Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.
2. Роль детского коллектива в развитии личности
Процессы развития личности
и коллектива неразрывно связаны
друг с другом. Развитие личности зависит
от развития коллектива, его уровня
развития, структуры сложившихся
в нем деловых и межличностных
отношений. С другой стороны, активность
воспитанников, уровень их физического
и умственного развития, их возможности
и способности обусловливают
воспитательную силу и воздействие
коллектива. В конечном итоге коллективное
отношение выражено тем ярче, чем
более активны члены
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
3. Включенность личности в коллектив
Организованность коллектива
во многом определяется тем, какую позицию
занимает в нем каждый из учащихся,
и какова его активность в общих
делах. Способность личности действовать
так, чтобы укреплять
Термин «включенность
личности в организацию» сходен с
рядом социально-
Включенность следует
понимать как адекватное или неадекватное
участие личности в жизнедеятельности
коллектива, в реализации его целей.
В случае адекватного участия
у учащегося проявляются
Включенность как участие
в делах коллектива определяет и
линию поведения учащегося: он высказывает
свое мнение, делает критические замечания
товарищам, побуждает сверстников
к выполнению обязанностей, участвует
в голосовании при выборе актива,
выполняет конкретные дела, общественные
поручения и т. п. При этом оказывается,
что линия поведения во многих
ситуациях как раз и
Включенность - это не просто принадлежность человека к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов положительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.
4. Практическая реализация
концепции воспитания в
Начиная с первого класса детей объединяют в группы: сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр: «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».
Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».
Игры «Эхо», «Замри», «Встать по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.
Во II классе основная задача педагога - создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.
Основное в работе с третьеклассниками - создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное - уметь держать паузу.
С помощью делового общения
дети могут организовать работу между
классами, группами дошкольников во время
совместных праздников, соревнований,
уроков, олимпиад; могут выступить
учащими детей младших классов
и дошкольников, что свидетельствует
о становлении учебной
Игры в III классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.
В старших классах детей можно объединять в группы для выполнения различных заданий: написаний совместных докладов, выполнения проектов, создания поделок и т.д. кроме того со старшеклассниками проводятся различные КТД (коллективно-творческие дела): КВНы, школьные инсценировки, концерты и т.д.
Тенденции
развития системы российского
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Мировые тенденции развития образования 4
2. Развитие Национального
проекта «Образование».
3. Тенденции развития системы российского образования 6
Заключение 24
Список источников 26
Введение
Система российского образования
за последние 10 лет претерпела значительные
изменения в русле общих
Многочисленные попытки
преобразований и новаций, наблюдаемые
в различных сферах образования:
от дошкольного до высшего и послевузовского,
не дают пока того эффекта, которое
ждет от них российское общество. И
не вина в этом наших учителей и
профессорско-
Все это определяет актуальность исследований в области тенденций и перспектив российского образования на современном этапе. Для уяснения основных направлений развития образования в РФ, считаю необходимым включить в структуру работы дополнительный раздел, посвященный анализу мировых тенденций развития образования, т.к. интеграция России в международное образовательное пространство - пожалуй, главная на настоящий момент задача и основные тенденции развития российского образования определяются именно этой целью.
1. Мировые тенденции развития образования
В решении крупной цивилизованной задачи - выхода из состояния закрытого общества и интеграции посттоталитарной России в международное сообщество, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало окончательно ясно, что закрытая школа, как и закрытое общество, не способна к развитию.
Сегодня открытость образования - это не только устранение в нем и вокруг него долгое время старательно возводимых заграждений, это не только его внутреннее раскрепощение, освобождение от догм, купюр, эвфемизмов и недомолвок. Это - обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.
Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.
Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.
Задача повышения
К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:
• лавинообразное обновление
технологий, ускорение темпов развития
экономики и общества, вызывающее
необходимость такой
• переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
• динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
• возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России - около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Не случайно многие экономически
развитые и бурно развивающиеся
страны, разрабатывая национальные доктрины,
концепции и программы
2. Развитие Национального
проекта «Образование».
Создание в 2005 г. по инициативе В. Путина Национального проекта «Образование» имело важное значение, особенно в двух отношениях: как стимулирование образовательных инноваций и как первый в новейшей истории российского образования прецедент «прорыва» барьера межбюджетных отношений и оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального (президентского) уровня.
Это последнее обстоятельство в корне изменило саму философию существующей экономики образования, равно как и сложившуюся крайне консервативную систему межбюджетных отношений в образовательной сфере, резко тормозящую ее развитие.
Основной тенденцией увеличения образовательной и социальной значимости названного проекта и придания ему подлинно национального статуса на настоящее время , во-первых, расширяется зона охватываемых им актуальных педагогических проблем и, во-вторых, - и это главное - проекту придается характер системной стратегии инновационного развития российского образования.
3. Тенденции развития системы российского образования
Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности.
Детство - это особый период
жизни, который обеспечивает накопление
ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных,
духовных, социальных - на всю жизнь.
Человечество на пути своего исторического
развития все с большей осознанностью
и ответственностью подходит к выстраиванию
этого института, а в пору социальных
и экономических катаклизмов
к целенаправленной защите детства
и каждого ребенка в