Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И  ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ.

Введение

 

Образо­вание — это область деятельности, обреченная на перманент­ное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм ос­тавляет мало времени на приспособле­ние учебных планов и программ, а жизнь настоятельно требует все более хорошо подготовленных людей. Однако каждая эпоха по-своему понимает слова "хорошо подготовленные люди".

 

 

Сегодня много говорится о необходи­мости модернизации отечественного об­разования. При всякой модернизации образо­вания возникает несколько проблем. Пер­вая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья - основная: привести систему об­разования в соответствие с запросами общества. За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изме­нения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеоб­разные рыночные отношения, в результа­те чего появились новые профессии, да и к старым предъявляются новые требо­вания. Например, во многих областях деятельности требуется свободное владе­ние по крайней мере одним иностран­ным языком, умение пользоваться компь­ютером и т.д. и т.п. Поэтому ясно, что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Тем самым обусловле­на необходимость модернизации системы образования.

 

Модернизация — это обновление и совер­шенствование действующей системы об­разования.

 

Осуществление модернизации образования  затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в  образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться  при проведении модернизации образования.

 

Необходимо отметить, что принимаемые  решения о будущем системы  образования затрагивают интересы всех слоев обще­ства и существенным образом влияют на судьбу страны. Поэтому каждое новое предложение должно проходить тщатель­ную экспертизу и публично обсуждаться научно-педагогическим сообществом.

 

Актуальность данной темы заключается  в том, что в настоящее время  комплексная и глубокая модернизация системы образования – это  общее нравственное предписание  образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной  политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных  условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального  образования в соответствии с  требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной  службы и др.

 

Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения в начальной школе в  период модернизации образования.

 

Задачи:

 

- проанализировать литературу  по теме: «Основные направления  модернизации начальной школы»;

 

- обобщить условия реализации  программы модернизации российского  образования.

 

В результате анализа материала  сложилась следующая структура  работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

 

Объект: начальное образование  в РФ.

 

Предмет: модернизация образования  в начальной школе.

 

 

1. Модернизация системы образовании в России

Модернизация образования является в настоящее время ведущей  идеей и центральной задачей  российской образовательной политики. Модернизация образования — это  комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы  и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной  жизни, при сохранении и умножении  лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов  функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно  как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны. [25, с.5]

 

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики  образования. Ее стержневые задачи —  повышение доступности, качества и  эффективности образования. Без  решения этих задач образование  не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного  развития страны, генератором роста  ее человеческого капитала.

 

В новейшей истории российского  образования все перечисленные  выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей  изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования  берет свое начало именно из образовательной  реформы 1990-1992гг., во многом довершая решение  обозначенных в те времена задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

 

В этом плане модернизация образования  предстает как ответ на два  вызова: 1) вызов незавершенного исторического  действия, предпринятого в ходе образовательной  реформы 1990-1992 гг.; 2) вызов современности - актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности  новой России в новом тысячелетии  — доминанта модернизации отечественного образования.

 

Модернизация — это обновление и совер­шенствование действующей системы об­разования. По мнению Н.М. Розиной, в последнее время в нашей стране понятие "образование" обесценилось. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в Российской Федера­ции насчитывается более 3 тыс. высших учебных заведений (вместе с филиала­ми) — и все они выдают дипломы одинакового образца. Обще­ством потерян ориентир, многим не ясно, что такое по-настоящему образован­ный человек и что такое человек, полу­чивший какое-то образование. Считается, что "человек имеет образование", даже если он, например, проучился три года в филиале вуза, где преподавали "десант­ным" способом. В отдельных случаях та­кое образование даже называют высшим. [18, с.4]

 

Сегодня в обществе в целом по отно­шению к системе образования сложилась очень непростая ситуация. По существу, мы видим два непримиримых лагеря: в одном собрались "реформаторы" (или модернизаторы), а в другом — так назы­ваемые "консерваторы".

 

Необходимо  отметить, что принимаемые  решения о будущем системы  образования затрагивают интересы всех слоев обще­ства и существенным образом влияют на судьбу страны. Поэтому каждое новое предложение должно проходить тщатель­ную экспертизу и публично обсуждаться научно-педагогическим сообществом.

 

Про­блема модернизации отечественного об­разования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000г., на основе Закона РФ "Об образовании" от 1992 г. был принят ряд важнейших докумен­тов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в пер­вой четверти XXI в.

 

Основополагающий документ, устанав­ливающий стратегию и основные направ­ления развития образования, — Нацио­нальная доктрина образования в Российской Федерации. Она "определяет цели воспитания и обучения, пути их до­стижения посредством государственной политики в области образования, ожида­емые результаты развития системы обра­зования на период до 2025 года".

 

В соответствии с Законом РФ "Об об­разовании", организационной основой государственной политики Российской Федерации в этой сфере является Феде­ральная программа развития образования, которая была рассчитана на 2000-2005 гг. Главная цель программы — разви­тие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, со­циально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса об­щества на основе провозглашенной Рос­сийской Федерацией приоритетности об­разования.

 

Таким образом, модернизация образо­вания — это масштабная программа госу­дарства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприя­тий. Среди них выделим те, которые от­носятся к общеобразовательной школе:

 

1) обновление содержания образования  и совершенствование механизмов  контроля за его качеством;

 

2) разработка и принятие государ­ственных стандартов общего образова­ния; разгрузка содержания образования;

 

3) введение единого государственного  экзамена;

 

4) введение профильного обучения  на старшей ступени общеобразовательной  школы.

 

Проблема пересмотра содержания обра­зования сейчас актуальна, как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочис­ленная элита, закончился. Поэтому уро­вень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основной массы населения, так и от качества подготовки специалис­тов в средней и высшей профессиональ­ной школе. Изменять, обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундаментонизацию и с обязательным использова­нием межпредметных связей. Это значит, что необходимо понимать современный уровень развития соответствующей науки в целом и специфику ее отдельных отрас­лей.

 

 

 

 

2. Основные направления модернизации  в начальной школе

 

 

 

Современная система образования  направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов,  их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира,  препятствуют органичному восприятию культуры.

 

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины  мира у детей, пониманию связей между  явлениями в природе, обществе и  мире в целом.

 

Закономерность перехода к новому социокультурному типу образования  определяется необходимостью формирования у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, целостного миропонимания и научного мировоззрения, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Данный переход возможен при условии переориентации образовательных ценностей в содержании образовательных систем на фундаментальный научный инструментарий гуманистического характера, способствующий оформлению готовности к образовательному действию субъектного характера, как осознанному и целенаправленному процессу.

 

В педагогической науке и практике наметились основные пути разрешения проблем модернизации начального общего образования, связанных с вопросами  интеграции содержания: - создание пространственно-развивающей  среды на единых принципах с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Е.В. и Г.Г. Кравцовы); - формирование универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, и др.

 

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли авторы программы  «Перспективная начальная школа» под  руководством Р.Г. Чураковой. Проектируемое на данной основе содержание обеспечивает компетентностное образование младших школьников; - обеспечение условий для организации процесса познания и обнаружение его результата как целостного единого процесса, где ребёнок осваивает базовые категории с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой. Это рождает в процессе познания личные и культурные смыслы того, к чему прикасается ребёнок в процессе познавательной деятельности (И.В.Абакумова, Р.М. Чумичева); - обеспечение условий для регионализации образования. Под регионализацией образования исследователи (В.Т.Фоменко, В.Г.Гульчевская и др.) понимают жизнеобеспечивающую среду обитания детей, как контекст их реальной жизнедеятельности, содержащей значительные массивы содержания, прежде всего касающиеся общечеловеческих и отечественных ценностей; - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования как условие целостного развития личности (Г.И.Герасимов, Р.А.Жданова, Н.Г.Пешкова, М.Г.Копытина). Целостное, а значит, гармоничное восприятие мира невозможно без целостной гармоничной формы его изучения. Различные направления, виды, формы педагогической интеграции, которые активно начинают использоваться на всех ступенях образования, создают благоприятную среду для раскрытия духовных сил и способностей учащегося и придают всей системе образования новую, гуманистическую направленность. Таким образом, можно сделать вывод: педагогическая интеграция обладает своей технологической инфраструктурой, своими «ключевыми» технологиями обучения. [12, с.56]

 

Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула.

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования