Внутрифирменное планирование и его роль в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:09, реферат

Описание

Роль планирования в деятельности предприятия в условиях рынка;
Общеэкономическое понимание планирования, планирование как антипод механизма цен;
Управленческое понимание планирования;
Пределы планирования.

Работа состоит из  1 файл

Лекция планирование.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

23.11.01

Тема: «Внутрифирменное планирование и его роль в  деятельности предприятия».

  1. Роль планирования в деятельности предприятия в  условиях рынка;
  2. Общеэкономическое понимание планирования, планирование как антипод механизма цен;
  3. Управленческое понимание планирования;
  4. Пределы планирования.

Роль  планирования в деятельности предприятия в  условиях рынка.

      Предприятие – самостоятельный организационно – обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, и выполняет работы производственного характера и оказывает платные услуги.

      Планирование – упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.

      Высшая  цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия. Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных отраслей в теории экономики производства. Необходимость планирования деятельности предприятия в условиях рынка объективно возрастает в связи с высокой неопределенностью внешней среды в которой находится предприятие.

      Планирование  должно решить целый  ряд задач:

  1. Определить роль и место предприятия на рынке;
  2. Планировать программу своей деятельности;
  3. Спрогнозировать цены на выпускаемую продукцию;
  4. Снижение затрат на единицу продукции (себестоимость);
  5. Спланировать техническое развитие предприятия;
  6. Обязательно определить направление использования собственных финансовых средств (если они есть);
  7. Необходимо спланировать привлекательность заемных средств (сколько, когда отдать).

      Планирование  является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что предприятие или фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

      Планирование  имеет два смысла:

  1. Общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.
  2. Управленческий смысл, в этом случае планирование выступает одной из функций менеджмента (умение предвидеть и использовать это предвидение).

Эти понятия  тесно связаны между собой.

Общеэкономическое понимание планирования, планирование как  антипод механизма  цен.

      С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм который  заменяет цены и рынок. В рыночных условиях именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления продукции. Фирма как один из участников этой системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действия.

      Однако  во внутренней среде строительной организации  механизм цен вытесняется сознательным действием и авторитетными решениями предпринимателей (руководитель) и менеджеров.

      Руководитель  осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности, т.е. планирует. В связи с этим ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, проходящие внутри фирмы и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и исключить ее негативные последствия. Также применяя планирование фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи. Отменяя отношения купли – продажи внутри фирмы, предприятие избавляется от дополнительных затрат (трансакционные издержки).

      Макроэкономическое  планирование – определение стратегических направлений народного хозяйства.

      Базируется:

  1. На изучении социально – экономических процессов в государстве;
  2. Информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства;
  3. На применении обязательных для всех субъектов рыночных отношений.
 

      Должно  быть 7 планов:

1). Природно-экономические  особенности страны и регионов.

2). Изменение  в структуре экономики на перспективу.

3). Перспектива  развития отраслей и межотраслевых  связей.

4). Направление  развития общества, социальная защита  населения.

5). Перечень целевых  программ.

6). Развитие внутреннего  (национального) и внешнего (международного) рынка в перспективе.

7). Формирование  бюджета.

27.11.01

Управленческое  понимание планирования.

      Планирование  является составной частью менеджмента. Оно помогает организации решить следующие вопросы:

  1. Какое место занимает организация на строительном рынке, и какова ее экономическая позиция;
  2. Решение вопросов о ресурсах (материальные, трудовые, финансовые) при помощи которых могут быть достигнуты цели предприятия;

      На  основе системы планов предприятие  работает ритмично с определенным знанием  своей перспективы своей перспективы и возможностями влияния на внешнюю экономическую среду. Предприятие, которое занимается планированием, имеет следующие преимущества:

  1. Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
  2. Поясняет возникшие проблемы;
  3. Стимулирует менеджеров к реализации своих решений;
  4. Координирует внутреннюю деятельность организации;
  5. Увеличивает возможности в обеспечении информацией предприятия;
  6. Способствует более рациональному распределению ресурсов;
  7. Улучшает контроль (любой контроль).

      В нашей действительности можно очертить 2 сферы, нуждающиеся в применении планирования: строительные предприятия, бывшие государственные, на данный момент приватизированные и вновь возникшие частные строительные фирмы.

      Для 1-ой категории планирование является традиционным, но носит формальный характер. Теперешнее состояние экономики заставляет эти предприятия изменить подход к планированию и им необходимо заново осваивать принципы внутрифирменного планирования.

      Для 2-ой категории планирование является чем-то новым, они считают, что бизнес – умение «крутиться».

      Современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Они заключаются:

1. В российской  экономике исторически сложилось  преобладание крупных предприятий  почти во всех отраслях.

      Поэтому можно сказать, масштабный характер бизнеса является общей чертой современных экономик.

      С другой стороны усложняется структура  деятельности экономических организаций, чем более масштабна фирма, тем  больше от нее требуется особого  внимания к источникам финансирования, виду выпускаемой продукции и решения о будущем состоянии фирмы не могут быть решены «вприкидку» только на основе интуитивных решений. Отсюда вывод, что для крупных фирм планирование необходимо.

2. Современная  научная среда любого бизнеса  характеризуется высокой скоростью изменения. В этих условиях при принятии решений необходимо опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, на их анализ и поиск новых стратегий и тактических подходов к решению проблемы.

Пределы планирования.

      Новый стиль руководства персоналом позволяет работнику более свободную инициативную и творческую возможность подхода к решаемой проблеме.

      Любая фирма (крупная или малая) не может  полностью устранить влияние  внешней среды на свою деятельность, поскольку в России рынок складывается стихийно, на данном этапе для любой организации необходимо установить контроль над рынком.

Контроль  над рынком осуществляется:

  1. Вертикальная интеграция;
  2. Контроль над спросом;
  3. Контрактные отношения;
  4. Создание предпринимательских сетей.

      Вертикальная  интеграция означает, что планирующая организация присоединяет путем слияния или поглощения фирмы поставщики и фирмы клиенты, т.е. объединяются фирмы, входящие в состав единой технической цепочки, что позволяет внешние сделки превратить во внутренние и в результате фирма получает гарантии стабильных поставок сырья и всех видов ресурсов, и может их регулировать.

      Контроль  над спросом означает, что фирма в состоянии и контролировать объем реализуемой продукции путем разнообразного влияния на спрос. Одним из вариантов контроля над спросом является установление монопольного влияния фирмы на рынке. Фирма, которая является важнейшим поставщиком той или иной продукции может самостоятельно регулировать объем спроса и реакции покупателей на свою продукцию.

      Контрактные отношения. Смысл заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя продукции, а уже затем после соответствующей подготовки производит товар. Сделка между потенциальными покупателями и продавцом оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объемы поставляемой продукции на определенный период времени, контракт выгоден для обеих сторон сделки.

      Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы друг в друге на основе гибких отношений. От вертикальной интеграции, основанной на жестких связях предпринимательские сети отличаются свободой действий, а фирмы участницы сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность.  
 
 
 
 
 

07.12.01

Лекция.

  1. Издержки планирования.
  2. Специфика российского рынка.
  3. Причины неудач внутрифирменного планирования.

Издержки  планирования.

      Как отмечают многие из практических менеджеров одним из наиболее ???????? недостатков, которые ??????? для:

  1. Исследования;
  2. Организации плановой службы или подразделения;
  3. Привлечение дополнительных специалистов.

      Речь  идет о тех дефицитных средствах, особенно для малых фирм, которые  они могли бы направлять на решение  других важных экономических затрат.

      Если  говорить о не денежных затратах, то планирование требует затрат времени, также дефицитного и весьма ограниченного ресурса. Внедрение планирования полностью окупит те издержки, по внедрению планирования и может принести прибыль (снижение себестоимости, эффективность использования трудовых ресурсов…). Любые издержки по внедрению планирования должны дать экономический эффект в будущем, иначе нет смысла в плановой деятельности.

Специфика российского рынка.

      Строительный  рынок как в России так и  в Новосибирской области формируется  стихийно, отрасль является глубоко специфической. В связи с этим к факторам, ограничивающим использование планирования в современных условиях, относятся:

  1. Чрезмерно высокая степень неопределенности рынка, которая предопределена глубокими изменениями, которые обусловлены российской жизнью.
  2. Низкий уровень накопление капитала в российских экономических организациях, не позволяющий эффективно внедрят планирование.
  3. Отсутствие законодательных и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей  отсутствие культуры рынка.

Причины неудач внутрифирменного планирования.

Информация о работе Внутрифирменное планирование и его роль в деятельности предприятия