Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.
К сожалению, в период глубоких
социально-экономических
Отношение к детям - мерило
нравственной зрелости общества, его
гуманизма и духовного
Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость консолидированных усилий всего общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций). Только тогда, когда все общество повернется лицом к этой проблеме, детская беспризорность может быть устранена из российской жизни.
Следует подчеркнуть, что, по данным ВЦИОМа, большинство населения страны считает, что ликвидация детской беспризорности должно стать первым российским национальным проектом.
Восстановление и развитие школьного здравоохранения
В настоящее время медицинское
обеспечение учащихся и воспитанников
образовательных учреждений возложено
на сотрудников детских поликлиник
- врачей-педиатров и
Оценка работы медперсонала в процессе лицензирования и аттестации школ никак не связана с заболеваемостью учащихся, а страховые компании не заинтересованы в проведении профилактической работы, так как их институциональное благополучие связано с больными детьми. В итоге забота о здоровье школьников, декларативно возложенная Законом «Об образовании» на директора школы, на деле не интересует никого, кроме родителей ребенка.
В 67% школ Российской Федерации
отсутствуют медицинские
В итоге, по данным Всероссийской
диспансеризации детей и
Реорганизация системы питания
в общеобразовательных
Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков - одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Однако сегодня в школах России большинство детей еще не получают необходимого питания с учетом возраста, состояния здоровья, умственной и физической нагрузки, режима функционирования образовательного учреждения, а также территориальных особенностей региона.
Горячее питание в школе в настоящее время получают только 15-20%. Муниципальные органы власти (причем далеко не все) выделяют на питание детей в среднем по 12-15 руб. в день, из которых 60% составляют накладные расходы. Существующее школьное питание ведет к недостаточному потреблению наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, преобладанию углеводно-жирового компонента в питании детей, недостаточному потреблению витаминов и микроэлементов.
Главным направлением стало
восстановление «индустрию школьного
питания» на основе современной материально-
Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях
За последние десять лет в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи. Реорганизация органов управления образования и физической культуры исключила из их структур подразделения, которые осуществляли деятельность в области развития школьной физической культуры. Это повлекло за собой уменьшение финансирования, сокращение количества и выход из строя существующих спортивных объектов в общеобразовательных учреждениях, слабую их оснащенность спортивным инвентарем.
Снижение контроля за уровнем преподавания на уроках физкультуры, производством школьного спортивного инвентаря и оборудования привело к повышению травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных учреждениях. По причине резкого повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей и подростков во внеурочное время.
Приоритетной стала разработка
и реализация федеральной и региональных
целевых программ развития физической
культуры и спорта в образовательных
учреждениях, включающей в себя: нормативное
финансирование учебной и внеклассной
работы по физической культуре и развитию
массового спорта в образовательных
учреждениях с учетом увеличения
отводимого на неё времени; развитие
и совершенствование
Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса
В развитых странах, в том числе и в России, наработан конструктивный опыт в организации инфраструктуры комплексного сопровождения и поддержки ребенка в процессе его развития, обеспечивающей успешность социализации детей в условиях современного мира.
При этом основной тенденцией в формировании такой инфраструктуры становится перенос основных усилий из сферы ликвидации психологических, правовых и социальных последствий и издержек, вызванных имеющимися недостатками образовательной системы, в сферу превентивных мер по предупреждению этих негативных явлений или, что еще более важно, по формированию условий, препятствующих их появлению. Не секрет, что многие педагогические инновации, особенно поспешно вводимые, нередко влекут за собой крайне негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности как ребенка, так и педагога.
С другой стороны, именно указанное «перенацеливание» системы психолого-медико-социальной поддержки ребенка в образовательном процессе представляет собой важный фактор инновационного развития образования.
Проблема медико-
Выходом из создавшейся ситуации
является создание на базе существующей
региональной системы психолого-медико-
Ведется создание в сети образовательных
учреждений структурных подразделений
комплексной психолого-
В существующей системе муниципальных
служб формируются
При переходе на нормативное
финансирование образования учитываются
в нормативах стоимость психолого-медико-
Создается эффективная система профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки, и других форм подготовки практических психологов, на основе нового поколения образовательных стандартов.
Формирование эффективных
механизмов социально-психологической,
финансово-экономической и
Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества. Развитие современных информационных технологий, научно-технический прогресс и глобальное изменение видов профессиональной деятельности резко расширили возможности социальной интеграции различных категорий детей с отклонениями в развитии, поведении, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества. Кардинальное решение проблем обеспечения нормального развития и образования указанной категории детей требует существенного изменения государственной политики по отношению к системе специального образования.
Государственная поддержка одаренных детей
Государственная политика по
формированию интеллектуального потенциала
нации требует постоянного
За последние годы пересмотр
структуры образовательных