Исследование процесса развития МФЦ в глобальной финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, диссертация

Описание

Целью настоящей работы является исследование процесса развития МФЦ в глобальной финансовой системе, их новых черт и особенностей в условиях глобализации мировой экономики, в частности, особое внимание уделяется проблеме формирования МФЦ в Москве.
В соответствии с целью исследования в диссертации решаются следующие задачи:
- выявить особенности МФЦ как субъектов мировой экономики;
- охарактеризовать роль МФЦ в финансовой глобализации;
- выделить этапы эволюции МФЦ;
- дать оценку роли глобальных городов (мегаполисов) в формировании и развитии МФЦ;
- разработать комплекс критериев классификации МФЦ;
- показать основные особенности функционирования ведущих мировых финансовых центров;
- выявить тенденции взаимодействия МФЦ в глобализирующейся мировой экономике в начале XXI века;
- доказать объективную необходимость формирования МФЦ в России, определить соответствие и несоответствие России критериям МФЦ;
- разработать алгоритм формирования в Москве МФЦ, предложить программу создания МФЦ в Москве.

Содержание

Введение.
Глава I. Международные финансовые центры как составная часть глобальной финансовой системы.
1.1.Характерные черты и особенности международных финансовых центров.
1.2. Место и роль международных финансовых центров в финансовой глобализации.
1.3.Этапы эволюции международных финансовых центров.
1.4.Роль глобальных городов (мегаполисов) в формировании и развитии международных финансовых центров.
Глава II. Анализ структуры и тенденций развития международных финансовых 1{ентров.
2.1.Основные подходы к классификации международных финансовых центров.
2.2.Характерные черты функционирования современных международных финансовых центров.
2.3.Тенденции взаимодействия международных финансовых центров в начале XXI века.
Глава III. Формирование международного финансового центра в Российской (Pedepaifuu.
3.1. Объективная необходимость, причины и условия создания международного финансового центра в Москве.
3.2. Соотношение преимуществ и недостатков (проблем) при формировании международного финансового центра в России.
3.3.Основные пути и механизмы формирования международного финансового центра в России.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 99.10 Кб (Скачать документ)

Автор исходит из того, что одной из главных коллизий современной экономической ситуации является противоречие между международной  функцией доллара, которая требует  его устойчивости и функцией национальной валюты США. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, отмечается, что это стало в результате того, что «…Представление о собственном мнении как о единственно верном и неоспоримом в конечном итоге привело власти Соединённых Штатов и к крупным просчётам в экономической сфере. Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. И не внимали многочисленным предостережениям со стороны своих партнёров. В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим».

Особый интерес  представляет раздел диссертации, в котором рассматривается роль государства и рынка в переходе от фрагментарных к интегрированным рынкам капиталов. Опираясь на сознательно упрощенную модель современного процесса гармонизации регулирующих функций в инвестиционном процессе, автор видит перспективы нарождающейся глобальной системы финансов, основного источника инвестиционного механизма, основанного, в первую очередь, на распространении в современном мировом хозяйстве сводов правил и стандартов передовой практики. Оптимальной международной валютной системой, по мнению автора, может считаться такая система, которая максимизирует поток международной торговли и инвестиций и приводит к равному распределению выгод от торговли среди всех стран мира. Международную валютную систему можно оценить при помощи категорий адаптации, ликвидности и доверия.

Адаптация (регулирование) характеризует длительность процесса устранения неравновесия платежного баланса. Эффективная международная валютная система -система, минимизирующая издержки за минимальный промежуток времени. Ликвидность будет относиться к объему международных резервных активов, доступных в данное время для устранения неравновесия платежного баланса. Хорошая международная валютная система обеспечивает достаточное количество международных резервов для того, чтобы страны смогли быстро исправить дефицит платежного баланса без экономического спада, не становясь источником инфляции для всего остального мира. Под доверием подразумевается знание того, что механизм международной валютной системы работает адекватно поставленным перед ним задачам и того, что международные валютные резервы сохраняют абсолютную и относительную стоимость и не обесцениваются.

Международная валютная система представляет собой механизм поддержки международных экономических  отношений, торговли, развития экономики, призванная обеспечивать относительную  стабильность валютных курсов национальных валют, сбалансированность государственных  бюджетов и платежных балансов за счет использования международных валютных резервов в целях финансирования возникающих у отдельных стран дефицитов валюты. С известными допущениями, автор считает, что роль Международного валютного фонда в этих процессах значительно возрастет.

Решение современных  проблем, порожденные интеграцией  финансовых рынков, не представляется возможным без анализа текущих  процессов финансовой глобализации, уроков кризисного развития мировой  финансовой системы, в первую очередь  поиска оптимальной модели финансовой интеграции и гармонизации регулирующих функций.

С этой целью в  первой главе диссертации анализируется три аспекта регулирования финансовой сферы: взаимодействие между процессом регулирования финансовой сферы и другими элементами более широкой правовой и регулирующей инфраструктуры, характером институтов, устанавливающих регулирующие нормы, и степенью применимости регулирующих норм и правил. Эволюцию процесса финансового регулирования целесообразно рассматривать под углом зрения трех особенностей развития системы финансового регулирования: последовательности развития регулирующей системы (торговая или финансовая интеграция), характера институтов, устанавливающих регулирующие нормы (политические или технические органы власти), и специфики регулирующих норм (обязательная или рекомендательная применимость).

Если прошлый  период экономической интеграции характеризовался последовательностью «торговля  — финансы», то в настоящее время  она теряет свою значимость. Во второй половине прошлого века экономическая  интеграция между странами происходила  по сравнительно стандартной формуле, в рамках которой на первом месте  шла торговая либерализация, выступавшая  в качестве необходимого условия  последующей интеграции производительных секторов. Финансовая интеграция явилась  скорее следствием расширения предоставления иностранных финансовых услуг, связанных  с торговлей товарами, нежели самостоятельным  феноменом. Международное финансовое обслуживание традиционно считалось вспомогательной функцией, что, в свою очередь, следовало из более широких представлений о том, что успешная коммерческая интеграция - первая и самая главная цель внешнеторговой политики, в то время как финансовая интеграция играет в основном вспомогательную роль. По этому пути шло развитие процесса европейской интеграции, которая эволюционировала от ограниченного числа интегрированных товарных рынков (стали и угля) до полностью интегрированных товарных, а затем и финансовых рынков. Однако глобализация международных финансовых рынков практически сводит на нет последовательность интеграционных процессов, выражаемых формулой «торговля — финансы». Финансовая интеграция происходит независимо от уровня экономической интеграции, и, хотя имеющиеся данные эмпирического плана по-прежнему подтверждают представление о том, что торговая либерализация является «существенным фактором для максимально возможного использования плодов либерализации капитальных счетов», представляется, что в реальной экономике прежняя формула «торговля — финансы» все в большей степени заменяется на обратную взаимосвязь, выражаемую формулой «финансы — торговля».

Индексы роста мирового товарного экспорта и трансграничных потоков

финансовых ресурсов (1972 = 100)

1975 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 2006 г.

Международные акции  и другие кредитные инструменты 200 587 633 1805

Международные банковские займы 238 934 1269 1507 4033

Международные облигации 178 343 1490 2055 6337

Экспорт товаров 109 196 168 221 317

Рассчитано по: Financial Market Trends (IMF), International Trade Statistics (GATT/WTO) за соответствующие годы

Исходя из представленного  в диссертации анализа, автор приходит к выводу, что мировая финансовая система стала практически независимой от государственного контроля и регулирования. Произошла принципиальная смена модели взаимодействия этой сферы с государственными регуляторами. На протяжении длительного исторического времени национальные финансовые системы функционировали преимущественно внутри стран и контролировались государственными институтами. Теперь же, когда сложилась мировая финансовая система, представляющая собой органическое единство мировых валютных, фондовых, кредитных и страховых рынков, национальные государства со своими регуляторами оказались как бы островами в глобальном финансовом океане. Сегодня они бессильны в одиночку регулировать не только те или иные процессы в мировой финансовой системе, но и контролировать в прежнем объеме свою внутреннюю финансовую сферу. Такая не поддающаяся государственному контролю сфера мировой экономики стала к тому же полностью автономной от реального сектора, обслуживание которого и было ее первоначальной задачей. Во второй половине 2008 года правительствами ведущих стран был предпринят ряд беспрецедентных шагов, направленных на укрепление доверия к финансовой системе и возвращение банков в нормальный процесс функционирования. Оценивая предпринимаемые антикризисные меры, автор приходит к выводу, что несмотря на временное оживление, пока ничто не смогло затормозить падение рынков. По сути дела, происходит обрушение всей финансовой надстройки современного мирового хозяйства в части, не связанной непосредственно с реальным накоплением.

Формирование в  настоящее время новых дисциплинирующих начал для международной финансовой системы в условиях глобализации оказалось более трудным процессом, чем в прошлом. Финансовая глобализация изменила баланс сил от государств в пользу рынков и в значительной мере обесценила прежний поход к решению мировых финансовых проблем, основывавшийся на международных договорах. Современные процессы финансовой глобализации практически не имеют исторических прецедентов, а новые решения институциональных проблем ищутся методом проб и ошибок. Распространение международных правил и стандартов при поддержке международных финансовых институтов представляет собой новую конструктивную попытку координации деятельности национальных регулирующих структур. В ее основе лежат два ключевых достижения прошлого опыта гармонизации регулирующих функций — минимальная гармонизация и репутационная дисциплина, и, несмотря на все свои недостатки, она является конкретным примером структурированного подхода к решению проблем, вызванных глобализацией рынков капитала. Финансовый кризис предопределил необходимость радикального реформирования мировой экономической финансовой системы.

Идущие полным ходом  адаптация систем финансового регулирования  в странах с переходной экономикой и реформы финансовых систем в  странах, переживающих экономический  кризис, и в странах, охваченных различного рода финансовыми неурядицами, породили всемирную волну финансовых реформ, которые, очевидно, не имеют исторических аналогов с точки зрения географического  охвата, и глубины преобразований внутри каждой финансовой системы. В этой беспрецедентной обстановке стандарты и своды правил должны сыграть важную роль в гармонизации регулирующих функций и уменьшении риска неустойчивости, проистекающих от слабых регулирующих норм и регулирующего арбитража.

Подход к гармонизации регулирующих функций, построенный  на стандартах и сводах правил, нацелен  на формирование регулирующих ориентиров для тех стран, которые встали на путь реформ своих финансовых систем и по этой причине сталкиваются с  проблемой достижения одной общей  цели при одновременном учете  особенностей своих размеров, правовых традиций и уровня финансового развития. Механическое внедрение одинаковых регулирующих норм и правил в различные  институциональные инфраструктуры может привести к непредвиденным последствиям, что убедительно доказывается опытом приватизации последних десяти лет в странах с переходной экономикой. Подход к гармонизации регулирующих функций, основанный на стандартах и сводах правил поведения, прошел только первый крут испытаний и проверок, а процесс осмысления его результатов только начался. Совершенствование стандартов и сводов правил представляется оправданным, для того чтобы выровнять имеющиеся различия между правовыми системами и устранить специфические особенности развития финансовых систем различного размера и сложности. В обобщенном варианте видение процесса реформирования можно свести к следующему.

в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования.

следует избавиться от серьёзного дисбаланса между объёмом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка зачастую приводит к образованию «мыльных пузырей», а ответственность публичных компаний перед своими акционерами размывается.

требуется укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. Не должно быть иллюзий по поводу бесконечного роста стоимости любого актива, что противоречит экономической  природе.

национальные системы регулирования и контроля обязаны способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний.

необходимо сделать  доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов. Все названные проблемы носят  абсолютно интернациональный характер. Они требуют разработки и новых «критических технологий» в политике и экономике. Именно для их решения предлагается изменить глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть роль действующих институтов и создать новые международные структуры, которые бы на деле обеспечивали стабильность.

В числе предложенных мер, автором обосновано создание более  жесткой структуры наднационального регулирования финансовых рынков, которые  сейчас страдают от спекулятивных атак, финансовых инфекций, манипулирования  хедж-фондов и других глобальных игроков через систему международного права. Предложено, в частности: охватить многосторонними отношениями такие области как, как раскрытие, например: информации об операциях на глобальных рынках, в том числе крайне непрозрачного, но огромного по объему внебиржевого оборота, в котором задействованы хедж-фонды и другие трастовые структуры; расширить международное законодательство, направленное на развитие управления рисками; обосновано необходимость присоединения к известному Базельскому соглашению новых соглашений, покрывающих риски всего финансового сектора, а не только банков. На основе анализа автором делается вывод: о не способности системы базельских соглашений предотвращать глобальные финансовые риски и не эффективности системы раскрытия информации, оценивающих финансовую стабильность в рамках МВФ и Банка международных расчетов в Базеле.

Решение этих и других проблем диктует необходимость  создания международной организации, которая так же эффективно противодействовала бы широко распространенной практике манипулирования, инсайдерской торговли, спекулятивных атак на финансовых рынках отдельных стран, что предполагает тесное межгосударственное сотрудничество.

Автором обоснован  вывод, что глобализация бросает  новые вызовы и накладывает ограничения  на привычные формы функционирования финансовых секторов экономики. Однако, на наш взгляд, она также создает  новые возможности для тех  стран, которые могут воспользоваться  ее преимуществами, путем предоставления им и их гражданам лучшего сочетания  рисков и прибылей на активы и пассивы, а также более качественных финансовых услуг при низких издержках. При  реформировании современной архитектуры  мировой валютно – финансовой системы, по мнению автора, необходимо исходить из того, что:

Финансовые кризисы  демонстрируют опасность преждевременной  или недостаточно подготовленной либерализации  и подтверждают, что для ее успешного  проведения должен выполняться целый  ряд предпосылок. К ним относятся, прежде всего, проведение здоровой макроэкономической политики и наличие устойчивой и хорошо организованной банковской системы.

Информация о работе Исследование процесса развития МФЦ в глобальной финансовой системе