Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:45, реферат
Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть общее понятие финансового планирования, а именно цели и функции, организацию и виды финансового планирования;
- рассмотреть общее понятие финансового прогнозирования, а именно сущность и этапы прогнозирования, а также существующие методы прогнозирования;
Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.
Функциональная связь выражается уравнением вида
Y = f (x)
Корреляционная связь представляет вероятностную зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы. Например, однофакторное уравнение, построенное на базе линейной зависимости, имеет вид У = а0 + а1х1.
При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года.
При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое
моделирование позволяет
Построение моделей состоит из ряда этапов:
Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые корпорация стремится получить в будущем.
Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или условий функционирования. В большинстве случаев финансовое прогнозирование начинается с прогноза реализационного дохода (объема продаж). Это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика, наличие производственных мощностей и возможности их расширения, возможности продвижения и рекламы продукции, гарантийное обслуживание и обеспечение качества. Внешними факторами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономические факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).
Финансовое прогнозирование
– это предвидение возможного
финансового положения
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Прогнозирование включает три основных этапа.
1. Выявление специфических финансовых показателей, определяющих наиболее вероятностный прогноз. Обычно объем продаж и величина реализационного дохода являются первыми показателями, так как реализационный доход - один из важнейших элементов финансового планирования.
2. Выбор приемлемого метода прогнозирования. Методы финансового прогнозирования широко варьируются используемыми допущениями и используемыми данными. Не всегда сильно формализованные методы обеспечивают наилучший результат. Выбор осуществляется не по степени учета всех факторов, а по приемлемости применительно к конкретной ситуации, потребностям и возможностям финансового менеджера. Методы прогнозирования могут быть разбиты на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный доход могут быть оценены на основе мнения одного высококвалифицированного эксперта или на основе оценок множества менеджеров по продажам. Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Среди объективных методов: трендовое прогнозирование, метод доли реализационного дохода (percent of sales method), статистические методы (регрессионные модели, модели средних показателей, метод «затраты - выпуск»).
3. Проверка предположений, используемых при прогнозировании. Все прогнозы базируются на тех или иных предположениях. Например, наиболее часто используется предположение, что финансовые показатели по прошлым годам являются верными индикаторами будущих показателей. Финансовый менеджер должен оценить корректность выбранных предположений и провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменению предположений. Необходимо также включить в рассмотрение внешние и внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.
Например, рассмотрим однофакторную прогнозную модель, основанную на трендовом прогнозировании. Трендовое прогнозирование исходит из данных прошлых лет по специфическому финансовому показателю (по одной переменной). Оно может включать статистические методы или нанесение значений показателя на график и построение трендовой линии (прямой или изогнутой). При этом игнорируются возможные изменения факторов, которые влияют на предположение, что будущее повторит закономерности прошлого развития. Если корпорация XYZ на основе данных о реализационном доходе за прошлые годы (табл. 2.2.4) желает построить трендовый прогноз будущего реализационного дохода, то графическое построение позволяет это
сделать (рис. 2.2.5).
Используя трендовую линию, показанную на рис. 2.2.5, XYZ прогнозирует реализационный доход в размере 41 млн. руб. в 2007 г. и 43 млн. руб. в 2008 г.
Таблица № 2.2.4
Данные о реализационном доходе корпорации XYZ
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Реализационный доход, млн.руб. |
20,3 |
25 |
28,7 |
26 |
30,1 |
36,3 |
38,1 |
Реализационный
доход
43
40
30
20
10
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 2.2.5. Трендовый прогноз реализационного дохода корпорации XYZ
Метод доли от реализационного дохода базируется на предположении об устойчивом соотношении значений ряда финансовых показателей и значения реализационного дохода. В прогнозировании очень часто одна переменная зависит от прогноза по другой переменной (базовой). Реализационный доход рассматривается как основная базовая переменная, изменение которой приведет к изменению других финансовых показателей.
В краткосрочном прогнозировании внеоборотные активы и постоянные издержки не зависят от величины реализационного дохода.
Метод доли от реализационного дохода включает три этапа:
1) оценку соотношения между прогнозируемой переменной и величиной реализационного дохода (объемом продаж в денежном выражении) по прошлым годам или экспертно;
2) прогнозирование объема продаж;
3) прогнозирование переменной по уравнению: прогнозируемая значение прогноз переменная = соотношения х реализационного дохода
Например, корпорация XYZ заинтересована в прогнозе объема запасов на 2007 и 2008 гг. Рассмотрение зависимости между этими двумя переменными показало, что с увеличением объема реализации растет объем запасов. Соотношение оценивается в 2,5%. Подставляя в модель прогнозируемые значения объема реализации, получаем:
прогноз объема запасов на 2007 г. равен 0,025 х 41 = 1,025 млн. руб.;
прогноз объема запасов на 2008 г. равен 0,025 х 43 = 1,075 млн. руб.
Метод применим в краткосрочном прогнозировании, так как предполагает, что соотношение 2,5% сохранится. Для долгосрочного прогноза более подходит трендовый метод. Рассмотрим это положение на примере корпорации XYZ (см. табл. 2.2.5. и рис. 2.2.6.).
Как видно из табл. 2.2.5, соотношение между объемом запасов и реализационным доходом не постоянно по годам - снижается.
Таблица № 2.2.5
Данные для прогноза объема запасов корпорации XYZ
Годы |
Реализационный доход, млн.руб. |
Величина запасов, млн.руб. |
Запасы/Объем реализации, % |
2000 |
20,3 |
0,62 |
3,1 |
2001 |
25 |
0,72 |
2,9 |
2002 |
28,7 |
0,81 |
2,8 |
2003 |
26 |
0,86 |
3,3 |
2004 |
30,1 |
0,88 |
2,9 |
2005 |
36,3 |
0,95 |
2,6 |
2006 |
38,1 |
0,95 |
2,5 |
2007 |
40 |
1 |
2,5 |
Прогноз: |
|||
На 1 год |
43 |
? |
|
(2008) |
|||
На 5 лет |
60 |
? |
Запасы, млн.руб.
1,43 Пятилетний прогноз
1,1
Одногодичный прогноз
1,0
2000
0,5
0 10 20 30 40 43 50 60 Реализационный доход
Рис. 2.2.6. Трендовый прогноз объема запасов корпорации XYZ
Рис. 2.2.6 показывает трендовую линию объема запасов, отражающую среднее соотношение за прошлые годы между запасами и объемом реализации. Постоянное соотношение было бы, если бы трендовая линия проходила по обозначенным точкам.
Два метода (трендовый прогноз и метод доли от объема реализации) дают следующие результаты.
Метод доли от объема реализации:
одногодичный прогноз - 1,075 (0,025 х 43),
пятилетний прогноз - 1,5 (0,025 х 60).
Трендовый прогноз (рис. 2.2.6):
одногодичный прогноз - 1,1 млн. руб. для объема реализации 43 млн. руб.,
пятилетний прогноз - 1,43 млн. руб. для объема реализации 60 млн. руб.
При одногодичном прогнозе результаты этих двух методов близки (1,1 и 1,075 ) и отличаются лишь на 25 тыс. руб. Для пятилетнего прогноза разница уже больше (70 тыс. руб.). Для данного случая трендовый прогноз более приемлем, так как предположение о постоянстве соотношения объема запасов и объема реализации не выполняется.
Метод доли от объема продаж может быть использован для прогноза внешних финансовых ограничений как способ определения необходимого количества потребностей внешнего финансирования для обеспечения прогнозируемого объема выпуска.
Метод предполагает, что отдельные статьи баланса изменяются прямо пропорционально объему продаж.
Статьи актива баланса (текущие активы): денежные средства, дебиторская задолженность, запасы - обычно растут с ростом объема продаж. Внеоборотные активы обычно не зависят от объема продаж, если используются не на полную мощность. При 100-процентной загрузке для обеспечения более высокого уровня объема реализации требуется увеличение внеоборотных активов.
Статьи пассива баланса (текущие обязательства) обычно возрастают при увеличении объема реализации. Нераспределенная прибыль может также возрасти, но не прямо пропорционально объему реализационного дохода. Постоянные финансовые источники (акционерный капитал, долгосрочные займы) не меняются с изменением объема реализации.
Метод доли от объема реализации может применяться для построения предварительного баланса и предварительного отчета о прибылях и убытках. Главным преимуществом этого метода является простота применения. Например, расчет предварительного отчета о прибыли и предварительного баланса корпорации XYZ строится следующим образом.
Информация о работе Финансовое прогнозирование и планирование