Основы и функции малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7

2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17

3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

м1я курс1вая пере3е2ка.docx

— 160.55 Кб (Скачать документ)

В своём докладе Председатель Правления АО "Фонд развития малого предпринимательства" Амрин Г.К. отметил, что роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике  Казахстана традиционно определяется через три главные функции.

1.Институциональный эффект  оценивается через долю малого  бизнеса в хозяйствующих субъектах  и здесь она достигает рекордной доли – более 92,4%. То есть усилия правительства по созданию льготных режимов налогообложения и упрощенной регистрации в Казахстане достигли своих результатов. И наиболее высокими темпами растет количество индивидуальных предпринимателей, что является ярким результатом действенности специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Но при этом только половина действующего малого бизнеса является активным.

2.Традиционно малый и  средний бизнес вносит большой  вклад в обеспечении занятости  населения (социальный эффект). В  Казахстане доля занятых в  малом бизнесе среди экономически  эффективного населения составляет 22 %. Такая низкая доля обусловлена  тем, то 25% всего занятого населения  в Казахстана занято в государственных  организациях. По нашим оценкам,  доля занятости населения в  малом и среднем бизнесе достигла 60%, но при этом учтены все  средние предприятия государственной  собственности.

3.Экономический эффект  оценивается через вклад объемов  произведенной продукции в ВВП  страны. Объемы произведенной продукции  малым бизнесом увеличиваются  с каждым годом, но темпы  роста всей экономики намного  выше, поэтому вклад средних и  малых предприятий в ВВП страны  снижается и сейчас на уроне  15,7%. В развитых странах данный  показатель достигает 50% только  по малому бизнесу. Таким образом,  на примере сравнения этих  трех качественных показателей  с аналогичными показателями  передовых государств можно сделать  главный вывод. При достигнутом  значительном институциональном  эффекте, необходим качественный  прорыв в развитии малого бизнеса,  так как при большом количестве  субъектов малого бизнеса их  вклад в уровень развития экономики  снижается, так как не происходит  развитие микро бизнеса в малый  и далее в средний, и отсутствуют  стимулы к отраслевой диверсификации  малого бизнеса. В течение последних  10 лет более 60 % малого бизнеса это торговля и сектор услуг.

Значение малого бизнеса  в экономике очень велико. Без  малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах.

Поэтому абсолютное большинство  развитых государств, всемирно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение  потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад  в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва  по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все  эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.

 Функциональное назначение  предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются  в зависимости от размера предприятия.  Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории  и отрасли, как правило, не  являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Каждое государство в  зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики  устанавливает свои критерии распределения  предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями  считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.

Действительно, в большинстве  капиталистических государств не менее  половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта  доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия  дают работу 1/2 всех занятых японцев. Японии к категории малых и  средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на них трудится свыше 80% всех занятых.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм – коммутанты, т. е. соединители).Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.

Для экономики в целом  деятельность мелких компаний оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малый и средний бизнес представляет собой реалию экономической  жизни государства, которая в  значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияние на социальную картину в стране.

Необходимо ясное представления  о том, какое место малый и  средний бизнес занимает в национальной экономике и каковы особенности  его налогообложения. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование  и развитие различных форм собственности  и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Как показывает мировая практика, малое и среднее предпринимательство  является одним из факторов, позволяющих  осуществить быструю структурную  перестройку экономики, решительный  ее поворот к потребностям людей  и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ –массовый слой предпринимателей – собственников.

Малый и средний бизнес порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей  массовости в значительной мере определяют социально–экономический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках, непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Малый и средний бизнес, существуя в реальной внешней  среде, испытывает влияние разнообразных  и разнонаправленных формальных и неформальных факторов. При этом рост малого предпринимательства, являясь  одним из приоритетных направлений  дальнейшего развития хозяйственной  жизни страны, далеко не всегда соответствует  возлагаемым на него ожиданиям.

Существующие проблемы создания, регулирования, регламентации деятельности малых предприятий являются предметом  усилий государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих, формальных и неформальных организаций. В то же время, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих  мест, оживления спроса предложения  на местных товарных рынках, появления  самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской  инициативы у значительной части  экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы  бюджетов всех уровней. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Именно сфера малого предпринимательства  обеспечивает в экономически развитых странах основную долю занятости  населения. Будучи в значительной степени  семейным, малый и средний бизнес обеспечивает высокую устойчивость экономики среды благодаря «нерыночному»  характеру своей внутренней среды  в малых предприятиях категории  цены, зарплаты, прибыли и рентабельности оказываются стоящими на лестнице приоритетов  ниже места, отведенного им классической экономической теорией.

В качестве основных преимуществ  малого бизнеса можно выделить:

1.Возможность более гибких  и оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в  малом бизнесе значительно упрощена  процедура принятия управленческих  решений, это дает возможность  быстро и гибко реагировать  на конъюнктурные изменения, в  том числе путем маневра капиталом  при переключении с одного  вида деятельности на другой. Такие быстрые переливы ресурсов  из одной отрасли экономики  в другую также способствуют  повышению устойчивости экономики  к неблагоприятному воздействию  внешних и внутренних факторов.

2.Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок. Малый и средний бизнес  идеально приспособлен для изучения  пожеланий, предпочтений, обычаев,  привычек и других характеристик  местного рынка, и может максимально  удовлетворить потребности этого  рынка.

3.Поддержание занятости  и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна  для нашей страны, поскольку продолжающиеся (не всегда позитивные) изменения  экономики по-прежнему высвобождают  людские ресурсы с нежизнеспособных  предприятий. Ориентируясь на  показатели занятости в малом  бизнесе в странах Европы (по  данным Европейского союза 1999 года, не менее 40 % экономически  активного населения занято на  предприятиях с числом работающих  менее 100 человек), следует признать, что в Казахстане потенциал  занятости в малых предприятиях  еще далеко не реализован.

4.Выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным  производителям. Крупные фирмы децентрализуют  производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям – субъектам операторам. Кроме того, некоторые функции крупных предприятий обладают спецификой, затрудняющей их выполнение силами тех же или иных крупных фирм (например, эпизодическая рассылка рекламно-информационных материалов от производителя потенциальным или действующим его клиентам). Эта область деятельности также принадлежит малым предприятиям

5.Небольшой первоначальный  объем инвестиций. У малых предприятий  меньшие сроки строительства;  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального  сочетания машинного и ручного  труда. Ряд областей деятельности (как правило, в сфере услуг)  характеризуется практически нулевой  капиталоемкостью.

Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса