Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен  в России факторы риска для  детства резко обострились. При  этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа. Однако низкие ресурсные возможности  школы (как и образования в  целом), не восполненные в свое время  государством и обществом, не позволили  в должной мере выполнить эту  важнейшую социальную миссию.

Отношение к детям - мерило нравственной зрелости общества, его  гуманизма и духовного здоровья. В этом плане широкое распространение  сегодня массовой беспризорности - одно из самых темных и позорных пятен современной России.

Опыт России и других стран  доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость  консолидированных усилий всего  общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной  государственной структуры, способной  собрать на данном направлении ресурсы  и скоординировать действия различных  ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных  организаций). Только тогда, когда все  общество повернется лицом к этой проблеме, детская беспризорность может  быть устранена из российской жизни.

Следует подчеркнуть, что, по данным ВЦИОМа, большинство населения  страны считает, что ликвидация детской  беспризорности должно стать первым российским национальным проектом.

 

Восстановление и развитие школьного здравоохранения

В настоящее время медицинское  обеспечение учащихся и воспитанников  образовательных учреждений возложено  на сотрудников детских поликлиник - врачей-педиатров и медицинских  сестер, работающих в отделениях организации  медицинской помощи детям в образовательных  учреждениях, которые по существу являются специалистами первичного звена  российского здравоохранения. Укомплектованность медицинских кабинетов образовательных  учреждений врачами и средним  медицинским персоналом происходит по остаточному принципу и составляет 62-72%, в том числе совместителями - 22-32%, что в значительной степени  обусловлено самой низкой оплатой  их труда в сравнении с другими  работниками детских поликлиник. В 30-50% школ медперсонала нет.

Оценка работы медперсонала в процессе лицензирования и аттестации школ никак не связана с заболеваемостью  учащихся, а страховые компании не заинтересованы в проведении профилактической работы, так как их институциональное  благополучие связано с больными детьми. В итоге забота о здоровье школьников, декларативно возложенная Законом «Об образовании» на директора школы, на деле не интересует никого, кроме родителей ребенка.

В 67% школ Российской Федерации  отсутствуют медицинские кабинеты. Помещения и оснащение медицинских  кабинетов, регламентируемые действующими нормативными документами, имеются  лишь в половине школ. Только в 44% городских  детских поликлиник обеспечены штатные  нормативы врачебного персонала.

В итоге, по данным Всероссийской  диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок  может быть признан здоровым. 16% детей  страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим  заболеваниям. Все это делает очевидным  неотложное восстановление и развитие школьного здравоохранения. Основной тенденцией в этом напрвлении является разработка современных нормативно-правовых, методических документов и стандартов, регламентирующих медицинское обеспечение детей и подростков разного возраста в различных образовательных учреждениях.

 

Реорганизация системы питания  в общеобразовательных учреждениях  на основе использования современных  технологий производства и транспортировки  пищевых продуктов

Организация правильного, сбалансированного  питания детей и подростков - одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Однако сегодня в школах России большинство  детей еще не получают необходимого питания с учетом возраста, состояния  здоровья, умственной и физической нагрузки, режима функционирования образовательного учреждения, а также территориальных  особенностей региона.

Горячее питание в школе  в настоящее время получают только 15-20%. Муниципальные органы власти (причем далеко не все) выделяют на питание  детей в среднем по 12-15 руб. в  день, из которых 60% составляют накладные  расходы. Существующее школьное питание  ведет к недостаточному потреблению  наиболее ценных в биологическом  отношении пищевых продуктов, преобладанию углеводно-жирового компонента в питании  детей, недостаточному потреблению  витаминов и микроэлементов.

Главным направлением стало  восстановление «индустрию школьного  питания» на основе современной материально-технической  базы и использования новых, альтернативных форм обслуживания в образовательных  учреждениях. На основании медико-экологических  исследований оптимизируются рационы  питания детей с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Совершенствуются нормативно-методические документы для создания оптимальных  схем организации школьного и  дошкольного питания с использованием современной техники и технологий, обеспечивающих высококачественное питание  детей.

 

Модернизация системы  физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях

За последние десять лет  в Российской Федерации сложилась  устойчивая тенденция ухудшения  параметров физического развития детей, подростков и молодежи. Реорганизация  органов управления образования  и физической культуры исключила  из их структур подразделения, которые  осуществляли деятельность в области  развития школьной физической культуры. Это повлекло за собой уменьшение финансирования, сокращение количества и выход из строя существующих спортивных объектов в общеобразовательных  учреждениях, слабую их оснащенность спортивным инвентарем.

Снижение контроля за уровнем преподавания на уроках физкультуры, производством школьного спортивного инвентаря и оборудования привело к повышению травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных учреждениях. По причине резкого повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей и подростков во внеурочное время.

Приоритетной стала разработка и реализация федеральной и региональных целевых программ развития физической культуры и спорта в образовательных  учреждениях, включающей в себя: нормативное  финансирование учебной и внеклассной  работы по физической культуре и развитию массового спорта в образовательных  учреждениях с учетом увеличения отводимого на неё времени; развитие и совершенствование материально-технической, спортивной базы, необходимой для  качественной учебно-спортивной работы, открытие в структуре каждого  образовательного учреждения спортивного  клуба или центра содействия укреплению здоровья школьников.

 

Комплексное медико-психологическое  и социально-правовое сопровождение  развития ребенка и образовательного процесса

В развитых странах, в том  числе и в России, наработан  конструктивный опыт в организации  инфраструктуры комплексного сопровождения  и поддержки ребенка в процессе его развития, обеспечивающей успешность социализации детей в условиях современного мира.

При этом основной тенденцией в формировании такой инфраструктуры становится перенос основных усилий из сферы ликвидации психологических, правовых и социальных последствий  и издержек, вызванных имеющимися недостатками образовательной системы, в сферу превентивных мер по предупреждению этих негативных явлений или, что  еще более важно, по формированию условий, препятствующих их появлению. Не секрет, что многие педагогические инновации, особенно поспешно вводимые, нередко влекут за собой крайне негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности как ребенка, так и педагога.

С другой стороны, именно указанное  «перенацеливание» системы психолого-медико-социальной поддержки ребенка в образовательном процессе представляет собой важный фактор инновационного развития образования.

Проблема медико-психологической  и социально-правовой поддержки  детей в образовании первоначально  была поставлена и прорабатывалась  в контексте создания службы практической психологии в школе. Однако в настоящее  время крайне низкая заработная плата  и недостаточный уровень социальной защищенности школьных психологов приводит к их значительному оттоку, особенно специалистов высокой квалификации, из образовательных учреждений. Это делает крайне затруднительным формирование системы комплексной медико-психологической и социально-правовой службы в образовании, создание гибкой инфраструктуры, объединяющей работу психологов, медиков, социальных педагогов, юристов по оказанию необходимой помощи ребенку, семье, педагогу, руководителю образовательного учреждения.

Выходом из создавшейся ситуации является создание на базе существующей региональной системы психолого-медико-педагогической службы комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования, включающей различных  специалистов (психологов, социальных педагогов, дефектологов, медицинских  работников), целью которой является осуществление поддержки развития ребенка и сопровождения педагогических, управленческих и социальных инноваций в системе образования. Разработка нормативно-правовой и организационно-технологической базы указанной службы, организация в системе данной службы, совместно с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (на федеральном, региональном и муниципальном уровне), антикризисных подразделений по оказанию медико-психологической и социально-правовой помощи в первую очередь детям и семьям, попавшим в кризисные ситуации. Разработка межведомственной программы «Психологическая, социальная и информационная безопасность детства», которая предусматривает изучение особенностей поведения людей и оказание комплексной экстренной помощи в экстремальных ситуациях, создание практических технологий реабилитации детей и взрослых, попавших в чрезвычайную ситуацию.

Ведется создание в сети образовательных  учреждений структурных подразделений  комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования для городских  условий по возможности в каждом микрорайоне, а для сельских и  поселковых - по крайней мере в районных центрах.

В существующей системе муниципальных  служб формируются консультационные пункты по оказанию методической и  психолого-педагогической помощи родителям  в семейном воспитании детей (ранняя профилактика семейного неблагополучия, обучение родителей технике доврачебной  помощи, современным методам физического  и нравственного воспитания, здорового  питания и др.).

При переходе на нормативное  финансирование образования учитываются  в нормативах стоимость психолого-медико-социально-правового  сопровождения учащихся всех категорий, включая детей с особенностями  развития и инвалидностью. Персонал службы приравнивается по зарплате, пенсионному  обеспечению социальным льготам  и гарантиям к педагогическим работникам.

Создается эффективная система  профессионального образования, повышения  квалификации, переподготовки, и других форм подготовки практических психологов, на основе нового поколения образовательных  стандартов.

 

Формирование эффективных  механизмов социально-психологической, финансово-экономической и материально-технической  поддержки специального образования

Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными  возможностями здоровья в образовательных  учреждениях, получения образования  и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества. Развитие современных информационных технологий, научно-технический прогресс и глобальное изменение видов профессиональной деятельности резко расширили возможности социальной интеграции различных категорий детей с отклонениями в развитии, поведении, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества. Кардинальное решение проблем обеспечения нормального развития и образования указанной категории детей требует существенного изменения государственной политики по отношению к системе специального образования.

 

Государственная поддержка  одаренных детей

Государственная политика по формированию интеллектуального потенциала нации требует постоянного внимания и всесторонней поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, молодежи. Система дополнительного  образования детей и молодежи, традиционно предоставляющая возможности  для массового проявления способностей детей и формирующая их социально  значимые компетентности, сегодня значительно  утратила свое влияние.

За последние годы пересмотр  структуры образовательных учреждений, уменьшение бюджетных расходов на отдельные  их виды привело к резкому сокращению сети учреждений дополнительного образования  детей, художественных, музыкальных  и спортивных школ, центров научно-технического просвещения и творчества молодежи. Коммерциализация ряда образовательных программ дополнительного образования сделала их недоступными для большинства детей из малообеспеченных семей (особенно в сельской местности).

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования