная область  не сможет активно развиваться. А  спрос, как известно, вещь весьма изменчивая. Тем же, кто сейчас решился реализовать  свой потенциал именно в этой области, необходимо четко понимать, какие  услуги будут наиболее востребованы на рынке в ближайшее время. Кроме  того, малый бизнес для того, чтобы  выжить, должен быть максимально мобильным.

 

Таким образом,  следует  понимать, что если спрос на товары или услуги в одной области начинает снижаться, а в перспективе данная тенденция будет только усиливаться, то представителю малого бизнеса следует очень быстро переориентироваться и выходить на потенциально растущие рынки, без сожаления оставив в прошлом прежнее направление. Стоит ли говорить, что для этого необходимо не только пресловутое «чутье», но и умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, знание законов экономики и способность применять их в конкретных ситуациях, готовность рисковать и одновременно правильно дифференцировать имеющийся в наличии весьма скромный капитал. К сожалению, ситуация в сегменте малого и среднего бизнеса сегодня такова, что человек, занятый в данной области, должен быть гораздо более активным, знающим и обладающим значительно большим количеством навыков и более солидной эрудицией, чем те, кто работает на крупные компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050»НОВЫЙ  ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА 

 

Сейчас, как известно, становление  и развитие малого и среднего бизнеса  в Казахстане является одним из приоритетных направлений Стратегии «Казахстан–2050»,котораяпредусматривает создание благоприятных условий  для активного развития и увеличения его удельного веса в различных  отраслях экономики.

В основном в Казахстане развит сырьевой сектор экономики. Слабо  развита обрабатывающая промышленность, велика зависимость экономики от конъюнктуры цен на сырьё. Более 2/3 прироста ВВП определяют именно ценовые  факторы мирового рынка. Это очевидные  проблемы развития казахстанской экономики.

По мнению Президента Республики, Казахстан Н.А.Назарбаева вложения  государственных и иностранных  инвестиций в сырьевой сектор должны стать локомотивом, который потянет  за собой остальные отросли. Деньги, получаемые от продажи сырья должны быть направлены на реконструкцию действующих  и строительство новых конкурентоспособных  предприятий.[2,с.12]

Значительная тенденция  в малом предпринимательстве  свидетельствует о том, что развитие данного сектора экономики имеет  динамичный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряжённости  и основой обеспечения занятости  населения.

Кроме имеющихся положительных  черт малого бизнеса, имеются и отрицательные  стороны. Например, в сфере промышленности работает только 12% малых предприятий, в сельском хозяйстве–6,2%,в строительстве - около 12%,на транспорте и в связи–около 5%,но даже эти традиционные сферы  деятельности дают в несколько раз  меньше дохода, чем одна торговля, на долю которой приходится почти 50% предприятий[1,с.12].Впрочем, учитывая объективные причины: неразвитость и относительную узость казахстанского внутреннего рынка, и географию – тысячекилометровые казахстанские расстояния могут съесть у предпринимателя любую прибыль, а также предельную изношенность оборудования на большинстве казахстанских предприятий, – сложно обвинять предпринимателей  в неспособности развивать другие направления. Свою роль играют и политика «открытых дверей», которую проводит государство. Казахстанские рынки сегодня переполнены импортными товарами, причём, не, всегда лучшего качества.

В малом бизнесе существует большое количество затруднений, без  решения которых невозможно продвинуть дело  дальше. Это: - сильная бюрократизированность  рассмотрения проектов и заявок малыми предприятиями;

1.Отсутствие у сельских  товаропроизводителей доступа к  рынку, из–за чего они вынуждены  отдавать свою продукцию перекупщикам  за бесценок, высокая процентная  ставка банковских кредитов;

2.Высокие налоги;

3.Оотсутствие  в республике широкой образовательной программы для населения по созданию малых и средних предприятий и усовершенствованию управления малым предприятием;

4.Отсутствие производственных  помещений и другой инфраструктуры;

5.Незащищённость малого предприятия, то есть отсутствие механизма страхования денег и основных средств. Как показывает опыт развитых стран, дальнейшее развитие малого бизнеса с целью создания рабочих мест, насыщения товарного рынка отечественными товарами и услугами повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, невозможно без специальных мер государственной поддержки.

Реализация первоочерёдных мер Программы по поддержке малого предпринимательства направлена, прежде всего, на следующие этапы:

1.Разрешение проблем,  сдерживающих развитие малого  предпринимательства;

2.Ннедостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

3.Слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;

4.Ччрезвычайная усложнённость систем налогообложения и налоговых проверок;

5.Ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнения оборотных средств;

6.Сложность процедуры  приобретения незадействованных  производственных помещений, находящихся  в коммунальной собственности,  субъектами малого предпринимательства,  занятыми в реальном секторе  экономики и крайне высокая  арендная плата: отсутствие целостной  системы подготовки кадров информационной  поддержки малого предпринимательства:  организационные проблемы взаимодействия  малого предпринимательства с  государственными структурами; административные барьеры на пути развития  малого предпринимательства.

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является преодоление  препятствий в организации и  осуществлении предпринимательской  деятельности, вызванных актами, действиями и бездействием органов государственной  власти, квалифицируемыми как административные барьеры. Во многом данные препятствия  связаны с действиями исполнительной власти на местах.

Важнейшим фактором ускорения  развития малого предпринимательства  и упорядочения взаимоотношений  с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой проблемой  является неупорядоченность налоговых  проверок. Каждый субъект малого предпринимательства  уплачивает в среднем 6–8 видов официальных  налогов и сборов, причём по каждому  из них существует своя методика расчёта, налогооблагаемая база, порядок и  срок оплаты, реквизиты и формы  отчётности.

Слабо ещё не используются преимущества малого предпринимательства  при проведении реструктуризации отраслей реформировании предприятий. Одно из действенных  мер поддержки государства в  данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих  в сфере производства и услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства  возможно путём расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане  размещения у последних заказов  по производству определённых видов  продукции.

Одним из наиболее часто  встречающихся административных барьеров является несовершенство системы регистрации  и лицензирования предпринимательской  деятельности. Одним из основных выходов  преодоления существующих барьеров развития малого бизнеса должно стать  цивилизованное взаимодействие предпринимательского сектора  с центральными и местными исполнительными органами. В этой связи необходимо активизировать взаимодействие государственных структур с ассоциациями предпринимателей. Этодружеское взаимодействие приведёт к эффективному методу работы, какправительства, так и самих  предпринимателей. В свою очередь  органам государственной исполнительной власти необходимо предоставить общественным объединениям предпринимателей всю  необходимую для них информацию. Для установления доверительных  и справедливых отношений между  предпринимателями и местными исполнительными  властями, необходимо осуществление  государственными структурами следующих  мероприятий: этокадровое, научно-методическое, информационное, ресурсное обеспечение  малого предпринимательства; совершенствование механизмов финансово-кредитной и инвестиционной политики поддержки малого бизнеса; поднятие и развитие инфраструктуры бизнеса.

Именно создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, в Казахстане идёт в русле мирового опыта. Бизнесу не обойтись, вширь  и вглубь. Как показывает практика, некомпетентность, отсутствие опыта, неумение работать самостоятельно, творчески  уже привели к разорению многие частные и приватизированные  предприятия. Предпринимателями не рождаются и не становятся ими  по знакомству. Для занятия бизнесом необходимы опыт и знания: экономические, юридические, профессиональные. Ликвидации правовой и экономической безграмотности и послужит вновь  создаваемая  инфраструктура[1,с.43]

Краеугольным камнем государственной  политики является поддержка частного бизнеса и, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификация национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нам нужно добиться развития не сырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала.

Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса