Финансовые аспекты банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание

Главной целью настоящей работы является изучение финансовых аспектов банкротства, определение процедуры для исследуемого объекта с учетом степени его неплатежеспособности.
Поставленная цель в курсовой работе определила необходимость включения в нее ряда задач, главными из которых являются следующие:
Изучение теории вопроса банкротства и его процедур;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы финансовых аспектов процедур
банкротства
1.1 Сущность и причины банкротства 5
1.2 Процедуры банкротства 10
1.2.1 Наблюдение 12
1.2.2 Финансовое оздоровление 16
1.2.3 Внешнее управление 19
1.2.4 Конкурсное производство 23
1.2.5 Мировое соглашение 28
2 Анализ неплатежеспособности ЗАО «Заря» и определение
процедуры банкротства
2.1 Общая характеристика ЗАО «Заря» 31
2.2 Оценка технологии производства основных видов продукции
в ЗАО «Заря» 35
2.3 Оценка основных финансовых показателей ЗАО «Заря» 37
2.4 Анализ структуры баланса ЗАО «Заря» 44
2.5 Определение процедуры банкротства 52
Выводы и предложения 54
Список использованной литературы 58
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курс.фин.менеджмент-ЗАРЯ.doc

— 649.00 Кб (Скачать документ)

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено задатком, удержанием или неустойкой.

В качестве предмета обеспечения  исполнения должником обязательств не могут выступать имущество  и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Срок проведения финансового  оздоровления не более 2 лет.

Порядок введения данной процедуры: на основании обращения  должника, его органов, третьих лиц  к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду в процессе проведения наблюдения.

Законом о банкротстве (ст.81) определен перечень последствий  введения процедуры финансового  оздоровления:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдения законодательно установленного порядка;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

При финансовом оздоровлении органы продолжают осуществлять свои полномочия, но, с отдельными ограничениями  и под контролем административного  управляющего. На этой стадии также  появляются административный управляющий, арбитражный управляющий, собрание кредиторов или комитет кредиторов и лица, предоставившие обеспечение.

Должник не может без  их согласия принимать решения о  своей реорганизации; совершать  определенные сделки.

На стадии финансового  оздоровления правоспособность и дееспособность должника существенно расширяются по сравнению со стадией наблюдения.

Направления финансового  оздоровления предприятий:

  1. Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственных мощностей предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение её себестоимости, рационального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов, сокращения непроизводственных расходов и потерь. государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования;
  2. Выпуск и размещение новых акций и облигаций. Однако надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к падению их курса, что тоже может стать причиной банкротства;
  3. Факторинг – уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор – цессия, по которому предприятие уступает банку свое требование дебиторам в качестве обеспечения возврата кредита;
  4. Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести доход предприятию.

При проведении данной процедуры  разрабатывается план финансового  оздоровления и график погашения  задолженности.

Не позднее, чем за месяц до окончания финансового  оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагается:

  • баланс должника на последнюю дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По этим документам административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое направляется кредиторам и в арбитражный суд, который в свою очередь по итогам рассмотрения данного заключения принимает одно из следующих решений о:

  • прекращении производства по делу о банкротстве, в случае если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии у него признаков банкротства и отсутствии оснований для введения внешнего управления.

 

1.2.3 Внешнее управление

 

Внешнее управление –  процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, и передачей полномочий по управлению должником внешнему (арбитражному) управляющему [6,67].

Вводится данная процедура  арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов.

Срок проведения не более 18 месяцев, но может быть продлен  еще на 6 месяцев. Если внешнее управление вводится после финансового оздоровления, то совокупный срок этих двух процедур не может превышать два года.

Особенности внешнего управления:

  1. Оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя, возмещает последнему упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия – должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.
  2. При внешнем управлении в большей степени сохраняется преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия – должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению. Внешнее управление носит черты коллегиальности: в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовывать комитет кредиторов. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений. План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

Последствия введения внешнего управления:

  1. Прекращение полномочий руководителя должника;
  2. Прекращение полномочий органов управления должника;
  3. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. Передача документации, ценностей и другого внешнему управляющему производится в течение трех дней с момента его утверждения;
  5. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Вводимый мораторий  на удовлетворение требований кредиторов:

  1. Распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления;
  2. Не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждений по авторским договорам; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда;
  3. Приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение;
  4. Не начисляются неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением удовлетворения требований возникших после принятия заявления должника о признании его банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки;
  5. На сумму требований кредиторов и уполномоченных органов на дату введения внешнего управления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ (или по соглашению с кредиторами в меньшем размере и в более короткий срок);
  6. Распространяется на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В процессе внешнего управления назначается внешний управляющий. Он распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления; заключает от имени должника мировое соглашение; заявляет отказ от исполнения договоров должника; проводит инвентаризацию имущества; ведёт бухгалтерскую, статистическую, финансовую отчетность и учет; ведёт реестр требований кредиторов; осуществляет иные полномочия.

Основная функция внешнего управляющего состоит в проведении мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия – должника. Для выполнения этих мероприятий он в течение  одного месяца разрабатывает и представляет план внешнего управления, который  утверждается собранием кредиторов.

План внешнего управления должен содержать предусмотренные  меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

План внешнего управления должен:

  • соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;
  • предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;
  • содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Данный план предусматривает следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  1. Перепрофилирование производства;
  2. Закрытие нерентабельных производств;
  3. Взыскание дебиторской задолженности;
  4. Продажа части имущества должника;
  5. Уступка прав требования должника;
  6. Исполнение обязательств должника собственником имущества – унитарные предприятия, учредителями должника либо третьими лицами;
  7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  8. Размещение обыкновенных дополнительных акций должника;
  9. Продажа предприятия – должника;
  10. Замещение активов должника;
  11. Принятие иных мер по восстановлению платежеспособности.

В случае если в ходе внешнего управления удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр требований, внешний управляющий не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований представляет на утверждение арбитражного суда отчет внешнего управляющего.

Отчет должен содержать:

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о прибылях и убытках должника;
  • сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;
  • расшифровку оставшейся дебиторской и кредиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
  • сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится  определение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
  • о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  • о продлении срока внешнего управления;
  • об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего при наличии определенных обстоятельств.

 

1.2.4 Конкурсное производство

 

Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов [6,74].

Однако этот этап может  завершиться не только соразмерным  удовлетворением требований кредиторов и ликвидацией юридического лица – должника, но и переходом к процедуре, которая призвана сохранить должника как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов. Эта процедура – внешнее управление – является одним из предшествующих конкурсному производству этапов производства по делу о банкротстве. По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст.150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.

Арбитражный суд принимает  решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства согласно ст. 17 АПК РФ коллегиальным составом в следующих случаях:

  • по окончании наблюдения;
  • по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все признаки банкротства;
  • по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения;
  • после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства.

Информация о работе Финансовые аспекты банкротства предприятия