Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2.Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3.Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………….4
Характер предпринимательства и его цели……………………………………4
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономике……...7
2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗЕСА РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….13
2.1Малый и средний бизнес, как ведущий сектор экономики…………………..13
2.2Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………14
2.3Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………17
3 СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН 2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОГО КАЗАХСТАНА ……….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.
В социально-экономической
политике Республике Казахстан на рубеже
XXI века развитию малого предпринимательства
уделяется особое внимание. Его роль
в улучшении социального
Один из этапов реализации Стратегии индустриально – инновационного развития Казахстана – решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства. Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
К таковым можно отнести:
1.Государственные и созданные по инициативе государства организации;
2.Неправительственные организации;
3.Международные и иностранные организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
1.Государственная поддержка и содействие на этапах становление, функционирования и развития бизнеса;
2.Финансовая поддержка
3.Информационно – аналитическая поддержка;
4.Поддержка в области образования и повышения квалификации кадров.
Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.
Основными факторами увеличения численности субъектов малого предпринимательства являются:
1.Система мер поддержки на государственном и региональных уровнях;
2.Совершенствование организационного и экономического механизма, вследствие чего наблюдается расширение сфер деятельности и экономического укрепления предприятий.
В 60-х, 70-х годах прошлого столетия большинство экономистов придерживалось мнения о том, что малый бизнес может играть значительную роль лишь в достижении определенных социальных и политических целей. Это было обусловлено тем, что в тот период времени экономический рост достигался за счет крупных корпораций в отраслях, где доля малого бизнеса всегда была и остается незначительной. К таким отраслям можно отнести добычу и переработку полезных ископаемых, крупное машиностроение и автомобилестроение, и некоторые другие.
В настоящее время ситуация
претерпела значительные изменения. Это
было связано с распространением
новых концепций и подходов к
организации производства, при которых
существенный объем работ передается,
как правило, небольшим компаниям
на субподряд. Наряду с этим, наблюдалось
изменение экономических
Малое предпринимательство
является основой рыночной экономики
и обеспечивает работой значительную
часть населения, а также поддерживает
крупные отрасли и проекты. Его
становление тесно сопряжено
и с изменением менталитета, мировоззрения,
культуры и стиля жизни
Для поддержки и развития зарождающегося малого и среднего бизнеса в рыночной экономике необходимы:
1.Разработка комплексной государственной научно – обоснованной программы развития малого и среднего предпринимательства, как основы создания свободной конкуренции;
2.Формирование финансовой базы для его развития и финансовых льгот (льготные кредиты, льготные налоги, субсидии безвозмездного характера;
3.В программе должно быть особо определено место малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях научно – технического прогресса;
4.Важную роль в образовании малого и среднего бизнеса должны сыграть специальные центры малых предприятий в различных регионах (областных центрах страны);
5.Привлечение ресурсов крупных предприятий в целях развития малого и среднего бизнеса на основе системы сотрудничества крупного и малого бизнеса, особенно в торговле и сфере услуг
Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 200 году вырасти, по крайней мере, вдвое.
Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы.
Важно поднять общий уровень
деловой культуры и стимулировать
предпринимательскую
Для этого необходимо:
1.Поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения.
2.Развивать внутренний
рынок за счет поощрения
3.Предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса.
4.С учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и предпринимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов.
Задача 2013 года – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних.
К сожалению, в настоящее время существующие перекосы в системе налогообложения малого и среднего бизнеса препятствуют их развитию и росту. Поэтому, Правительству необходимо до конца 2013 года внести изменения в законодательство, направленные на четкое разграничение понятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса. При этом мы не должны увеличивать нагрузку на малый и средний деловые сегменты.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поручает Правительству до конца первого полугодия 2013 года отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменить их на уведомления.
На законодательной основе необходимо создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Нам необходимо выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений.
Во-вторых, для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии.
Анализ международного опыта показывает, что консолидация предпринимателей в палатах – один из важных факторов эффективности экономики, там, где это сделано, на деле воплотился принцип «сильный бизнес – сильное государство».
Правительством совместно с «Союзом «Атамекен» проработана концептуальная модель обязательного членства в Национальной палате предпринимателей.
Данная модель, обеспечит делегирование создаваемой Национальной палате, предпринимателей широких полномочий и функций государственных органов, в сфере профессионально–технического образования, комплексной сервисной поддержки малого бизнеса, особенно в сельской местности и моногородах, внешнеэкономической деятельности. Национальная палата предпринимателей станет надежным и компетентным партнером Правительства.
В этой связиН.А.Назарбаев поручает Правительству разработать соответствующий законопроект и внести его в Парламент в первом квартале следующего года.
В-третьих, государство должно изменить свою роль. Нам необходима вторая волна широкомасштабной приватизации.
Это непростой шаг, так
как будет означать перераспределение
ответственности между
Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому нужно передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства.
Таким образом, в настоящее
время многое говорится о возрождении
Казахстанского предпринимательства.
Однако если быть точным, то, что сегодня
происходит в социально–экономической
жизни Казахстана, есть попытка вторичного
возрождения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив тему курсовой работы
можно сделать следующие
Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.
Следует понимать, что если спрос на товары или услуги в одной области начинает снижаться, а в перспективе данная тенденция будет только усиливаться, то представителю малого бизнеса следует очень быстро переориентироваться и выходить на потенциально растущие рынки, без сожаления оставив в прошлом прежнее направление. Стоит ли говорить, что для этого необходимо не только пресловутое «чутье», но и умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, знание законов экономики и способность применять их в конкретных ситуациях, готовность рисковать и одновременно правильно дифференцировать имеющийся в наличии весьма скромный капитал. К сожалению, ситуация в сегменте малого и среднего бизнеса сегодня такова, что человек, занятый в данной области, должен быть гораздо более активным, знающим и обладающим значительно большим количеством навыков и более солидной эрудицией, чем те, кто работает на крупные компании.
В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако если быть точным, то, что сегодня происходит в социально–экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию быта уложения. Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Барсуков. Ю. Малый бизнес,
развитие инфраструктуры,2003,[
2.Бизнес-премьер. Малый
бизнес в Казахстане: современные
проблемы и перспективы
3.Дауранов.И,Курбанова.Г,
4.Информация о ходе
развития актов Президента
Информация о работе Основы и функции малого и среднего бизнеса