Расчет экономической эффективности автоматизированной си-стемы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является создание автоматизированной системы управления транспортным предприятием, описание информационной системы и ее составных частей, расчет ее экономической эффективности.

Содержание

Введение 3
1. Исходные данные 5
1.1. Общие исходные данные (до внедрения АСДУ-ГПТ) 5
1.2. Индивидуальные исходные данные (вариант №13) 6
2. Описание системы и ее декомпозиция по подсистемам и режимам функционирования 7
2.1. Техническое обеспечение АСДУ-ГПТ 7
2.2. Программное обеспечение АСДУ-ГПТ 8
2.3. Организационное обеспечение АСДУ-ГПТ 10
3. Определение затрат на создание АСДУ-ГТП 15
4. Приведение разновременных затрат на создание АСДУ-ГПТ 16
5. Определение текущих (эксплуатационных) расходов на АСДУ-ГПТ 17
6. Расчёт годовой экономии (прироста прибыли) от создания АСДУ-ГПТ 19
6.1. Определение экономической эффективности от создания АСДУ-ГПТ 19
6.2. Годовой объем перевозок пассажиров 20
6.3. Определение себестоимости перевозки одного пассажира на среднюю дальность 21
6.4. Показатели расходов и экономии 23
7. Расчет основных показателей экономической эффективности от создания АСДУ-ГПТ 24
7.1. Фактор времени при расчете экономической эффективности 25
7.2. Чистый дисконтированный доход 26
Заключение 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовик (ИТУ).doc

— 1.42 Мб (Скачать документ)

  Технологические программы оперативного управления обеспечивают выбор наиболее рациональных методов диспетчерского управления. Этот выбор осуществляется на основе количественных оценок эффективности управления в соответствии с выбранным критерием оптимальности. При этом используются следующие методы диспетчерских воздействий: нагон и замедление в пути; увеличение времени отстоя ТЕ на конечных пунктах маршрута; ввод укороченного рейса; ввода резервной ТЕ; переключение ТЕ с одного маршрута на другой; ввода оперативного интервала и пр.;

  Технологические программы диспетчерской отчетности выполняют функции формирования и вывод на печать данных:

  • о работе каждого водителя (количество выполненных рейсов, из них регулярных, нерегулярных);
  • по транспортным предприятиям (о выпуске подвижного состава на линию, о регулярности движения, о сходах ТЕ с линий);
  • о работе диспетчеров (операторов) ЦДС (количество выполненных и  невыполненных рекомендаций);
  • в целом о перевозочном процессе города (общий объем перевозок пассажиров по городу, по времени суток; картограммы пассажиропотоков по маршрутам; общий выпуск ТЕ на линию).

2.3. Организационное  обеспечение АСДУ-ГПТ

  В основу организационной структуры АСДУ-ГПТ должна быть положена структура, которая реализует рациональным образом технологию диспетчерского управления городским маршрутизированным транспортом. Проектирование оргструктуры АСДУ-ГПТ, в т.ч. определение штатной структуры и численности управленческого персонала, может включать в себя следующие три этапа:

  • Анализ функций системы диспетчерского управления и построение «дерева целей»;
  • Разработку и моделирование вариантов штатной структуры и численности персонала ЦДС в АСДУ-ГПТ;
  • Разработку должностных и операционных инструкций, а так же системы материального стимулирования работы аппарата управления и водителей в новых условиях.
 
 
 
 
 
 
 

      

      

                         

              
 

    

    

              1.1              1.2                 2.1       2.2       2.3         2.4             3.1                3.2

    

      
 

    

      

                                                               4.1          4.2           4.3     

  Рис.2  Функции  диспетчерского  управления  городским  маршрутизированным транспортом.

  Условные  обозначения:

1.1 –  обмен информацией между ЦДС  и транспортным предприятием (ТП) о готовности ТЕ к выпуску;

1.2 –  формирование наряда на выпуск  ТЕ из ТП;

2.1 – двухсторонняя связь диспетчера с водителем ТЕ;

2.2 –  получение информации о фактическом  движении ТЕ;

2.3 –  выработка управляющих диспетчерских  воздействий;

2.4 –  передача управляющих воздействий;

3.1 –  получение информации о сходах (в т.ч. поломках) ТЕ на линии;

3.2 –  контроль за восстановлением  ТЕ в ТП;

3.3 –  передача информации о выходе  восстановленной ТЕ на линию;

4.1 –  обеспечение надежности функционирования  УВК;

4.2 –  ремонт и обслуживание периферийного  оборудования (УТЕ, УКП);

4.3 –  эксплуатация программного, математического  и пр. обеспечения. 

  При анализе функционирования  диспетчерского управления ГПТ может использоваться программно-целевой подход и разработка «дерева целей» (рис. 2). Фрагмент проектирования оргструктуры АСДУ-ГПТ представлен в таблице 1. 

Табл. 1

Цели  и задачи Исполнители
Диспетчер транспортного предприятия Линейный 
диспетчер
Диспетчер ЦДС
1.1 +/+    
1.2 +/+    
2.1   +/- -/+
2.2   +/- -/+
2.3   +/- -/+
2.4   +/- -/+
3.1   +/- +/+
3.2 +/-   -/+
3.3 +/+ +/- +/+

 

  Анализ таблицы 1 показывает, что штат линейных диспетчеров при создании АСДУ-ГПТ не выполняет ни одной системной функции, следовательно, надобность в нем отсутствует. Из анализа этой же таблицы следует, что для ЦДС в условиях функционирования АСДУ-ГПТ необходимо вводить новые структурные подразделения – ВЦ и должности программистов, математиков, электронщиков.

  Таким образом, вариант новой структуры ЦДС можно представить так, как показано на рисунке 3. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 3. Структура ЦДС  в  условиях  функционирования  АСДУ-ГПТ.

  Одним из основных вопросов формирования организационной структуры АСДУ-ГПТ является определение количественного состава диспетчеров ЦДС по оперативному управлению движением ТЕ на маршрутах. Учитывая вероятностный характер поступления информации, количество диспетчеров можно определить следующим образом. Диспетчерский персонал ЦДС в условиях функционирования АСДУ-ГПТ можно рассматривать как систему массового обслуживания, содержащую «m» обслуживающих каналов, на вход которых поступает пуассоновский поток требований определенной интенсивности на обслуживание ТЕ. Время обслуживания каждого требования, учитывая быстродействие УВК, можно считать постоянным; интенсивность диспетчерских воздействий зависит от отклонения ТЕ от расписания. Такая модель системы массового обслуживания позволяет при известной интенсивности требований и времени их обслуживания определить  количество каналов (диспетчеров), при наличии которых вероятность отказа в обслуживании ТЕ достаточно мала, например, равна 0.001. Для других подразделений численность может быть определена в соответствии с нормативными требованиями.

3. Определение затрат на создание АСДУ-ГТП

  Затраты (КАСДУ) на создание АСДУ-ГПТ представляют собой сумму затрат, необходимых для разработки и внедрения системы. Эти затраты могут быть определены по формуле:

КАСДУ = К1 + К2 ± К3,

где К1 – предпроизводственные затраты на создание АСДУ-ГПТ;

К2 – капитальные вложения на создание АСДУ-ГПТ;

К3 – остаточная стоимость высвобождаемого (ликвидируемого) оборудования, устройств, зданий, сооружений.

В данной работе К3 не учитываются.

  Предпроизводственные затраты (К1) представляют собой затраты, связанные с разработкой и внедрением технико-рабочей документации на систему. Исходя из основных этапов создания ИСУ, предпроизводственные затраты можно определить по следующей формуле:

К1 = КТЭО + КТЗ + КТП + КРП + КОЭ,

где КТЭО – затраты на разработку технико-экономического обоснования на систему;

КТЗ – затраты на разработку технического задания на проектирование системы;

КТП – затраты на разработку технического проекта;

КРП – затраты на создание рабочего проекта;

КОЭ– затраты на опытную эксплуатацию системы.

  Значение предпроизводственных затрат задаётся в исходных данных и составляет варианта 80000 руб.

 Капитальные вложения представляют собой затраты, связанные с приобретением комплекса технических средств (КТС), его транспортировкой, установкой, монтажом и наладкой, а также со строительством (реконструкцией) помещений для размещения комплекса технических средств и персонала.

К2 = КЭВМ + КПО + КЭВМ-УМН + КПО-УМН + КЗД,

где КЭВМ – затраты на приобретение ЭВМ;

КЭВМ = NЭВМ * ЦЭВМ +  ЦСЕРВ = 7 * 40000 + 400000 = 680000 руб.

КПО – затраты на приобретение периферийного оборудования;

КПО = 420 * 5000 + 35 * 250000 + 2 * 100000 = 11050000 руб.

КЭВМ-УМН – затраты на установку, монтаж и наладку ЭВМ (принимаются равными 10% ее стоимости);

КЭВМ-УМН = 680000 * 0,1 = 68000 руб.

КПО-УМН – затраты на установку, монтаж и наладку периферийного оборудования (принимаются равными 5% их стоимости);

КПО-УМН = 11050000 * 0,05 = 552500 руб.

КЗД – затраты на строительство (реконструкцию) здания ВЦ.

КЗД = 135 * 30000 = 4050000 руб.

Всего капитальных затрат:

К2 = 680000 + 11050000 + 68000 + 552500 + 4050000 = 16400500 руб. 

Таким образом:

КАСДУ = 16400500 + 80000 = 16470500 руб.

Средние затраты за год (в расчете на 3 года создания системы):

КАСДУ(ГОД) = КАСДУ / 3 = 6281500 руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Приведение разновременных  затрат на создание  АСДУ-ГПТ

  При расчете экономической эффективности необходимо учесть влияние фактора времени, которое проявляется в том, что средства для финансирования системы фактически изымаются из оборота, не принося дохода. Если использовать эти средства в другой сфере, то они могут дать прибыль в размере

Р = ЕН * КАСДУ = 0,2 * 16470500 = 3294100 руб.

где ЕН – нормативный коэффициент приведения разновременных затрат (принимается для АСДУ-ГПТ равным 20%).

  В связи с этим вычисляются затраты, учитывающие неполученную прибыль, суммируются и приводятся к началу промышленной эксплуатации системы (с учетом разновременности вложения затрат по годам). Приведенную величину суммарных капитальных вложений при создании системы можно определить по формуле:

Информация о работе Расчет экономической эффективности автоматизированной си-стемы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом