Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:22, контрольная работа
Для компании «Эрнст энд Янг» уже стало традицией регулярное составление обзоров российской пищевой промышленности. Обзоры проводились в 2004, 2006 и 2008 годах. Последний обзор пришелся на сложный период финансового кризиса, затронувшего не только пищевую отрасль, но и всю экономику страны. Участники рынка были обеспокоены тем, какие меры примет правительство и кто выживет в новых условиях.
Основные выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Краткий экономический обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Ключевые изменения законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Специфика развития отрасли в 2011 году . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Стратегические задачи на 2011 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Перспективы развития отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 Участники исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Контактная информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Повышение эффективности операционной деятельности
96% респондентов
отметили повышение
Второй по значимости мерой повышения эффективности является снижение себестоимости производимой продукции, что отметили 70% участников исследования.
В условиях кризиса для 67% респондентов актуальной стала также проблема оптимизации системы логистики процессов и сокращения издержек на транспортировку продукции.
График 20 . Стратегические задачи компаний на 2011 год
Повышение эффективности 96%операционной деятельности
Вывод на рынок 70%новых продуктов
Расширение географии продаж 52%
Расширение текущего ассортимента
52%
Создание собственного бренда
30%
Развитие вертикальной интеграции
22%
Увеличение доли продукции, выпускаемой под частными торговыми марками
19%
0% 20% 40% 60% 80% 100%
График 21 . Методы повышения эффективности операционной деятельности
Оптимизация бизнес-процессов 78%
Снижение себестоимости 70%продукции 67%Оптимизация логистики
Автоматизация
56%бизнес-процессов
Оптимизация структуры
44%дистрибьюторов
Обновление/заменаоборудования и развитие
41% производственных
технологий Повышение
оборотного капитала
Централизация
30%административных функций
0% 20% 40% 60% 80%
Вывод на рынок новых продуктов
Для 70% опрошенных важной задачей является вывод на рынок новых продуктов, что должно привести к увеличению доли рынка за счет привлечения новых покупателей.
В основном российские
производители планируют
Расширение географии продаж
Следующей по значимости
задачей для 52% компаний является расширение
географии продаж. Для компаний более
предпочтительна экспансия в регионы с высокой
плотностью населения, хорошо развитой
инфраструктурой, приемлемым уровнем
покупательской способности, а также деловым
климатом, благоприятным для ведения бизнеса.
График 22 . Регионы, в которые планируется экспансия
(в порядке убывания приоритетности)
80%
71% 57%
60%
43%
36% 36%40% 21%
20%
0%
ЦФО СЗФО ЮФО УФО ПФО СФО ДВФО
Более 70% участников опроса заявили о своем намерении осуществить экспансию в регионы Центрального федерального округа (ЦФО). Так, по данным рейтинга Forbes «30 лучших городов для бизнеса», на города ЦФО приходится 17% от общего числа городов.
Для 57% компаний
рынок Северо-Западного
Для 57% участников опроса макроэкономические показатели региона являются определяющими при выборе географического направления дальнейшей экспансии.
Для части производителей мясной и молочной продукции (48%) главным фактором при выходе на новый географический рынок является близость к региону местонахождения компании.
Расширение текущего ассортимента
52% участников
опроса планируют оптимизацию
ассортимента выпускаемой
Расширение производства
В 2011 году участники рынка ожидают роста спроса во всех сегментах пищевой промышленности. В связи с этим 85% участников исследования собираются вкладывать средства в расширение производства, чтобы иметь возможность своевременно удовлетворить спрос потребителей и укрепить свое положение на рынке.
В отличие от большей части производителей пищевой продукции, производители пива и алкогольных напитков не ожидают значительного роста в своем сегменте, вследствие чего в их планы не входит расширение производственных мощностей.
Планы 78% опрошенных
компаний предполагают закупку нового,
более производительного
Строительство новых мощностей также входит в планы значительного числа участников опроса (57%). Это свидетельствует о том, что многие предприятия ожидают скорого восстановления отрасли.
Еще 43% компаний планируют вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей.
График 23 . Способы расширения производства
78% 80% 57%
60%
43%
40%
20% 4%
0% Покупка Строитель-Реконструкция Покупка Аутсорсинг нового ство новых или модерниза-других оборудования мощностей ция старых производителей мощностей
Источники финансирования расширения деятельности
Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности для 76% и 59% компаний выступают, соответственно, собственные средства и банковское кредитование.
Использование собственных средств позволяет компании избежать издержек, связанных с привлечением заемного капитала, а также расходов по обслуживанию долга. 59% компаний прибегают к банковским кредитам.
Третьим по значимости источником финансирования является заимствование средств у акционеров. Данный источник собираются использовать 38% респондентов, в числе которых преобладают компании с участием иностранного капитала.
График 24 . Основные источники финансирования расширения производства в 2011 году
76% 80%
57% 60%
38%
40% 21% 14%
20%
0% Собственные Банковское Заимствование Лизинг Выпуск средства финансиро-средств оборудования облигаций вание у акционеров
Перспективы развития
отрасли
Основные тенденции
Полученные результаты указывают на то, что в 2011 году 79% участников исследования ожидают роста во всех сегментах пищевой промышленности.
В целом производители осторожны в своих прогнозах и не ожидают, что темпы роста превысят 10%.
Производство рыбной продукции
Наиболее серьезный рост участники рынка ожидают в сегменте рыбных продуктов в связи с наличием в нем неудовлетворенного потребительского спроса. Так, по прогнозу Росрыболовства, объем продаж рыбы и морепродуктов в России с 2009 по 2012 год увеличится как минимум на 21%.
Производство консервов
С началом кризиса резко снизились объемы продаж плодовоовощных консервов, что было вызвано снижением реальных доходов населения и замещением потребления готовых консервов домашними заготовками. В 2011 году производители ожидают восстановления рынка на уровне 15%.
Производство мясных продуктов
В 2011 году в сегменте мясных продуктов ожидается рост на уровне 14-15%. Позитивное настроение среди участников рынка сохраняется благодаря государственным мерам по поддержке отрасли (таким как квотирование импорта мяса, субсидирование производителей), а также росту потребительского спроса.
В то же время удорожание производства мясных продуктов, увеличение цен на корма для животных, а также продукцию, поступающую конечному потребителю, могут ограничить поступательное развитие сегмента, если темпы роста реальных доходов населения будут замедляться.
График
25 . Прогнозируемые темпы
роста в отдельных
сегментах в 2011 году
Производство кондитерских изделий
8% Производство молочных
5%
и диетических продуктов Производство приправ, соусов и снэков
6% Производство пива
8% Производство консервов
25%
0% 6% 12% 18% 24% 30%
Участники исследования
Роль международных объединений
Таможенный союз
Несмотря на то что около половины участников опроса экспортируют свою продукцию на рынки стран СНГ, 68% компаний не смогли прокомментировать вступление в силу Таможенного союза. Данный факт связан с достаточно коротким сроком действия соглашения, в результате чего невозможно сделать однозначные выводы о влиянии изменений, внесенных в Таможенный кодекс, на бизнес компаний.
ВТО
Вступление во Всемирную торговую организацию окажет влияние на значительное число респондентов, так как 41% участников опроса являются дочерними предприятиями иностранных компаний, и изменение правил внешней торговли коснется их деятельности.
71% компаний ожидают
положительных изменений в
К основным позитивным результатам вступления в ВТО участники рынка относят снижение импортных пошлин на сырье. В числе компаний, отметивших данное изменение, — производители мясных продуктов, а также кондитерских изделий, которые импортируют часть сырья для производства продукции.
Представители ряда компаний, не осуществляющих операции на зарубежных рынках, полагают, что снижение экспортных таможенных пошлин создаст для них преимущества в ходе экспансии. При этом для компаний, которые уже экспортируют свою продукцию, вступление в ВТО приведет к росту объемов и повышению прибыльности экспортных операций.
В числе отрицательных факторов производители мясной продукции называют отмену квотирования импортируемой продукции и снижение субсидий государства, что окажет влияние на конкурентоспособность производимых внутри страны товаров.
В отношении влияния на качество производимой продукции мнения производителей разделились. С одной стороны, в случае отсутствия каких-либо ограничительных условий на рынок начнет поступать низкокачественная продукция, что может привести к снижению уровня конкуренции и, как следствие, качества товаров российских производителей.