Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

 

2. Роль детского коллектива  в развитии личности

 

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны  друг с другом. Развитие личности зависит  от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся  в нем деловых и межличностных  отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического  и умственного развития, их возможности  и способности обусловливают  воспитательную силу и воздействие  коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем  более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.

 

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано  с уровнем их самостоятельности  и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в  коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

 

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек  живет и развивается в системе  отношений с природой и окружающими  его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство  связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

 

3. Включенность личности  в коллектив

 

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию  занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих  делах. Способность личности действовать  так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную  включенность в организацию.

 

Термин «включенность  личности в организацию» сходен с  рядом социально-психологических  понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция личности, характеризующая  роли как предписанные социальной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального  положения, сосредоточивает внимание на объективной стороне деятельности и поведении личности, когда творческое начало в этой деятельности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации. Включенность же предполагает успешное выполнение своей роли в  группе, проявление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

 

Включенность следует  понимать как адекватное или неадекватное участие личности в жизнедеятельности  коллектива, в реализации его целей. В случае адекватного участия  у учащегося проявляются инициатива, активность, стремление внести как  можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В  случае же неадекватного участия  проявляется либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам  покажу, вы меня еще узнаете...»).

 

Включенность как участие  в делах коллектива определяет и  линию поведения учащегося: он высказывает  свое мнение, делает критические замечания  товарищам, побуждает сверстников  к выполнению обязанностей, участвует  в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характеризует  его включенность.

 

Включенность - это не просто принадлежность человека к коллективу. Это и самодеятельность его в  нем. Это не только накопление возможно большего числа актов положительного поведения в коллективе, а такое  состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма  применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.

 

 

4. Практическая реализация  концепции воспитания в коллективе  в современной школе

 

Начиная с первого класса детей объединяют в группы: сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

 

Работа в паре учит детей  слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

 

Вначале формирование групп  проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр: «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».

 

Игровой метод позволяет  сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс  учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

 

Игры «Эхо», «Замри», «Встать  по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская  машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.

 

Во II классе основная задача педагога - создание ситуаций и удерживание  условий, при которых общение  приобретает предметный деловой  характер. Этому способствует организация  детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые  взаимоотношения, которые позволяют  перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

 

Основное в работе с  третьеклассниками - создавать и  поддерживать проблемными вопросами  ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное - уметь  держать паузу.

 

С помощью делового общения  дети могут организовать работу между  классами, группами дошкольников во время  совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить  учащими детей младших классов  и дошкольников, что свидетельствует  о становлении учебной деятельности.

 

Игры в III классе носят  творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.

 

В старших классах детей  можно объединять в группы для  выполнения различных заданий: написаний  совместных докладов, выполнения проектов, создания поделок и т.д. кроме  того со старшеклассниками проводятся различные КТД (коллективно-творческие дела): КВНы, школьные инсценировки, концерты и т.д.

Тенденции развития системы российского образования

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Мировые тенденции развития  образования 4

2. Развитие Национального  проекта «Образование». Превращение  его в системный стратегический  инструмент инновационного развития  российского образования 6

3. Тенденции развития системы  российского образования 6

Заключение 24

Список источников 26

 

 

Введение

Система российского образования  за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов  экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» - все эти документы стали  важнейшей законодательной базой  в сфере образования.

Многочисленные попытки  преобразований и новаций, наблюдаемые  в различных сферах образования: от дошкольного до высшего и послевузовского, не дают пока того эффекта, которое  ждет от них российское общество. И  не вина в этом наших учителей и  профессорско-преподавательского состава. Так вышло, что государство в результате экономических реформ поставило всю систему образования в положение вечно нуждающегося просителя. Социальное обеспечение воспитателей, учителей и преподавателей, оплата их труда, с каждым годом морально-устаревающая материально-техническая база - вот то наследство спонтанного перехода к «свободному рынку», которое сегодня приходится преодолевать нашему обществу.

Все это определяет актуальность исследований в области тенденций  и перспектив российского образования  на современном этапе. Для уяснения основных направлений развития образования  в РФ, считаю необходимым включить в структуру работы дополнительный раздел, посвященный анализу мировых  тенденций развития образования, т.к. интеграция России в международное  образовательное пространство - пожалуй, главная на настоящий момент задача и основные тенденции развития российского  образования определяются именно этой целью.

 

1. Мировые тенденции развития  образования

В решении крупной цивилизованной задачи - выхода из состояния закрытого  общества и интеграции посттоталитарной России в международное сообщество, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало окончательно ясно, что закрытая школа, как и закрытое общество, не способна к развитию.

Сегодня открытость образования - это не только устранение в нем  и вокруг него долгое время старательно  возводимых заграждений, это не только его внутреннее раскрепощение, освобождение от догм, купюр, эвфемизмов и недомолвок. Это - обращенность образования к  единому и неделимому миру, к его  глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность  участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.

Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично  происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной  работы в этом направлении.

Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование  вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные  тенденции, должно быть соотнесено с  мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.

Задача повышения конкурентоспособности  страны в условиях глобализации мировой  экономики требует решения вопроса  о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым  тенденциям развития образования.

К числу основных тенденций  развития образования в современном  мире правомерно отнести:

• лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации  системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться  на протяжении всей жизни;

• переход к информационному  обществу, значительное расширение масштабов  межкультурного взаимодействия, обусловливающие  особую важность коммуникативной и  информационной компетентности личности;

• динамичное развитие и  диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере  занятости, актуализирующие потребность  в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

• возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России - около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся  страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого  и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования. Сфера  образования должна стать стратегической точкой роста для России XXI века. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие этой сферы  формирует инвестиционную привлекательность  страны и обеспечивает технологический  прорыв.

 

2. Развитие Национального  проекта «Образование». Превращение  его в системный стратегический  инструмент инновационного развития  российского образования

Создание в 2005 г. по инициативе В. Путина Национального проекта  «Образование» имело важное значение, особенно в двух отношениях: как стимулирование образовательных инноваций и как первый в новейшей истории российского образования прецедент «прорыва» барьера межбюджетных отношений и оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального (президентского) уровня.

Это последнее обстоятельство в корне изменило саму философию  существующей экономики образования, равно как и сложившуюся крайне консервативную систему межбюджетных отношений в образовательной  сфере, резко тормозящую ее развитие.

Основной тенденцией увеличения образовательной и социальной значимости названного проекта и придания ему  подлинно национального статуса  на настоящее время , во-первых, расширяется зона охватываемых им актуальных педагогических проблем и, во-вторых, - и это главное - проекту придается характер системной стратегии инновационного развития российского образования.

 

3. Тенденции развития системы  российского образования

Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности.

Детство - это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных - на всю жизнь. Человечество на пути своего исторического  развития все с большей осознанностью  и ответственностью подходит к выстраиванию этого института, а в пору социальных и экономических катаклизмов  к целенаправленной защите детства  и каждого ребенка в отдельности. Первостепенным условием для развития ребенка, органичной средой для детства  является образование во всех его  формах и видах и особенно школьное, связанное с самым продолжительным  и ответственным этапом в жизни  каждого ребенка.

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования