Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:22, контрольная работа
Для компании «Эрнст энд Янг» уже стало традицией регулярное составление обзоров российской пищевой промышленности. Обзоры проводились в 2004, 2006 и 2008 годах. Последний обзор пришелся на сложный период финансового кризиса, затронувшего не только пищевую отрасль, но и всю экономику страны. Участники рынка были обеспокоены тем, какие меры примет правительство и кто выживет в новых условиях.
Основные выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Краткий экономический обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Ключевые изменения законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Специфика развития отрасли в 2011 году . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Стратегические задачи на 2011 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Перспективы развития отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 Участники исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Контактная информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Обзор пищевой промышленности 2010 год
Вступление
Для компании «Эрнст энд Янг» уже стало традицией регулярное составление обзоров российской пищевой промышленности. Обзоры проводились в 2004, 2006 и 2008 годах. Последний обзор пришелся на сложный период финансового кризиса, затронувшего не только пищевую отрасль, но и всю экономику страны. Участники рынка были обеспокоены тем, какие меры примет правительство и кто выживет в новых условиях. Однако большинство компаний, участвовавших в прошлом опросе, видели в кризисе возможности увеличения своей доли на рынке и повышения операционной эффективности.
Настоящий обзор относится к более спокойному периоду в экономике. Однако это не означает, что у компаний закончились проблемы или они перестали строить планы на будущее. Именно эти аспекты легли в основу нашего исследования. В обзоре отражены изменения в законодательстве, которые могли иметь значение для отрасли, а также дана оценка участниками рынка текущей ситуации.
Мы благодарим всех участников исследования, поделившихся с нами своим мнением, в особенности наших постоянных респондентов. Мы также надеемся на то, что компании, впервые участвовавшие в опросе, станут нашими респондентами на постоянной основе.
Содержание
Основные выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Краткий экономический обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Ключевые изменения законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Специфика развития отрасли в 2011 году . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Стратегические задачи на 2011 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Перспективы развития отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 Участники исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Контактная информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Основные
выводы
Несмотря на отсутствие значительных потрясений в экономике и преодоление пика кризиса, участники рынка пока еще с осторожностью воспринимают происходящие экономические процессы.
Около 70% респондентов считают, что кризис в пищевой отрасли не закончился. В дополнение к засухе, пожарам и неурожаю, прошедший 2010 год был отмечен и рядом других событий, повлиявших на пищевую отрасль. В их числе консолидация в сегментах напитков и производства молочных продуктов, а также заметная законодательная активность в областях, прямо или косвенно влияющих на компании пищевой отрасли. Неоднозначно воспринятый бизнес-сообществом закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, инициативы в области таможенного регулирования и некоторые другие изменения затрагивают как текущее состояние рынка, так и его будущее.
Кризис 2008-2009 годов заставил большинство компаний пересмотреть стратегии развития и направить усилия на оптимизацию бизнес-процессов с целью повышения своей операционной эффективности. 96% респондентов указали повышение операционной эффективности в качестве приоритетной задачи на 2011 год. Также в числе основных задач участники опроса выделили диверсификацию бизнеса и выход на новые рынки, что должно способствовать снижению зависимости от текущей ситуации.
В целом участники исследования оптимистично настроены относительно перспектив развития основных сегментов пищевой промышленности, а некоторые из них ожидают двухзначных темпов роста на фоне восстановления потребительского спроса.
Позитивный настрой подкреплен также тем, что участники рынка ожидают положительных результатов от вступления России в ВТО. Более 70% респондентов отметили ряд положительных для отрасли изменений, которые должны последовать за вступлением России в ВТО. В их числе — снижение таможенных пошлин, а также повышение прозрачности таможенного регулирования и администрирования.
Краткий экономический
обзор
Макроэкономика
Таблица 1 . Основные макроэкономические показатели
В период кризиса в 2009 году и до середины 2010 года позитивную динамику сохраняло сельское хозяйство. Однако вследствие аномальной жары прошлого лета во втором и третьем кварталах 2010 года произошло значительное снижение сельскохозяйственного производства. За год производство сократилось на 11,9%.
По данным «Ренессанс Капитал», сводный биржевой индекс производителей продуктов питания и напитков вырос в 2010 году на 79%. Это произошло в основном за счет положительной динамики акций компании «Вимм-БилльДанн» во второй половине 2010 года, а также в результате роста акций компании «Синергия» после опубликования финансовых результатов, превосходящих результаты CEDC.
Засуха 2010 года
Существенным фактором, определившим динамику развития сельского хозяйства в прошлом и текущем годах, стала аномальная засуха в 43 регионах страны. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13 млн. га (около 30% площади посевов зерновых культур в Российской Федерации). От засухи пострадали 25 тысяч хозяйств, в основном Приволжский и Центральный федеральные округа. Подтвержденный прямой ущерб превысил 41,7 млрд. рублей.
Инфляция
По данным МЭР РФ, в результате потери более трети урожая в период засухи и роста цен на продовольствие на международных рынках цены на продовольственные товары выросли в 2010 году на 23,6%, в то время как в 2009 году было отмечено их снижение на 1,8%. При этом потребительская инфляция в 2010 году осталась на том же уровне, что и в 2009 году (8,8%).
(Ф) Фактические значения, (О) Оценка EIU, (П) Прогноз EIU Источники: МЭР РФ, Economist Intelligence Unit (EIU) - Viewswire.
График 1 . Оборот розничной торговли продовольственными товарами
(млрд. рублей)
10 000
7104 6485
6000 4891
3218 25802092
1754 2000
1093 1417
866490
0 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: Росстат.
По итогам 2010 года оборот розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 5,1%.
График 2 . Динамика цен на основные продовольственные товары
(прирост (снижение) цен, доля (%) за период)
Плодоовощная
продукция Крупа и бобовые
Масло подсолнечное Сахар Хлеб и
хлебобулочные изделия
Источник: МЭР РФ.
Значительно подорожали плодоовощная продукция (в особенности картофель и овощи — в 2 и 1,5 раза соответственно); крупы и бобовые (в особенности гречиха, которая из-за скачка цен сельхозпроизводителей, роста цен поставщиков и ажиотажного спроса подорожала в 2,6 раза — по данным МЭР РФ); масло подсолнечное (в связи с ростом цен на подсолнечник и подорожание импорта из стран СНГ); сахар; молоко и молочная продукция.
Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия подорожали незначительно, несмотря на высокий рост цен на сырье, сдерживаемый местными администрациями.
На мясо птицы цены росли умеренно в связи с высокой насыщенностью рынка, в том числе из-за расширения поставок более дешевого импорта. Рост цен на мясо животных также замедлился по сравнению с 2009 годом в связи с низким спросом на дорогое мясо и насыщенностью рынка из-за увеличения объемов забоя скота.
На остальные продовольственные товары (за исключением социально значимых товаров и плодоовощной продукции) прирост цен также был достаточно высоким. Начиная с августа 2010 года цены увеличивались на 0,9% ежемесячно, тогда как с июля 2009 года по июль 2010 года темпы роста составляли 0,2-0,4% в месяц.
В январе-феврале 2011 года рост потребительских цен продолжился, составив 3,2% с начала года. Это заставило экспертов усомниться в возможности достижения целевого показателя инфляции (6-7%), прогнозируемого Центральным банком РФ на 2011 год (при условии среднего уровня урожайности по итогам года).
Продолжают дорожать картофель (на 25,1% за январь-февраль 2011 года) и плодоовощная продукция (на 14,2% за январь-февраль 2011 года).
Иностранные инвестиции
По данным Банка России, общая сумма прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 году составила 37 млрд. долларов (т. е. почти столько же, что и годом ранее, — 36,8 млрд. долларов). В 2011 году ожидается увеличение притока иностранных инвестиций по различным оценкам на 20-30%.
Так, среди иностранных
компаний, которые заявили о
Тенденции в отдельных отраслях
График 3 . Оборот розничной торговли продуктами питания и напитками по сегментам, 2009 год*
22%
20,6%
1% 2,9%
3,5%
3,9% 16%
6,8%
8,2%7%
8%
Мясо и птица
Напитки
Мука, злаковые
кондитерские изделия
и овощи
продукты
и масла
Табак
Чай, кофе
Разное
Источник: Росстат.
*Примечание: На дату настоящего обзора данные за 2010 год опубликованы не были. Однако существенных структурных изменений в 2010 году не произошло.
Молочная отрасль
График 4 . Рынок молочных продуктов, 2010 год
Campina PepsiCo «ВиммБилльДанн»/ Ehrmann
«Юнимилк»/Danone Другие
Источник: оценка «Эрнст энд Янг» на основе данных исследования по 24 крупнейшим городам России, проведенного ACNielsen, данных компаний и Datamonitor.
По различным оценкам объем российского рынка молочных продуктов колеблется на уровне 16-17 млрд. долларов и ежегодно растет на 7-9% в стоимостном выражении. 2010 год стал знаковым для российского рынка переработки молока. Два крупнейших игрока были поглощены международными корпорациями: французский холдинг Danone поглотил «Юнимилк», а американская компания PepsiCo приобрела «Вимм-Билль-Данн». Российский молочный рынок характеризуется развитым локальным производством и высоким уровнем лояльности местным брендам.
2% 33%
Напитки, соки и воды
График 5 . Рынок соковой продукции, 2010 год
10%
16% 7% 14%
«Нидан Соки» PepsiCo «ВиммБилльДанн»
«Сады Придонья» CocaCola
Другие
Источники: журнал «Российский продовольственный рынок» N2 за 2011 год, компания «Маркет Аналитика».
В 2010 году объем
российского рынка соковой
32%
21%
Птицеводческая и мясная отрасли
По результатам 2010 года, в России выросло производство свинины и мяса птицы, при этом упало производство говядины. Ситуация в птицеводческой отрасли за 2010 год осложнилась в результате отмены с 1 октября запрета на импорт дешевой американской курятины (введенный с 1 января 2010 года), а также в связи с засухой, которая отрицательно сказалась на стоимости кормов (составляющих до 70% себестоимости производства). Выход из ситуации производители видят в снижении затрат путем развития логистики и расширения зон присутствия продукции, а также в дополнительных целевых субсидиях государства на корма.