Основы и функции малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7

2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17

3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

м1я курс1вая пере3е2ка.docx

— 160.55 Кб (Скачать документ)

Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная  с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере  частного предпринимательства, и в  том числе малого бизнеса.

В социально-экономической  политике Республике Казахстан на рубеже XXI века развитию малого предпринимательства  уделяется особое внимание. Его роль в улучшении социального климата  занимает ведущее место. В первую очередь в этой сфере быстрее  растет занятость населения, и создаются  условия для стабильности в обществе. В условиях мировой современной  экономики дальнейшее развитие могущества крупных монополий сопровождается сохранением и развитием мелких и средних фирм, что обусловлено  научно-технической революцией.

Один из этапов реализации Стратегии индустриально – инновационного развития Казахстана – решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства. Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.

К таковым можно отнести:

1.Государственные и созданные по инициативе государства организации;

2.Неправительственные организации;

3.Международные и иностранные организации.

В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:

1.Государственная поддержка и содействие на этапах становление, функционирования и развития бизнеса;

2.Финансовая поддержка

3.Информационно – аналитическая поддержка;

4.Поддержка в области образования и повышения квалификации кадров.

Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным  и законодательным актам, разъяснительным  документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта  готовой продукции участия в  тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности  для  повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют  в своей повседневной деятельности.

Основными факторами увеличения численности субъектов малого предпринимательства являются:

1.Система мер поддержки на государственном и региональных уровнях;

2.Совершенствование организационного и экономического механизма, вследствие чего наблюдается расширение сфер деятельности и экономического укрепления предприятий.

В 60-х, 70-х годах прошлого столетия большинство экономистов  придерживалось мнения о том, что  малый бизнес может играть значительную роль лишь в достижении определенных социальных и политических целей. Это было обусловлено тем, что в тот период времени экономический рост достигался за счет крупных корпораций в отраслях, где доля малого бизнеса всегда была и остается незначительной. К таким отраслям можно отнести добычу и переработку полезных ископаемых, крупное машиностроение   и автомобилестроение, и некоторые другие.

В настоящее время ситуация претерпела значительные изменения. Это  было связано с распространением новых концепций и подходов к  организации производства, при которых  существенный объем работ передается, как правило, небольшим компаниям  на субподряд. Наряду с этим, наблюдалось  изменение экономических приоритетов  в сторону отраслей, где малый  бизнес традиционно играл доминирующую роль в производстве продукции и  услуг.

Малое предпринимательство  является основой рыночной экономики  и обеспечивает работой значительную часть населения, а также поддерживает крупные отрасли и проекты. Его  становление тесно сопряжено  и с изменением менталитета, мировоззрения, культуры и стиля жизни предпринимателей, людей самостоятельных и способных  нести большой груз ответственности. Одновременно рост малого и среднего бизнеса позволяет решать социально  – экономические задачи регионального  развития.

Для поддержки и развития зарождающегося малого и среднего бизнеса  в рыночной экономике необходимы:

1.Разработка комплексной государственной научно – обоснованной программы развития малого и среднего предпринимательства, как основы создания свободной конкуренции;

2.Формирование финансовой базы для его развития и финансовых льгот (льготные кредиты, льготные налоги, субсидии безвозмездного характера;

3.В программе должно быть особо определено место малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях научно – технического прогресса;

4.Важную роль в образовании малого и среднего бизнеса должны сыграть специальные центры малых предприятий в различных регионах (областных центрах страны);

5.Привлечение ресурсов крупных предприятий в целях развития малого и среднего бизнеса на основе системы сотрудничества крупного и малого бизнеса, особенно в торговле и сфере услуг

Отечественное предпринимательство  является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 200 году вырасти, по крайней мере, вдвое.

Во-первых, мы должны создать  условия, чтобы человек смог попробовать  себя в бизнесе, стать полноценным  участником проводимых в стране экономических  преобразований, а не ждать, что государство  решит за него все проблемы.

Важно поднять общий уровень  деловой культуры и стимулировать  предпринимательскую инициативу.

Для этого необходимо:

1.Поощрять стремление  малого и среднего бизнеса  к объединению и кооперации  и создать систему их поддержки и поощрения.

2.Развивать внутренний  рынок за счет поощрения местных  бизнес-инициатив и минимального, но жесткого регулирования.

3.Предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса.

4.С учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и предпринимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов.

 Задача 2013 года – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних.

К сожалению, в настоящее  время существующие перекосы в системе  налогообложения малого и среднего бизнеса препятствуют их развитию и  росту. Поэтому, Правительству необходимо до конца 2013 года внести изменения в  законодательство, направленные на четкое разграничение понятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса. При  этом мы не должны увеличивать нагрузку на малый и средний деловые  сегменты.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поручает Правительству до конца первого полугодия 2013 года отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменить их на уведомления.

На законодательной основе необходимо создать условия, при  которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых  товаров, работ и услуг. Нам необходимо выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них  многоуровневую систему принятия судебных решений.

Во-вторых, для построения надежного диалога на принципах  государственно-частного партнерства  необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии.

 Анализ международного  опыта показывает, что консолидация предпринимателей в палатах – один из важных факторов эффективности экономики, там, где это сделано, на деле воплотился принцип «сильный бизнес – сильное государство».

Правительством совместно  с «Союзом «Атамекен» проработана  концептуальная модель обязательного  членства в Национальной палате предпринимателей.

Данная модель, обеспечит делегирование создаваемой Национальной палате, предпринимателей широких полномочий и функций государственных органов, в сфере профессионально–технического образования, комплексной сервисной поддержки малого бизнеса, особенно в сельской местности и моногородах, внешнеэкономической деятельности. Национальная палата предпринимателей станет надежным и компетентным партнером Правительства.

В этой связиН.А.Назарбаев поручает Правительству разработать соответствующий законопроект и внести его в Парламент в первом квартале следующего года.

В-третьих, государство должно изменить свою роль. Нам необходима вторая волна широкомасштабной приватизации.

Это непростой шаг, так  как будет означать перераспределение  ответственности между государством и рынком. Должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста.

Частный бизнес всегда и  повсюду действует эффективнее  государства. Поэтому нужно передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства.

Таким образом, в настоящее  время многое говорится о возрождении  Казахстанского предпринимательства. Однако если быть точным, то, что сегодня  происходит в социально–экономической  жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства  в нашей стране. Сегодня предпринимательская  деятельность в Казахстане бурно  развивается, основываясь на государственной  поддержке ее роста. Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее  Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми  нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную  концепцию быто уложения. Но будущее  Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских  функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив тему курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

Следует понимать, что если спрос на товары или услуги в одной области начинает снижаться, а в перспективе данная тенденция будет только усиливаться, то представителю малого бизнеса следует очень быстро переориентироваться и выходить на потенциально растущие рынки, без сожаления оставив в прошлом прежнее направление. Стоит ли говорить, что для этого необходимо не только пресловутое «чутье», но и умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, знание законов экономики и способность применять их в конкретных ситуациях, готовность рисковать и одновременно правильно дифференцировать имеющийся в наличии весьма скромный капитал. К сожалению, ситуация в сегменте малого и среднего бизнеса сегодня такова, что человек, занятый в данной области, должен быть гораздо более активным, знающим и обладающим значительно большим количеством навыков и более солидной эрудицией, чем те, кто работает на крупные компании.

 В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако если быть точным, то, что сегодня происходит в социально–экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию быта уложения. Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Барсуков. Ю. Малый бизнес, развитие инфраструктуры,2003,[с.43-49]

2.Бизнес-премьер. Малый  бизнес в Казахстане: современные  проблемы и перспективы развития ,2007[с.12-22]

3.Дауранов.И,Курбанова.Г,Рудецкий.А,Шишкина.А.  Малый бизнес Казахстана: тенденции  и проблемы развития,2002, [с.54-140]

4.Информация о ходе  развития актов Президента Республики  по вопросам господдержки и  развития малого предпринимательства  Республики Казахстан

Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса