Финансовые аспекты процедур банкротства предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание

Главной целью настоящей работы является изучение финансовых аспектов банкротства, определение процедуры для исследуемого объекта с учетом степени его неплатежеспособности.
Поставленная цель в выпускной квалификационной работе определила необходимость включения в нее ряда задач, главными из которых являются следующие:
1. Изучение теории вопроса банкротства и его процедур;
2. Анализ неплатежеспособности исследуемого объекта;
3. Определение процедуры банкротства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы финансовых аспектов процедур
банкротства ……………………………….. ………………………………….... 6
1.1 Сущность и причины банкротства ………………………………………..... 6
1.2 Процедуры банкротства ……………………………………………………. 13
2. Характеристика предприятия ……………………………………………… 35
2.1 Общая характеристика ОАО «Концерн «Созвездие» …………….…….. 35
2.2 Оценка технологии производства основных видов продукции в
ОАО «Концерн «Созвездие» …………………………………………….……… 38
2.3 Анализ финансового положения ОАО …………….…………………….. 41
2.4 Обзор результатов деятельности Организации …………………..………. 44
3. Анализ платежеспособности Общества ………………………...………… 47
3.1 Расчет показателей, характеризующих финансовое состояние
Общества …………………………………………………………..……………… 47
3.2 Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности ……... 50
3.3.Показатели финансовой устойчивости ……………………………………… 53
3.4. Коэффициенты деловой активности ………………………………………… 55
3.5. Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность) …………. 57
3.6. Оценка несостоятельности (банкротства) предприятия …………………... 59
3.7 Прогноз банкротства …………………………………………………….…… 62
Заключение ………………………………………………………….………….. 63
Список используемой литературы …………………………………………… 67

Приложение ………………………………………………………….…………… 69

Работа состоит из  1 файл

готовый диплом.doc

— 474.50 Кб (Скачать документ)

     Без согласия временного управляющего, выраженного  в письменной форме, не совершаются  сделки, связанные с:

  1. Приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  2. Получением и выдачей займов (кредитов);
  3. Выдачей поручительств и гарантий;
  4. Уступкой прав требований;
  5. Переводом долга;
  6. Доверительным управлением имуществом должника.

     Согласие  временного управляющего должно быть получено и тогда, когда речь идет о нескольких взаимосвязанных между  собой сделках.

     Органами  управления должника на стадии наблюдения не могут приниматься решения  о (об):

  1. Реорганизации и ликвидации должника;
  2. Создании новых юридических лиц, где должник выступал бы как учредитель (участник);
  3. Участие должника в иных юридических лицах;
  4. Создании филиалов и представительств;
  5. Выплате дивидендов в акционерном обществе или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  6. Размещение должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  7. Выходе лиц из состава учредителей должника;
  8. Приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  9. Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, и иных объединениях юридических лиц;
  10. Заключение договоров простого товарищества.

     Запрет  на совершение перечисленных сделок существенно ограничивают права  юридического лица.

     Одной из функций временного управляющего является проведение анализа финансового состояния предприятия-должника. Его целями является определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в установленном порядке. В случае если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия этих судебных расходов.

     Другой  функцией временного управляющего является созыв и проведение первого собрания кредиторов, которое принимает решение о введении определенной процедуры банкротства. Арбитражный суд на основании постановления первого собрания кредиторов принимает соответствующие решения:

  1. Выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника;
  2. При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточно оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  3. При наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

     С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет  свои обязанности до назначения административного, внешнего или конкурсного управляющего. [24, с. 101 - 112]

    Финансовое  оздоровление - процедура, вводимая в  целях восстановления платежеспособности организации-должника и погашения  имеющейся у нее кредиторской задолженности. На первый взгляд, финансовое оздоровление - это аналог санации, которая предусматривалась еще в Законе о банкротстве 1992 г. Однако это не так, ибо в назначении и сущности процедуры финансового оздоровления по сравнению с санацией акценты смещены - главным теперь является не само по себе восстановление платежеспособности должника, а удовлетворение требований кредиторов. Причем долги могут быть погашены не только самим должником, но и лицами, предоставившими обеспечение, принявшими на себя обязательство по гарантии или поручительству. В этом - сущность и назначение процедуры финансового оздоровления. В ранее действовавшем законодательстве о банкротстве такой процедуры, как финансовое оздоровление, не предусматривалось. Введение этой процедуры носит новаторский характер, свидетельствует о стремлении законодателя к поиску оптимальных экономико-правовых форм осуществления процесса банкротства. Особое значение придается возможному участию в деле о банкротстве заинтересованных третьих лиц, готовых предоставить необходимые финансовые ресурсы для погашения требований конкурсных кредиторов и восстановления нормального положения должника. По сути, возможное участие третьих лиц и предопределило появление в Законе о банкротстве абсолютно новой для российской правовой системы процедуры финансового оздоровления.

    Строго  говоря, термин "финансовое оздоровление" не адекватен назначению рассматриваемой процедуры. Она возможна только при установлении новых сроков денежных выплат кредиторам должника и наличии тех или иных способов обеспечения этих выплат. Поэтому данная процедура представляет собой не что иное, как реструктуризацию задолженности организации-должника. Таким образом, финансовое оздоровление - это процедура, которая вводится в целях реструктуризации кредиторской задолженности должника, восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований конкурсных кредиторов с использованием в том числе обеспечения, предоставляемого учредителями (участниками) должника, органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, или иными заинтересованными третьими лицами в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности.

      В известной мере финансовое  оздоровление - решающее звено в  цепи процедур, применяемых должниками, относительно которых возбуждено  дело о банкротстве и проводится  наблюдение: если в ходе финансового  оздоровления платежеспособность должника восстанавливается и требования кредиторов удовлетворяются, арбитражный суд прекращает судебное производство по делу о банкротстве; напротив, если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника не восстановилась и требования кредиторов не удовлетворены, в отношении должника вводится внешнее управление либо, минуя процедуру внешнего управления, должник может быть объявлен банкротом с открытием конкурсного производства непосредственно после прекращения процедуры финансового оздоровления.

    Практика  более чем семи лет применения Закона о банкротстве свидетельствует о невостребованности процедуры финансового оздоровления. Хотя точные статистические данные отсутствуют, можно с уверенностью утверждать, что финансовое оздоровление вводится крайне редко. Причин этому несколько. Прежде всего сама процедура проработана в Законе явно недостаточно; даже содержащееся в ст. 2 Закона о банкротстве легальное определение понятия финансового оздоровления дублирует определение внешнего управления и не раскрывает ни назначения, ни сущности финансового оздоровления. Было бы целесообразно более подробно регламентировать механизм предоставления заинтересованными третьими лицами обеспечения и механизм использования этого обеспечения для удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Предоставляющих обеспечение третьих лиц следует рассматривать как инвесторов, вкладывающих свои средства в рискованный проект, который должен быть весьма выгодным для них. Возможно, надо бы установить обязательность процедуры финансового оздоровления для некоторых категорий организаций-должников, например для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также предусмотреть возможность применения процедуры финансового оздоровления при банкротстве индивидуальных предпринимателей. В любом случае необходимо внести в положения Закона о финансовом оздоровлении некоторые коррективы в целях повышения эффективности этой процедуры.

      Финансовому оздоровлению посвящены ст. ст. 76 - 92 Закона, объединенные в главу пятую "Финансовое оздоровление", а также некоторые другие правовые нормы, расположенные в других главах Закона, в частности ст. 75 "Окончание наблюдения".

    Процедура финансового оздоровления не является обязательной в деле о банкротстве. С учетом конкретных обстоятельств  в каждом отдельном случае она  может быть введена арбитражным судом, а может быть и не введена. Все зависит от намерений кредиторов, от того, согласятся ли они на реструктуризацию задолженности. Право на принятие решения о введении финансового оздоровления предоставлено собранию кредиторов, которое принимает решение в порядке, предусмотренном Законом.

    Правом  же на обращение к собранию кредиторов и (или) к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления наделены должник, его учредители (участники), орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, а также третьи лица.

    Ходатайство о введении финансового оздоровления - это предложение (оферта), влекущее за собой возникновение определенных обеспечительных обязательств у лица, заявившего ходатайство. Помимо желания погасить кредиторскую задолженность должника у обратившегося лица должны быть необходимые документально подтвержденные имущественные и финансовые возможности для этого.

    Вопрос  о введении процедуры финансового  оздоровления решается в ходе наблюдения, когда накапливается достаточная  информация о реальном положении  должника и выявляются возможности  для восстановления его платежеспособности. Порядок принятия арбитражным судом решения о введении финансового оздоровления предусмотрен в ст. 75 Закона.

    Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано после того, как  в арбитражном суде будет возбуждено дело о признании должника банкротом, будет введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий.

    Если  заявитель обращается к собранию кредиторов, предоставляемые им документы  должны быть переданы временному управляющему. Если заявитель обращается в арбитражный суд, документы передаются арбитражному суду, в котором возбуждено дело о банкротстве данного должника. В любом случае ходатайство должно быть подано не позднее чем за 15 дней до проведения первого собрания кредиторов. Этот период времени необходим для того, чтобы кредиторы могли успеть ознакомиться с заявленным ходатайством и приложенными к нему документами и выработать свою позицию по этому вопросу.

    Дата  проведения первого собрания кредиторов устанавливается с учетом заявлений третьих лиц о предоставлении необходимого обеспечения и указывается в определении арбитражного суда о возбуждении производства по делу, введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

    По  сути, введение финансового оздоровления должника есть не что иное, как установление моратория на исполнение им финансовых обязательств в общем порядке, с тем чтобы они - финансовые обязательства - исполнялись в специальном порядке. Но этот мораторий должен способствовать достижению основной цели процедуры финансового оздоровления - удовлетворению требований кредиторов. Такой мораторий не является абсолютным, он действует избирательно и в определенных временных границах. [24, с. 132]

     Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, и передачей полномочий по управлению должником внешнему (арбитражному) управляющему.

     Вводится  данная процедура арбитражным судом  на основании решения собрания кредиторов.

     Срок  проведения не более 18 месяцев, но может быть продлен еще на 6 месяцев. Если внешнее управление вводится после финансового оздоровления, то совокупный срок этих двух процедур не может превышать два года.

     Особенности внешнего управления:

  1. Оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя, возмещает последнему упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия – должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.
  2. При внешнем управлении в большей степени сохраняется преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия – должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению. Внешнее управление носит черты коллегиальности: в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовывать комитет кредиторов. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений. План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

Информация о работе Финансовые аспекты процедур банкротства предприятий